Надежда Кокорина
Картотека экспериментов, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, внимание акцентируется на развитии личностного потенциала. Необходимость развития способности личности к саморазвитию и самообучению определяется запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации. ФГОС ДО в качестве принципов определяет поддержку инициативы детей в различных видах деятельности и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Публикация «Картотека экспериментов, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме развития познавательного интереса обучающихся посвящено значительное количество исследований. Необходимость изучения интересов, присущих дошкольному возрасту, подчеркивали отечественные педагоги и психологи Л. И. Божович, Н. Ф. Добрынин, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина. Однако до настоящего времени недостаточно уделялось внимания формированию познавательного интереса у дошкольников.
Одним из средств развития познавательного интереса у дошкольников может служить детское экспериментирование. В педагогической литературе целый ряд исследований посвящен данной теме (О. В. Дыбина, Н. В. Нищева, Н. Рыжова, А. И. Савенков и др.).
На основе анализа психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов было выявлено ключевое противоречие: между необходимостью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста и недостаточным количеством методических пособии для организации непосредственной образовательной деятельности.
Детское экспериментирование было выбрано в качестве объекта проектирования не случайно. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Педагогическое проектирование - обязательный этап деятельности любого воспитателя, который предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности детей.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. В. С. Безрукова выделяет 3 этапа проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.
Первый этап - педагогическое моделирование (создание модели) - разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Второй этап - педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования.
Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных мероприятий. Данный этап предполагает пробацию картотеки опытов и экспериментов направленных на познавательное воспитание дошкольников.
Проанализировав различную литературу, можно констатировать проблему фактического отсутствия специализированных картотек экспериментирования, направленных на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста. Поэтому выбрана форма проектирования – картотека экспериментов.
При разработке картотеки экспериментирования, как средство экологического воспитание детей дошкольного возраста мы руководствовались принципами педагогического проектирования:
1. Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
2. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
3. Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
4. Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве;
5. Принцип постепенного усложнения.
Картотека - совокупность определенного количества карточек – носителей информации, объединенных, систематизированных и размещенных в определенном порядке, по алфавиту, темам, срокам. Под картотекой экспериментирования принято понимать - упорядоченное собрание данных, как правило, на карточках малого формата. Представляет собой каталог. Каждая карта является информационной единицей и предоставляет сведения о каком - либо хранимом объекте, с целью облегчения поиска этого объекта по определённым признакам, в данном случае по временам года. Упорядочение осуществляется обязательно по логическим критериям, по алфавиту, дате и т. д.
Каждая картотека имеет свое содержание, свою цель, задачи, не повторяет другие игры, но может быть взаимосвязано с ними. В сумме все игры одной картотеки формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении, условиях жизни. Картотека экспериментирования, направленная на познавательное развитие детей дошкольного возраста – это методическое пособие, предназначенное для воспитателей дошкольных учреждений, с целью облегчить организацию процесса познавательного воспитания детей с наименьшим ущербом для их здоровья.
Картотека экспериментирования позволяет ребенку игровым путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Так же преимущество разработки именно картотеки экспериментов состоит в том, что элементы картотеки можно применять и в ходе различных форм организации образовательного процесса, например, режимных моментов, или самостоятельной деятельности детей.