Елена Решетова
Каталог игр и этюдов для формирования эмоциональной сферы у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КАТАЛОГ
ИГР И УПРАЖНЕНИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ
НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ
У ДЕТЕЙ С ОВЗ
ВОЗРАСТА
Подготовила педагог-психолог Решетова Е. В.
1. Этюды на выразительность жеста
• «Заколдованный ребенок»
Публикация «Каталог игр и этюдов для формирования эмоциональной сферы у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Ребенка заколдовали. Он не может говорит. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает различные предметы и направления: шкаф, стол, внизу…
• «Вот он какой!»
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. С помощью жестов он характеризует предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, мелкий, длинный, короткий.
• «Не покажу!»
Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!» • «Я не знаю!»
Мальчику - незнайку о чем – то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».
Выразительные движения. Приподнять брови, опустить уголки рта, приподнять на миг плечи, руки слегка развести, ладонь раскрыть.
• Игра с камушками
Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль. Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу». • Этюд «Удивление»
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
• Этюд «Круглые глаза»
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».
Мимика: показать круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
• Этюд «Цветок»
(выражение удовольствия и радости)
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика: Глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены. • Этюд «Золотые капельки»
(выражение удовольствия и радости)
Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь.
Выразительные движения: Голову запрокинуть, рот полуоткрыт, глаза закрыть, мышцы лица расслабить, плечи опустить.
Музыкальное сопровождение «Золотые капельки» Д. Христова
• Этюд «Первый снег»
(выражение удовольствия и радости)
Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от приятного изумления. Все покрыто белым-белым снегом.
Утром глянул я чуть свет:
Двор по – зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю.
Эй! Смотрите, чудеса – Опустились небеса!
Было облако над нами, оказалось под ногами.
В саду стало чисто и красиво. Можно идти гулять.
Выразительные движения: откинуть назад голову, приподнять брови, улыбнуться.
• Этюд «Карлсон»
(выражение удовольствия и радости)
Ведущий предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом – у вас на крыше! Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен над вашим чердаком!
Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения:1. Надуть щеки. 2. Улыбнуться. • Этюд «Я – грозный боец»
(выражение удовольствия и радости)
Мальчик чувствует себя сильным и храбрым. Он, пока звучит музыка Г. Шумана «Марш», марширует по залу, воображая себя грозным бойцом:
Вот пегий мой конь, вот сабля моя,
И открыть я огонь могу из ружья.
Я – грозный боец, и очень силен,
И, как взрослый храбрец,
В боях закален.
• Этюд «Два клоуна»
(выражение удовольствия и радости)
Под музыку В. Адигезалова «Мне очень весело» два веселых клоуна жонглирует воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь бросают кольца друг другу.
Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть улыбкой, приподнять, глаза слегка прищурить.
• Этюд «Хорошее настроение»
(выражение удовольствия и радости)
Мама послала сына в булочную. «Купи печенье и конфеты, - сказала она. – Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было хорошее настроение.
Выразительные движения: Походка: быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.
Мимика: Улыбка
Музыкальное сопровождение «Хорошее настроение» Д. Львова - Компанейца
• Этюд «Чунга - чанга»
(выражение удовольствия и радости)
Путешественник пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех серьги, в волосах – красивые перья.
Выразительные движения:1. Танцевать 2. Улыбаться.
Путешественник решил остаться на этом острове. • Этюд «Встреча с другом»
(выражение удовольствия и радости)
У мальчика был друг. Но вот настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Выразительные движения: объятие, улыбка.
• Этюд «Северный полюс»
(выражение страдания и печали)
У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик- семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - быть по – моему вели.
Вели, чтобы я была на Северном полюсе.
И Женя тут же в летнем платьице, с голыми ногами, одна – одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов.
Выразительные движения: колени сдвинуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышат на пальцы. • Этюд «Остров плакс»
(выражение страдания и печали)
Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного то другого, но все дети- плаксы отталкивают его и продолжают реветь.
Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт
Музыкальное сопровождение «Плакса» Д. Кабалевского
• Этюд «Старый гриб»
(выражение печали и страдания)
Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.
Выразительные движения: Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу. • Этюд «Золушка»
(выражение печали и страдания)
В зале звучит музыка М. Воловаца «Золушка и принц»
Девочка изображает Золушка, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку…
Выразительные движения: поникшая голова, сведенная брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.
• Этюд «Сердитый дедушка»
(выражение гнева)
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?
Мимика: нахмуренные брови
. • Этюд «Король Боровик не в духе»
(выражение гнева)
Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно текста.
Шел король Боровик через лес напрямик.
Он грозил кулаком и стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе;
Короля покусали мухи.
• Этюд «Два сердитых мальчика»
(выражение гнева)
Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот –вот подерутся
Музыкальное сопровождение: Е. Болярова «Драчун» • Этюд «Страх»
(выражение страха)
Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?
Выразительные движения: голову откинуть назад и втянуть в плечи.
Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
Музыкальное сопровождение: Н. Маяковского «Тревожная колыбельная»