Светлана Лукашова
Кинезиологические упражнения как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. На современном этапе совершен переход на новый уровень образования. С появлением нового федерального государственного образовательного стандарта поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей стал одним из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне
Публикация «Кинезиологические упражнения как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае, эффективным средством коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с ОВЗ служит кинезиология, как один из методов здоровьесберегающих технологий.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В своей работе кинезиологические упражнения мы проводим в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.
Отметим важные моменты в проведении подобных упражнений :
Во время образовательной деятельности педагоги нашей группы проводят упражнения только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность кинезиологическими упражнениями прерывать нецелесообразно.
Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений мы проводим перед работой.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Признаки, по которым видны достижения детей таковы:
У ребенка пропадает страх отвечать перед группой детей, он становится спокойнее, увереннее в себе.
У некоторых детей появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Речь из бессвязной и односложной становится осознанной.
Дети начинают принимать правила сотрудничества и взаимопомощи.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
• Занятия мы проводим только утром.
• Занятия проводим ежедневно, без пропусков.
• Занятия проводим в доброжелательной обстановке.
• От детей требуем точное выполнение движений и приемов.
• Упражнения проводим по специально разработанным комплексам.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв.
Комплекс кинезиологических упражнений
для координации работы глаз и рук
(использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А. Л. Сиротюк)
Упражнения рекомендуем выполнять ежедневно в течение 6 - 8 недель по 15 - 20 минут.
Цель: улучшить навыки письма, интеграцию работы глаз и рук, сформировать визуальное и пространственное восприятие, развить координацию тела и двигательные навыки.
1. Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.
2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.
3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
4. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то же самое с правой рукой.
Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.
Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога – в расслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко. Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.
Комплекс кинезиологических упражнений
для интеграции визуальной и аудиальной модальности
Упражнения рекомендуем выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут.
Цель: сформировать зрительное и слуховое восприятие, развить зрительную и слуховую память.
1. Сидя или лежа, выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте упражнение, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темные предметы, затем только светлые.
2. Сидя или лежа, закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, будто ловите солнечный свет. Посмотрите на солнечный луч с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
3. Сидя, расположите ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову со стороны затылка, касаясь правой рукой левого уха и левой рукой правого. Пальцами выдвигайте затылок вперед. Закройте глаза и расположите голову на руках. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело – это опора.
4. Сидя, кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак. В следующий миг сожмите пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте через рот при каждой смене рук.
5. Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потом сделайте то же самое для правой руки.
6. Ребенку предлагаются цифры, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и др. Ребенок должен ощупать цифру, назвать ее вслух и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить воспитаннику самому вылепить из пластилина цифры. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3 - 4 цыфр на основе их осязания. Последующий этап тренировки – буквы вычерчиваются в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
7. Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите друг к другу, сгибая в
наружную сторону. Это же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца
сильно надавите последовательно на основания каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
8. Одновременно двумя руками вычертите в воздухе в зеркальном отражении информацию, которую необходимо запомнить (цифры, слова и т. д.). Одновременно с промахиванием проговорите эту же информацию.
Литература
1. Волкова Л. С. (ред.) Логопедия. М. ,1989,1995.
2. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинесиология для детей». М., 1984.
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. ,1973.
4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. ,1997.
5. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М. : Просвещение, 1983.
6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -М. ,Просвещение,1995.
7. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М. ,1999.