Екатерина Заверехина
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения направленные на развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
Головной мозг является основой высших психических функций: мышления, памяти, восприятия, внимания. Мозг отвечает и за планирование, управление движениями, принятиями решений.
Публикация «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Различные структуры мозга ребёнка созревают к шести годам, и постепенно прекращает формироваться в подростковом возрасте. Наиболее оптимальным для коррекции деятельности головного мозга является период его активного развития (до 6 лет).
Для успешного обучения и развития ребенка в школе является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Для преодоления у таких детей нарушений, а также предупреждения развития патологических состояний необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу. Одним из составляющих элементов такой работы является развитие межполушарного взаимодействия. У детей с ТНР как правило несформировано межполушарное взаимодействие. По этой причине не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. При развитии межполушарного взаимодействия происходит формирование всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать средствами кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Главной задачей образовательной кинезиологии является установление связи между интеллектом, чувствами и телом, которая помогает ученику легче усваивать информацию, усваивать самые сложные задачи, как интеллектуальные, так и прочие. Кинезиология в современном мире опирается на труды Н. А. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, И. П. Павлова, которые раскрывали данные о влияния движений и мышечной деятельности на поведение, мыслительные процессы и психику в целом.
Применение кинезиологических упражнений позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. В нашем дошкольном образовательном учреждении систематически применяются специальные кинезиологические упражнения у дошкольников с нарушением речевого развития. При этом для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.
Зависимость формирования речи ребенка от уровня развития общей моторики доказана экспериментально. Как показывают исследования, если объем движений соответствует возрастному периоду, то способность детей выражать вслух свои мысли также будет в пределах нормы. За счет развития крупной и мелкой моторики повышается работоспособность коры головного мозга. Кинезиологические упражнения на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками с нарушениями речи позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является фундаментом развития интеллекта. Для стойких положительных результатов развития дошкольников необходима совместная работа специалистов детского сада. При тесном взаимодействии учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре коррекционные упражнения включаются как во фронтальные, так и в индивидуальные занятия. Валидность и эффективность данной коррекционной работы очевидна. В дальнейшем для гармоничного развития дошкольников планируется систематизировать и интегрировать работу наших специалистов.
Р екомендации по применению:
• Упражнения можно проводить в любое время; •
• Ежедневно, без пропусков; •
• Требуется точное выполнение движений и приемов;
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом; •
• Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой;
• Продолжительность зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день;
• Каждое упражнение выполняются по 1 – 2 минуте;
• Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании.
В кинезиологической программе используются разнообразные комплексы упражнений : растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения для развития моторики и графомоторики. Примеры кинезиологических упражнений :
Тоже самое, но с написанием текста на бумаге - от простых слов, до коротких текстов. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Так же эти упражнения помогут взрослому человеку: восстановить работоспособность и продуктивность; реализовать свой внутренний потенциал; повысить точность выполнения действий при работе на компьютере, во время управления автомобилем и другими сложными устройствами; формировать уверенность при публичных выступлениях, собеседованиях, переговорах; развить творческие способности, спортивные навыки; развивать более ясное и позитивное мышление