Ирина Голубева
Картотека упражнений по работе над слоговой структурой слова для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека упражнений по работе над слоговой структурой слова для детей дошкольного возраста. Часть 1
учитель–логопед Голубева И. Н.
МАДОУ № 6 «Золушка»
1. Упражнение «КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?» Цель:
Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении имен существительных ед. числа винительного падежа.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки : конь, бык, пони, пума
Публикация «Картотека упражнений по работе над слоговой структурой слова для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход игрового упражнения
Логопед сообщает ребенку, что животные, о которых пойдет речь, живут
в зоопарке. Затем показывает картинки, называя животных, изображенных на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видел в зоопарке?»
Логопед: Ребенок:
Это конь. Кого ты видел в зоопарке? Коня
Это бык. - «- Быка
Это пони. - «- Пони.
Это пума. - «- Пуму.
2. Упражнение «ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ»
Цель: Продолжать учить четко произносить слова слоговой структур 1-го типа в стихотворении.
Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения
Логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним стихотворение
И. Лопухиной — сначала по две строчки, потом по четыре.
Тома дома? Дома Тома.
Тема дома? Дома Тема.
Дома Тима, дома Дима.
Дома Катя, Надя, Лида,
Петя, Федя и Никита.
Было лето. Мама дома. Мое имя. У мамы дети. Дети были дома. Дети тихо пели. Мама вела Вову. Кате дали мыло. Вове дали меду. Дома мало воды.
Дети пили кофе. Иди, Таня, тихо. Беги мимо дома. Коля, пили липу. Люби, Ваня, маму. Дети были на лугу. Кони были на лугу. Быки были
на поле. Коля, не буди папу. Ходи тихо, не беги. Мама дала Кате дыню. Папа, тебе надо меду? На ноге у коня муха. Папа и Витя были дома. Аня
и Ваня пили воду. Таня, купи муку и кофе. У мамы дети — Вова и Катя. На фото мама, папа и дети.
3. Упражнение «НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Цель:
Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения
Логопед медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных
Логопед: Ребенок:
канава — канава — какао — канава какао
минута — монета — минута — минута монета
утенок — утенок — утенок — котенок котенок
калина — малина — малина — малина калина
колено — колено — колено — полено полено
Полина — Галина — Полина — Полина Галина
панама — панама — помада — панама помада
4. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
Упражнять в слоговом синтезе.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает или начинает его, затем называет слово полностью.
Логопед: слог –да побе… пома… пого…
слог ка- …ина … Лина …нава …као …юта
слог по- …лено …лина …ляна …беда …года …мада
5. Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО ПО ГЛАСНЫМ» Цель:
Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
Формировать навык элементарного слогового анализа.
Развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: предметные картинки : панама, кубики, вагоны, лимоны, пауки, кабина.
Ход игрового упражнения
Логопед выкладывает перед ребенком две картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Отгадай и скажи слова,
в которых есть эти гласные звуки».
Логопед: а_а_а, _у_и_и, а _о_ы, _и_о_ы _
Ребенок:панама, кубики, вагоны, лимоны пауки, кабина
6. Упражнение «ИГРА С МЯЧОМ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа
при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в ед. числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
а) с окончанием – Ы: панама, минута, ягода, поляна, канава, вагон, банан, букет, билет, филин, кабан, пион, буфет, батон, бутон, диван, бидон, томат
б)с окончанием – И: кубик, пудель, петух, педаль, медаль, домик, веник, паук, тюлень, олень, лебедь.
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
7. Упражнение «КТО У КОГО?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа
при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки
Ход игрового упражнения
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит : «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».
Логопед: Ребенок:
У кошки — котята.
У утки — утята.
У коровы — телята.
У гусыни — гусята.
8. Упражнение «ПОКАЖИ И НАЗОВИ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
Упр-ть в различении и практич. употреблении глаголов множ. числа прошедшего времени. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения
Логопед показывает парные сюжетные картинки и просит догадаться,
о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.
Логопед: Ребенок:
бегала — бегали
лепила ходила копала болела катала давала думала гуляла
9. Упражнение «Закончи предложение» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. Упражнять в образ-и, различ-и и употреблении приставочных глаголов. Оборудование: вода и различная посуда, сюжетные картинки. 1. Образование глаголов по демонстрации действия. Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу. Логопед: Ребенок: Воду в чашку. налили. Воду из чашки. вылили. Цветы водой. полили. 2. Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда. Логопед, показывая сюжетные картинки, произносит начало фразы и задает вопрос. Ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу. Логопед: Ребенок: Дети воду в лейку (что сделали) налили. Мальчики водой цветы (что сделали) полили. Наташа и Галина воду из ведра (что сделали) вылили.
Зимой ребята водой каток (что сделали) залили. ( Аналогично: мыли, умыли, помыли, вымыли. 10. Упражнение «СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ»
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа
при закреплении обобщающих понятий. Развивать слуховое внимание.
-Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его
Логопед: Ребенок:
Ягоды: дыня, малина, мак Малина
Аналогично: мебель: дом, комната, диваны; овощи: томаты, липа, мука фрукты: какао, лилии, лимоны; цветы: липа, пионы, малина.
11. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением. Расширять и активизировать словарный запас.
- Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
Логопед: острая лопата Ребенок:тупая лопата
Аналогично: домашние (дикие, гладкая бумага (мятая, громкая музыка старая панама, близко, направо
12. Упражнение «КОГО ТЫ ВИДЕЛ?»
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа
при употреблении имен сущ-ных единств. числа винительного падежа.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки : олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, макака.
Ход игрового упражнения
Логопед показывает ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видел?»
Логопед: Ребенок:
Это олень. Кого ты видел? Оленя.
Аналогично с остальными картинками 13. Упражнение «ЧТО ТЪІ ДЕЛАЕШЬ?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит : «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»
Ребенок: Я копаю. Я катаю. Я болею. Я гуляю. Я думаю. Я падаю.
Я бегаю. Я кидаю.
14. Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки : монета, лебеди, петухи, копыто, домино, бумага.
Ход игрового упражнения
Логопед показывает картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок, услышав правильное название предмета, изображенного на картинке, должен хлопнуть в ладоши и повторить слово.
Логопед: тонема, номета, монета Ребенок: монета Аналогично: беледи, лебеди, дебели (лебеди);
тупехи, хетупи, петухи (петухи);
покыто, топыко, копыто (копыто);
номидо, мидано, домино (домино);
габума, бумага, магабу (бумага)
15. Упражнение «ЧТО ДЕЛАЛИ МЕТЕЛИ?»
Цель: Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов множественного числа прошедшего времени. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения
Логопед предлагает ребенку: «Послушай стихотворение и ответь
на вопрос: «Что делали метели?»
Логопед: Ребенок:
Зимой над лугами летели метели. Летели.
У дома завыли, на поле гудели. Завыли, гудели.
Напели метели мотивы зимы. Напели.
И кутали снегом поля до весны. Кутали.
(Стихотворение рекомендуется для разучивания.)
16. Упражнение «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа
при употреблении имен существительных в форме предложного падежа
с предлогом «НА». Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки : кабаны, ягоды, кубики, лимоны, монеты, поляна, калина, диван, буфет, комод.
Ход игрового упражнения
Перед ребенком выкладываются пары картинок : кабаны – поляна, ягоды – калина, кубики – диван, лимоны – буфет, монеты - комод
Логопед предлагает положить одну картинку на другую и составить словосочетания с предлогом «НА», отвечая на вопрос: «Кто (что) на чем?» Одновременно анализируется логичность ситуации: «Так бывает или нет?»
Ребенок:кабаны, на поляне, ягоды на калине, кубики на диване, лимоны на буфете, монеты на комоде
17. Упражнение «НАЗОВИ ПО-ДРУГОМУ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки : пилюля, каюта, галеты.
Ход игрового упражнения
Логопед показывает картинки, называет предметы, изображенные на них, и объясняет значение малознакомых слов.
Логопед:Пилюля — овальная таблетка. Каюта — комната на корабле. Галеты — сухое, несладкое печенье.
Затем предлагает ребенку заменить слова в предложении с опорой
на картинку.
Логопед: Пете дали овальные таблетки. Ребенок:. пилюли.
На корабле удобные комнаты.. каюты.
Белка грызет сухое несладкое печенье. … галеты
18. Упражнение «ЧЬИ ВЕЩИ?»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа
в предложениях. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед, показывая сюжетные картинки, произносит предложение
и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжат. прилагательные.
Логопед: Ребенок:
У мамы помада. Это чья помада? Это мамина помада,
У папы медали. Это чьи медали? Это папины медали
У Вовы кубики. Это чьи кубики? Это Вовины кубики,
У тети утята. Это чьи утята? Это тетины утята.
У Вани монеты. Это чьи монеты? Это Ванины монеты
У Коли билеты. Это чьи билеты? Это Колины билеты
У Пети бумага. Это чья бумага? Это Петина бумага,
У дяди погоны. Это чьи погоны? Это дядины погоны.
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛ0ГА (3-й тип слоговой структуры)
19. Упражнение «ДОГОВОРИ СЛОВО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения
Вариант 1 Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком М, затем называет слово полностью
Логопед: До Ребенок:М- дом
Аналогично: да (м, ды (м, ко (м, га (м, та (м)
Вариант 2 Ребенок произносит первый звук М, логопед договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью : (м)ай, (м)оль, (м)ох, (м)ыть, (м)ать
Ребенок: М Логопед: ак Ребенок:мак
20. Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа
при образовании имен существительных единственного числа
от множественного числа. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет имя существительное
во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово
в единственном числе: киты, быки, дубы, кони, бои, века, дома, меха, тени, дни, пни
21. Упражнение «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. Развивать внимание и зрительную память. Оборудование: предметные картинки : бак, люк, дым, мох, мед, лев. Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком 5—б картинок и говорит : «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что запомнил». 22. Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
Упражнять в соглас-и притяж. местоимения «мой» с сущ-и муж. рода
Оборудование: предм. картинки : тень, дед, ель, лед, мех, тюль, пух, пень.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и род слова «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».
Ребенок: мой дед мой мех мой тюль мой лед мой пух мой пен
23. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Слова : да, ночь, взять, север, верх
24. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 2-ГО ТИПА
В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
У хаты тополя. Мы видели филина. У дома пели петухи.
Лилии и пионы увяли. У дома воды по колено. Бабуля выпила пилюли.
У Полины новая помада. На поляне гуляли олени. Катя и Вова вымыли ягоды. Дима и Петя удили налима. Коля и Толя ходили на охоту.
Мама и няня купали Полину. До обеда мы гуляли на поляне.
Полина и Елена копали канаву. Полина и Никита лепили лебедя.
На камине дети увидели паука. У Никиты болело левое колено.
У дома малина, лилии и пионы. Таня и Катя полили пионы и томаты.
25. Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
Учить определять предмет по существенным признакам или действиям. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки : ель, дом, лев, ком, бык, пух.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать
и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед: Ребенок:
Ветвистая, высокая, зеленая, колючая. ель.
Старый, кирпичный, двухэтажный. дом.
Грозный, большой, с лохматой гривой. лев.
Большой, круглый, снежный. ком.
Белый, легкий, птичий. пух.
26. Упражнение «ЛАБИРИНТ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. Развивать зрительное и слуховое внимание. Оборудование: бланк с переплетенными линиями. Ход игрового упражнения Логопед читает начало фразы, ребенок прослеживает линию глазами и находит ее конец. Логопед читает слово, ребенок повторяет его, затем произносит предложение полностью.
Ребенок:мак (У Тани мак., пень (У дома пень. ,тень (У дуба тень., фен (У мамы фен., конь (У папы конь.)
27. Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными. Расширять и активизировать словарный запас.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Оборудование: картинки с изображением предметов
во множественном числе.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает :
«Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где пять таких предметов,
и назовешь их».
Логопед: Муха Ребенок: пять мух
Аналогично: липа, дыня, нота, баня, хата, няня, ива
28. Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. Учить подбирать рифмующиеся слова. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
-Зеленеет даль полей. Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? Май
-У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится. Угадали? Это … Кот
- С подстриженной гривой он скачет ретиво.
Чуть шпорами тронь. Кто же это? Конь
29. Упражнение «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа
при употреблении синонимов. Формировать целостное восприятие предмета. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки, разрезанные на две части. Ход игрового упражнения Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например, про дом можно сказать «здание» и т. д.
Логопед делит разрезные картинки : одну часть оставляет себе, другую отдает ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому.
Картинки : здание (дом, лошадь (конь, книга (том, дорога (путь) битва (бой)
30. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом – ИК: кот, ноль, дом, том, год
б) с суффиксом - ОК – дым, мед, лед, ком, дуб
в) с суффиксом -ЁК - конь, пень, тень, день