ботагоз мукажанова
Кейс-технологии как один из методов развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Кейс-технологии - один из методов развития монологической речи старшего дошкольного возраста.
Цель: Знакомство педагогов с кейс-технологиями - как одним из методов развития монологической речи старшего дошкольного возраста
1. Расширить знания о методе кейсов и их применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Публикация «Кейс-технологии как один из методов развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Участники: воспитатели.
Дидактический материал: презентация по теме «Кейс-технологии – один из методов развития монологической речи старшего дошкольного возраста».
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, кейсы.
«Кейс-технологии – один из методов развития монологической речи старшего дошкольного возраста». Здесь и сейчас, мы с вами оживим в памяти понятия: всю важность развития монологической речи дошкольников в наше компьютеризированное время. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является развития речи дошкольников, познакомимся с кейс - технологией и ее методами, это: метод- стадии, метод – иллюстрации и метод -кейс – фото.
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Название кейс-технология произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Концептуальные идеи «кейс-технологии» :
- знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;
- имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;
- формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс может содержать текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) и иллюстративный материал – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.
Для создания кейса нужно :
1. Определение темы и вопроса исследования (должны быть интересны детям).
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
- Первый этап: подготовительный.
- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
- На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время деятельности воспитанников.
- Третий этап: (анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процессе составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
- На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Типы кейсов.
- тренировочный – тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.
- обучающий – овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.
- аналитический – выработка умений и навыков аналитической деятельности.
- исследовательский – получение нового знания относительно развивающихся объектов.
- систематизирующий – систематизация ситуационного знания.
- прогностический – получение сведений о развитии данной системы.
В практике дошкольного образования можно широко использовать практические кейсы, среди которых выделяем следующие:
1. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в данном случае-развитие монологической речи). Я применяю следующие кейсы :
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.
Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
- Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
На первом этапе знакомимся с фотографией «Ребенок переходит дорогу» (см. полную версию статьи в приложении).
Предлагаю сформулировать проблему исходя из данной фотографии: (желающий участник мастер – класса формулирует проблему)
- Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?
На втором этапе демонстрирую фото 2. «Ребенок переходит дорогу» (см. полную версию статьи в приложении).
Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма» : Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Участники проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
На третьем этапе участники примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
На четвертом этапе участники делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».
Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.
Кейс – иллюстрации :
Игра 1 «Что сначала, что потом» (Сказка «Заюшкина избушка»)
Цель: расположение картинок в порядке развития сюжета; формирование и развитие связной речи. Вопросы и задания детям: - Распределите картинки в порядке развития сюжета в сказке; - Что было сначала до этой картинки? - Что было потом?
Игра 2 «Царевна-Лебедь. Какая она?»
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
Ход игры: В эту игру интереснее играть всей группой, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем детям слово «Царевна-Лебедь». Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какая она?».
Например: спокойная, волшебная, ласковая, легкая, светлая, нежная, красивая, грациозная, сказочная, таинственная, гордая, нетороплива. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Кейс – стадия :
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации.. (Преимущества интерактивной доски)
Ситуация для педагогов:
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама- Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима-Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама-Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима-Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама-Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик-замолчал и стал нехотя одеваться.
- В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение: гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения воспитателя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Представленные методы Кейс технологии будут успешно вами внедрены в воспитательно – образовательном процессе для развития речи монологической дошкольников.
Заключение…
Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт