Дьяконова Наталия Афанасовна
Кейс-технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-технологии в ДОУ
Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение. Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом.
Кейс – это строящее на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения.
Публикация «Кейс-технологии в ДОУ» размещена в разделах
Суть кейс – метода состоит в том, что усвоение нового является результатом активной самостоятельной деятельности детей по разрешению противоречий.
История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода является США.
Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции.
В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс может содержать :
Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи
Прежде всего, мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:
1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста
4. Планирование кейс-исследования, провести сбор и анализ материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Этапы работы с кейсом следующие :
Первый этап: подготовительный.
Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Третий этап: (анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Виды кейс – технологии :
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);
- Анализ конкретных ситуаций.
Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.
Кейс знакомит детей с реальной проблемой.
Рассмотрим пример кейс – иллюстрации по этапам:
Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте.
Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка?
Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации?
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий) :
Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Первый этап – перед вами фотография, рассмотрите её. Послушайте ситуацию.
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Помощник воспитателя накрыла на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.
Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной фотографии. Мальчик не ест суп.
Третий этап – Почему не есть? Из – за чего? Каковы могут быть последствия данного поступка? (хочет спать, не в настроении, болит что- то и т. д.)
Четвертый этап, – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? (Обратить внимание его на всех детей, которые обедают, предложить съесть не все, а часть, чтобы не болел живот.)
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий)
Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере могу сказать, что если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена! Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.
Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют) – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.
- Вот сейчас я вам продемонстрирую, как проигрывается такой кейс с детьми. Дети в роли лесных жителей, можно раздать им маски, а я буду играть роль медведя.
Медведь: Ой-ой-ой, какой же я больной.
Болит живот и голова,
Болят и лапки, хвостик,
Болят и зубы у меня –
Теперь больной совсем уж я.
Воспитатель: - А теперь дайте совет медведю как укрепить и сохранить здоровье. Что нужно делать, чтобы не болеть? (Лесные жители дают советы медведю.)
Медведь подводит итог: Спасибо, вам ребята, теперь я знаю, что бы быть здоровым нужно…. (что предложат перечислить)
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике. В данном случае дети вспомнили, что входит в ЗОЖ, что нужно делать, если заболел, высказались, предположили несколько вариантов решений, выбрали для себя самый оптимальный вариант и дали совет медведю.
Кейс конкретных ситуаций
Это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Например: Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась. Обсуждение ситуации: что произошло?
Обыгрывание ситуаций: Предложить разбиться на пары: один ребенок – мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.
В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
Таким образом, суть метода является стимулирование познавательной деятельности через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие, на утреннем сборе. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.