Верзакова Татьяна Валерьевна
Кейс игр по экологическому воспитанию «Люби и охраняй природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше.
Игра – один из эффективных средств развития интереса, способствует созданию у детей эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющие им критически оценивать свои знания в активном действии.
Публикация «Кейс игр по экологическому воспитанию „Люби и охраняй природу“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии;
2) формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости компонентов природы: животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы;
3) развивать умение анализировать, делать умозаключения, устанавливать логические связи;
4) воспитывать отзывчивость, любовь к природе, бережное отношения к ней;
5) воспитывать желание прийти на помощь.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного детства.
В игровом пособии детям предлагается пройти по тропинкам открытий и познакомится с живой и неживой природой. Дидактическая игра «Живое-неживое» для дошкольников — средство ознакомления с окружающим миром, расширения экологических представлений. Дети узнают о природных объектах, о предметах, созданных руками человека, о том, что природа бывает живой и неживой. Педагог беседует с воспитанниками о свойствах объектов окружающего мира, обсуждает иллюстративный материал, знакомит с терминами «живой», «неживой». Игра состоит из игрового поля и карточек с изображением природных объектов. Дети раскладывают карточки в две колонки: живая и неживая природа. Дидактическая игра «Живая и неживая природа» учит развернуто и грамотно задавать вопросы, давать четкий и правильный ответ. Можно предложить детям описать изображение на картинке, составить предложения о предмете. Примерные вопросы со стороны педагога и предположительные ответы ребёнка: «Кто это?» — «Собака» — «Она живая?» — «Живая» — «Что собака делает?» — «Лает, бегает, кусает, виляет хвостом, нюхает, играет и т. д.»; «Что это?» — «Дерево» — «Оно живое?» — «Живое» — «Что делает дерево?» — «Растет, цветет, шелестит ветвями, гнется от ветра». Игра учит различать природные объекты и предметы, сотворенные руками человека. Дошкольники получают навык классификации, описания, рассуждения, формирования выводов. Игра может быть индивидуальной по принципу «педагог и ребенок» или групповой. Также детям предлагается набор карточек с изображениями природных и сделанных человеком предметов. Дети должны найти среди рукотворных предметов похожие по назначению или внешним признакам на объекты природы. Например, увидев картинку пчелиного улья, дети могут выбрать изображение человеческого дома, курятника, хлева.
Примеры схожих природных и сделанных человеком объектов для игры:
• паутина — сетка, решетка, марля, салфетка с кружевами;
• летящая птица — самолет;
• солнце — лампа, фонарь, прожектор;
• полевая мышь — компьютерная мышка;
• берлога — спальня, конура;
• ветер — вентилятор, фен;
• еж — щетка, расческа;
• растение колокольчик — музыкальный инструмент колокол;
• стрекоза — вертолет.
В игре «Будь природе другом», дети закрепляют правила поведения в лесу, что можно делать, а, что запрещено. Также, дети могут сами придумать правила, по бережному отношению к природе.
Игра «Экологические цепи», направлена на формирование элементарных представлений о взаимосвязях компонентов природы, растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Поэтому нельзя отлавливать насекомых, птиц, животных, иначе нарушиться цепь питания или как мы говорим экологическая цепочка. Детям можно рассказать, что животные леса по виду корма делятся на травоядных, хищников и всеядных.
В природе все находится в тесной взаимосвязи и нуждается в бережном отношении.
В игре «Мусор разделяй и природе помогай", дети знакомятся со свойствами предметов и правилами сортировки мусора: разделяют по материалам, из которых они были изготовлены. Детям предлагаются контейнеры и картинки с изображением предметов (мусора, нужно разложить по контейнерам: «Бумага», «Металл», «Стекло», «Пищевые отходы», «Опасные предметы», «Пластмасс».
Природа дает людям пищу, воду, различное сырье для промышленности и другие необходимые богатства, без которых жизнь человека на земном шаре невозможна.
Каждый из нас должен любить свою Родину, ценить все, что нас окружает.
Человек, вырастивший дерево, выходивший раненую птицу, никогда не сможет сломать цветущую ветку или разрушить муравейник, разорить птичье гнездо. Постоянное и доброе общение с природой необходимо каждому и должно стать важнейшей потребностью. И тогда нам откроется три главные заповеди – мы должны хорошо знать природу и ее законы, беречь и охранять ее, и конечно же, приумножать ее богатства!