Качина Дарья Михайловна
Картотека «Живая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ИГР
РАЗДЕЛ «ЖИВАЯ ПРИРОДА»
Игры с предметами:
«Кто быстрее соберет урожай»
Цель:Развитие внимания, быстроты реакции на слово воспитателя.
Ход игры:Играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначениемовощи, а другая – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека. Выигрывает команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется.
«Чудесный мешочек»
Цель:Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.
Публикация «Картотека „Живая природа“» размещена в разделах
Ход игры:Ребенок достает из мешочка фрукт (овощ,осматривает, называет. К концу года можно использовать муляжи, активизируя память детей.
Усложнение:
1. Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка.
2. Воспитатель перечисляет признаки задуманного фрукта (овоща, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка.
«Узнай на вкус»
Цель:Закрепление представлений об овощах и фруктах. Сенсорное развитие.
Ход игры:У воспитателя два подноса. На одном - целые овощи и фрукты (огурец, морковь, капуста, помидор, яблоко, груша, апельсин, лимон, арбуз и т. п.). На другом подносе плоды, нарезанные кусочками. Нужно определить овощ или фрукт не глядя, по вкусу и показать целый плод на подносе. Воспитатель подходит к любому из детей. Дети не должны подглядывать, торопиться с ответом. Игра заканчивается перечислением принесенных овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них.
«Загадайте, а я отгадаю», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Найди свой дом», «Такой листок лети ко мне» и другие.
Настольно-печатные игры
«Где насекомое?»
Цель:Закрепление представлений о насекомых. Развитие внимания, памяти.
Ход игры:
На фланелеграфе на голубом и зеленом фоне «летают» и «ползают» знакомые детям насекомые (можно добавить несколько неизвестных). Например: муха, комар, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, муравей, пчела. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший загадку ребенок должен также найти картинку с его изображением.
«Куда села бабочка»
Цель:Закрепление и уточнение представлений о частях растения.
Ход игры:На мольберте модель «Зеленое растение». Маленькая бабочка из цветной бумаги «летает» и садится то на одну часть растения, тона другую. Дети по очереди их называют, а также объясняют их значение для растения.
«Узнай и назови цветок»
Цель:Закрепление представлений о цветущих растениях. Развитие памяти, связной речи.
Ход игры:На столе – «клумба» : разложены картинки с изображением красивых цветущих растений (розы, тюльпаны, маки, гвоздики, фиалки и т. п.). Водящий подходит к «клумбе» и отбирает картинки с известными ему растениями, называет их.
«Третий лишний»
Цель:Развитие логического мышления, связной речи.
Ход игры:На карточках изображены два насекомых и птичка, две рыбы и лягушка, два зверя и насекомое и т. д. Дети должны определить, кто лишний и объяснить свой ответ.
«Кто как двигается»
Цель:Закрепление представлений о способах передвижения живых существ.
Ход игры:Воспитатель раздает большие карты с изображением моделей органов движения (ноги, крылья, плавники) в центре. Затем поочередно показывает маленькие карточки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах подходящими картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет все квадраты.
По аналогии изготавливаются игры-лото «Овощи-фрукты», «Кто где живет» (среда обитания вода, воздух, земля).
«Дикие и домашние животные»
Цель:Закрепление представлений о диких и домашних животных.
Развитие внимания, интереса к живой природе.
Ход игры:На фланелеграфе домик, ель и фигурка грустной девочки. На столе рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикимиПоможем ей отобрать домашних животных. Дети ставят фигурки медведя, зайца, лисы, волка и т. п. к ели, а фигурки козы, коровы, лошади, собаки и др. к домику. Каждое животное они называют. В конце игры появляется фигурка веселой девочки.
«Кто прилетел в птичью столовую»
Цель:Закрепление представлений о птицах. Развитие умения узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Развитие речи. Воспитание интереса к природе.
Ход игры:Панно «Птичья столовая». В прорези вставлены картинки с изображением птиц, которые упоминаются в стихотворении «Прилетели птицы». Дети должны внимательно слушать, т. к. в стихотворении прилетают и птицы и небылицы. Услышав нелепицу, дети должны хлопнуть в ладошки.
«Узнай птицу»
Цель:Закрепление представления о птицах.
Ход игры:На панно «Дерево» размещены карточки с изображением птиц, знакомых детям. Воспитатель загадывает детям загадки о птицах, дети находят загаданных птиц на дереве. Или один ребенок (водящий) описывает птичку, а остальные ее называют и показывают.
«Весна –красна»
Цель:Уточнение и конкретизация представлений о весне. Закрепление представлений о природных явлениях, характерных для весны.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям картинки с изображением весенних и зимних пейзажей. Дети должны показывать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Словесные игры
«Что где растёт?»
Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут
овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.
«Вершки и корешки».
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни -
корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.
«Что сажают в огороде?»
Цель: Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным
признакам (по месту их произрастания).
«Найди, о ком расскажу».
Цель: Закрепить умение находить животное по его характерным признакам.
«Раз, два, три дерево назови».
Цель: Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).
«Кто живёт в лесу».
Цель: Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.
«Кто знает, пусть продолжает».
Цель: Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые - это).
«Найди листок, какой покажу».
Цель: Способствовать умению находить листок по показу.
«Собери дерево из частей».
Цель: Закреплять умение собирать из частей целое.
«Что сажают в огороде»
Цель:Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания, по способу применения).Развивать память, внимание, речь.
Ход игры:Отвечать на вопросы водящего нужно только «да» или «нет». Кто ошибется, тот отдает «фант». Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, то вы скажете «да», если же это в огороде не растет, то вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проиграет: поспешишь – людей насмешишь.
«Подскажи словечко»
Цель:Закрепление представлений о природе.
Развитие речи, находчивости, быстроты реакции.
Ход игры:Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают. Например: У медвежонка мама – медведица, а у бельчонка … У коровы теленок, а у овцы … Корова мычит, а лягушка … Ворона каркает, а воробей … И т. п.
«Знаешь ли ты»
Цель:Закреплять представления о животных. Обогащать словарный запас. Развивать быстроту мышления, речь детей.
Ход игры:Приготовить цветные фишки четырех видов для обозначения зверей, птиц, рыб и насекомых. Дети по очереди называют сначала зверей, затем птиц и т. д., выкладывая при правильном ответе фишку. Кто выложит больше фишек – тот выиграл.
«Узнай, что за зверь», «Догадайся, что за птица», «Что растет и кто живет в лесу»
Цель:Закрепление представлений о живых существах.
Развитие памяти, внимания, речи.
Ход игры:
Воспитатель подбирает серии загадок о животных, растениях леса. Игра проводится в форме викторины.
«Загадки голубого ручейка»
Цель:Закрепление представлений о живых существах, обитающих в воде и у воды. Развитие речи. Воспитание интереса к живой природе.
Ход игры:Дети отгадывают загадки о водных и околоводных животных и растениях (рыбы, лягушка, улитка, утка, гусь, и др.).
«Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт?»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе, которую они
приносят.
«С какой ветки детки?»
Цель: Закреплять знания о деревьях и их плодах.
«Загадки о животных» (лесных и домашних).
Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые
слова.
«Кто ползает, а кто летает»
Цель: Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения.
«Сложи картинку»
Цель: Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания
о временах года.
«Да и нет».
Цель: Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.
«Кто во что одет».
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела
(перья, чешуя, шерсть).
«Кто, где живёт»
Цель: Закреплять знания детей о насекомых и месте их обитания.
«Зоологическое лото»
Цель: Упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.
«Все по домам».
Цель: Учить, по внешнему виду домика, определять животное, в нём
живущее.
«Чьи детки?»
Цель: Способствовать умению называть животных и их детёнышей.
«Загадки об овощах»
Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые
слова.
«Какую пользу приносят».
Цель: Закреплять знания детей о домашних животных, и пользе, которую они
приносят.
«Опиши, мы отгадаем».
Цель: способствовать умению классифицировать растения по их признакам.
«Кто, где живёт?»
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде
обитания.
«Чья это тень?»
Цель: Закреплять названия животных, способствовать умению узнавать
животных по силуэту.
«Узнай дерево по ветке».
Цель: Способствовать умению детей узнавать и называть деревья и
кустарники по кроне, ветвям, плодам, стволу. Закреплять название деревьев,
произрастающих в средней полосе и на участках ДОУ.
Июль.
«Где, что растёт»
Цель: Формировать у детей элементарное представление о том, где растут
овощи, фрукты, цветы, деревья, грибы.
«Кого не стало?»
Цель: Развивать наблюдательность, зрительную память, закреплять названия
домашних животных.
«На птичьем дворе».
Цель: Способствовать умению детей узнавать и называть домашних птиц
(утка, курица, гусь, петух, индюк) и их детёнышей.
«Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты,
воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку,
дисциплинированность. Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и
разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода).
Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и
садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По
сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с
картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети
не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого
объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими
командами.
«Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни
животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные, об уходе за
ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь
к ним. Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки
аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т. д. Маленькие карточки с
изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т. д. ,
корма. Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего
маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет
любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта
карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно
для его животного. Для усложнения можно добавить корточки, не
относящиеся к этим животным.
«Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных
природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д.). Развивать мелкую
моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. Материал: Красиво
оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных,
настоящие или муляжи овощей и фруктов. Ход игры: Ведущий держит
мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на
ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки.
Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет,
который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из
мешочка и показывает всем ребятам.
«Угадай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде
природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать
память, речь. Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб,
птиц, насекомых, по числу участников или больше. Ход игры: Карточки
раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие
смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать
загадки.
«Овощехранилище»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних
признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для
хранения и заготовок, способах их заготовления. Материал: Плоскостное
изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для
хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами,
фруктами и ягодами. Ход игры: У каждого ребенка набор маленьких
карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в
зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки»,
из своих овощей, фруктов и ягод. Или из общего количества маленьких
карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для
каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды «Зоопарк» Цель:
Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких
животных (птицы, животные, воспитывать заботливое отношение, интерес и
любовь к ним. Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых,
продукты питания, овощи и фрукты. Ход игры: Детям предлагается
покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий
показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому
нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна
именно для его животного или птицы.
игра-сказка «ФРУКТЫ И ОВОЩИ»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих, оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
игра «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Насекомые»
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры:Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое –
бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании
круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
Дидактическая игра «Третий лишний».
Цель: Знания о многообразии птиц.
Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку,
должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт
одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют
предметы природы (той, которую указал воспитатель).
Дидактическая игра «Что за птица?»
Цель: Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или
загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы
меняются местами
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение?».
Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём.
Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»
Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.
игра «ОХОТНИК»
Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперё д и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т. д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
игра «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»
Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т. д.
игра «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».
Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.
«ПТИЦЫ»
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
игра «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»
Цель. Учить детей находить неточности в тексте.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»
Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.
Виноград созрел у нас. зимой среди ветвей
Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей.
Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –
Поздней осенью медведь
Это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
игра Сложи животное.
Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных. (каждое в двух экземплярах).
Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
игра Угадай, что где растет.
Дид. задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
игра Прилетели птицы.
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
игра Летает, плавает, бегает.
Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.