Альбина Макоева
Организация развивающей среды в условиях семейного воспитания
▼ Скачать
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
Публикация «Организация развивающей среды в условиях семейного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2021
Но для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника, ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Задача родителей состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и язык искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Условия, созданные для развития малыша в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания. В теории и практике педагогики много внимания уделяется оборудованию игровых и групповых комнат для детей дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений именно в детском саду. Этому способствуют различные публикации и консультации специалистов, регулярные художественные тематические выставки по вопросам архитектуры, монументально-оформительского, декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации, мебели и интерьера. Но весьма мало информации о принципах построения развивающей среды в условиях семейного воспитания.
Итак, рассмотрим, какой опыт накоплен в отечественной педагогике и психологии по созданию предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент дошкольного образования. Это одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Исследователи рассматривали среду с разнообразных позиций, но чаще с точек зрения:
• обеспечения преемственности психического развития детей в их деятельности (Т. И. Белова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, А. Ж. Овчинникова и др.) [1, 2];
•создания системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (Н. Т. Гринявичене, Е. В. Зворыгина, Г. Г. Локуциевская, Л. Новоселова, А. А. Овчинников, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова и др.) [3, 6];
• формирования архитектурно планировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (О. А. Барханова, Н. М. Браиловская, Г. Б. Маркизова, Н. В. Михеева, Г. Н. Пантелеев, Л. Н. Пантелеева, Ю. П. Филенков, Н. Н. Щетинина и др.) [4, 5];
• преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды, формирование системы развивающей предметной среды детского сада (О. В. Артамонова, Л. М. Кларина, Л. Новоселова, В. А. Петровский, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова и др.).
Особенностью всех этих исследований стало усиливающееся внимание к построению предметно-пространственной среды в детском саду как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
В наши дни эти вопросы исследуют А. И. Савенков, О. В. Цаплина, Е. А. Пелих, С. Л. Новоселова, В. И. Ляскало, Е. А. Екжанова и др. Все они подчеркивают не только важность организации предметно-пространственной среды, но и необходимость ее вариативности, периодической изменчивости. Так что же такое развивающая среда в контексте семейного воспитания? Мы уже указывали на минимальную разработанность данной проблемы учеными и отсутствие публикаций по этому вопросу.
Предметно-развивающая среда семейного воспитания, которая дает возможность ребенку формировать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью родителя, но и самостоятельно, приобретает смысл понятия «развивающая среда». Действия ребенка с отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также сделать первые шаги в понимании социальных отношений. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы материальная домашняя обстановка была именно развивающей.
Предметно-пространственная среда обладает важнейшей способностью непосредственного и постоянного влияния на детей. Материальное окружение, организованное с целью предоставления большего пространства для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает и тренирует его воображение. Это особенно важно, если учесть слова английского психолога Т. И. Джонеса, что воображение «должно иметь постоянное, а неспорадическое применение». Как этого достичь в условиях семейного воспитания? Тем более уважаемые читатели могут указать нам на ряд объективных обстоятельств, затрудняющих внедрение полноценного явления «развивающая среда» в наши семьи, а именно:
— малометражность квартир; невозможность не то что выделить ребенку отдельную комнату, но иногда просто «уголок»;
— небольшой общий семейный доход по России и дороговизна различных игрушек и пособий для детей, что делает порой невозможным полноценно оснастить пространство ребенка;
— отсутствие у родителей элементарных знаний о том, как должна выглядеть комната ребенка, что ведет к частым перегибам в «дизайнерских» экспериментах родителей.
На самом деле все одновременно и сложно, и просто. Не споря с объективностью вышеперечисленных проблем, хочется сказать, что создание развивающей среды в семье — задача, требующая, прежде всего, четких позиций родителей, знаний об особенностях дошкольного периода детства и разумных материальных затрат.
Самое главное во взглядах родителей на игрушки и наполнение среды детской комнаты, это проверка:
1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т. е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата, который подтверждает безопасность материалов и оборудования;
2) безопасности материалов и оборудования, т. е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
Данные позиции наиболее важны в связи с тем, что сегодня на территории России существует почти никем не регулируемая продажа не сертифицированных и опасных игрушек, мебели для детей. Причем игрушка
может нанести как физический (потеря здоровья, так и психологический урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции);
3) развивающий потенциал игрушки.
Взрослый должен осознать, что предметно-пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера, но среда, тем более развивающая, не должна выполнять функцию статичного, раз и навсегда заданного пространства жизни. Это среда постоянного освоения и изменения, т. е. тех процессов, что так желанны и необходимы ребенку.
Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.
Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т. п., но и становится своеобразной лабораторией его самообразования. Предметно-развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности дошкольника, так как эта деятельность во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни ребенка, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал.
Говоря о роли среды в развитии детей дошкольного возраста, необходимо учитывать специфику данного возраста, а именно те особенности, которые отличают дошкольника от других старших субъектов образования (школьника, студента). В отличие от последующих возрастных этапов, именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка — своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношений к миру.
Дошкольное детство — наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития личности, становления ее базовых характеристик. В этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей. Главная функция взрослого (как педагога, так и родителя) на данном возрастном этапе — адаптировать ребенка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как познание мира, действие в мире, проявление отношения к миру.
Основное специфическое отличие дошкольного возраста от других возрастов заключается не только в том, что ребенок-дошкольник получает социальный опыт и новые сведения об окружающем мире от других людей, в первую очередь от взрослых, но и в том, что другой важный источник знаний, социального опыта и развития — окружающая его среда.
Именно среда становится для маленького ребенка носителем информации об окружающем мире. Дошкольнику, чтобы исследовать предметы, оценить все его качества и признаки, необходимо длительное время. В силу неустойчивости внимания ребенок часто отбрасывает игрушку, если через день, неделю ему предлагают новую. Вспомните свое детство. Наверняка у вас были две-три любимые куклы, плюшевый мишка или зайчик, которого вы включали во все свои игры, знали о нем все «вдоль и поперек». Это было связано не с тем, что они были особенно красивы, а с тем, что других игрушек, в силу дефицита того времени, почти не было. У современных детей наблюдается противоположная тенденция, они не могут удержать внимание на одной игрушке, так как игр и игрушек слишком много. От этого страдает становление и развитие таких психических процессов, как внимание, восприятие, ощущения и в конечном итоге мышление. Поэтому психологи и педагоги советуют единовременно для освоения ребенком должно быть не более 4–5 игрушек. Материальные затраты мы опишем в виде минимального, но обязательного набора тех средств предметно-пространственной среды, который необходим в каждой семье, имеющей ребенка-дошкольника
Рекомендации родителям по построению развивающей среды в семье.
В семье игры и игрушки для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.) можно разместить по аналогии с ДОУ, в «зонах», содержащих разнообразные материалы для игр и занятий.
Содержание «зон» нужно периодически (раз в месяц) менять. Это касается игрушек, мебели, материалов для продуктивной деятельности (лепки, конструирования, аппликации и т. д.). Вовсе не значит, что игрушки надо выбрасывать и покупать новые, нужно просто создать дома камеру хранения игрушек, из которой периодически выдаем ребенку те же игрушки, только немного им подзабытые.
Для детей раннего возраста нужны игрушки, вызывающие разнообразные зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Они не должны быть черными, вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка; должны издавать негромкий звук, сделаны из разных на ощупь материалов, так как ребенок в этом возрасте овладевает предметным замещающим действием. В перечень игрушек для детей раннего возраста включаем:
— куклы и мягкие животные крупных размеров;
— мячи разных размеров;
— погремушки, сенсорные игрушки, шнуровки;
— игрушки для игр с песком (ведерки, лопатки, формочки);
— доски и рамки- «вкладыши»;
— кубики, пирамидки, юла, вертушки;
— сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик);
— красочное панно (коврик) или крупная мягко набивная игрушка из тканей различной фактуры;
— «проблемный» ящик со звуковым, световым, механическим эффектами.
Родителю обязательно нужно учитывать возрастные особенности и потребности детей. Например, для детей третьего года жизни требуется достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении — лазании (спортивный модуль, играх с крупными мягкими модулями (мячи, кубы, крупный конструктор). Большинство игрушек должны нести богатую сенсорную информацию: греметь, свистеть, шелестеть, иметь разные виды поверхностей и т. п.
В перечень игрушек для детей третьего года жизни включаем: куклы и мягкие животные крупных и средних размеров;
- набор наручных кукол бибабо: семья и сказочные персонажи;
- разные виды автомобилей, паровозики;
- телефон, музыкальные игрушки;
- крупногабаритные деревянные напольные конструкторы, мозаики;
- набор строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов).
Для детей четвертого года жизни нужно подумать о зоне сюжетно-ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли — шлем, корона, плащ, сумка, щит, веер. Начиная с трех лет у ребенка должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, подарки от друзей и пр.
В перечень игрушек для детей четвертого года жизни включаем:
— наборы чайной и кухонной посуды (крупных и средних размеров);
— набор овощей и фруктов (объемные муляжи); — комплект кукольных постельных принадлежностей, разные виды автомобилей, паровозики, кукольные коляски;
— набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель);
—кукольная мебель, ширмы.
У детей пятого года жизни ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках. Поэтому они будут с большим удовольствием использовать созданные уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполненные разным содержанием и рассчитанные на игру двоих-троих детей. В пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов — восприятия, памяти, внимания и пр. Поэтому чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие внимание, память, речь и пр.
У детей данного возраста активно развивается сюжетно-ролевая игра. Поэтому необходимо сказать и о мебели-игрушке. Среди игрушек наблюдается засилье реалистических по образу игрушек и готовых атрибутов, что ограничивает игровые возможности детей, так как эти игрушки предназначены для реализации определенного и только одного сюжета. Создавая такую мебель, существенно отличающуюся по форме от обычной мебели, дизайнеры считают, что они ориентируются на развитие творческого мышления. Не стоит увлекаться покупкой такой мебели.
Она не учитывает специфику и пути развития детского воображения. В процессе своего творчества и в игре ребенок создает ни нечто совершенно новое, а некие модели окружающего его мира, в котором он выделяет не все, а важные для него в данный момент (и в данном возрасте) формальные признаки. Необычность детского творчества объясняется не столько тем, что ребенок создает абсолютно новые формы, сколько присущим ему своеобразием восприятия обычных форм.
Игрушки могут быть сказочными по форме, но в них ребенок легко узнает реальные прототипы. Наши наблюдения показывают, что дошкольник быстро остывает, теряет интерес к совершенно необычным формам, которые больше умиляют взрослых, чем детей. Как это ни парадоксально, но мы выяснили, что обычная по форме мебель дает большую свободу творческой активности ребенка, чем мебель, в форме которой уже, казалось бы, учтена его фантазия.
В свое время еще А. В. Запорожец отмечал, что ребенок предпочитает зонтик готовой игрушечной лошадке не потому, что он является символом, а потому, что на зонтике можно «ездить», а на игрушечной лошадке нельзя. И именно в этом проявляется не символизм, а реализм воображения ребенка.
Обязательно нужно включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полу функциональное игровое оборудование (например, ширмы); «запасник ценных вещей», где в коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Именно данные предметы обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно манипулировать ими. Статичные игрушки, учитывающие только репродуктивную активность ребенка, не стимулируют его творческое поведение, быстро исчерпывают возможные виды действия с ними.
Предметы-заместители и модули несущие знаковые (символические) функции, тем более необходимы, потому что игры старших дошкольников чрезвычайно разнообразны, и одни сюжетно-образные игрушки не могут удовлетворить творческие устремления детей. Предметы-заместители позволяют стремительно менять сюжет, причем без особых материальных затрат.
Интересно было бы создать в комнате ребенка подиум с мягкими подушками, на которых можно полежать, или легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем».
Помимо уже существующих в перечень игрушек для детей пятого года жизни включаем:
— фигурки человечков, набор солдатиков;
— набор фигурок: семья;
— машины разных размеров и различных служб: полицейские, пожарные, скорая помощь, строительная техника;
— трансформеры и технические игрушки;
— кукольная мебель, ширмы;
— замок, крепость;
— настольно-печатные игры;
— конструкторы для игр с песком и водой;
— подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т. п.);
— разные виды и наборы пазлов;
— подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи);
— емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры;
— сумки, корзинки, рюкзачки и т. д.
Проектируя развивающую среду для детей 6–7 лет жизни, нельзя превращать ее в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая для них среду, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А. В. Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: «Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить?» Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение».
В перечень игрушек для детей 6– 7 лет включаем:
— наборы мелких фигурок (5–7 см) : домашние и дикие животные, динозавры, сказочные персонажи, солдатики (рыцари, богатыри, семья;
— наборы посуды (крупных, средних и маленьких размеров);
— наборы масок;
— телефон, часы;
— различные виды сборно-разборного транспорта (наземного, воздушного, морского, подводного, луноход);
— набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная);
— замок, крепость, город, ширмы;
— ящик с мелкими предметами-заместителями;
— емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры;
— настольно-печатные игры;
— подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т. п. ;
— подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка);
— магнитная доска, наборы букв и цифр, наборы лекал [8].
Сегодня наблюдается массовое засилье игрушек — героев мультфильмов, пришедших к нам с экранов телевизоров и вызывающих проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.). Родителям следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия, а иногда даже вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Специфический материал, мы хорошо с вами знаем, для девочек — это куклы, коляски, для мальчиков — машины, пистолеты. Что же может быть общим в воспитании и девочек и мальчиков? Это конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино с картинками, спортивные и музыкальные игрушки. Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр., а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой и т. д. Эти особенности необходимо учитывать при планировке комнаты, в которой живет мальчик.
Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды : семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село, природные и парковые ландшафты — могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, а, следовательно, их психики.
1. Выготский Л. С. Эстетическое воспитание. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1996.
2. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольника. М. ,1985.
3. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : Метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в дет. садах и учеб. -воспитательных комплексах. М., 1995.
4. Пантелеев Г. Н. Участие детей в оформлении интерьера детского сада // Дошкольное воспитание. 1972. № 6. С. 21–27.
5. Пантелеева Л. В. Цвет и форма в оборудовании детского сада // 1966. № С. 93–95.
6. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 6–7 лет. М. : Олма Медиа Групп, 2010.
О. В. Цаплина СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Детский сад от А до Я № 4/2011