Нина Александровна Волкова
Картотека упражнений артикуляционной гимнастики. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика для детей 3 – 6 лет. Глава 1.
Цель. Развивать артикуляционный аппарат детей.
Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно
1. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности и ловкости языка, губ, щёк, уздечки.
Публикация «Картотека упражнений артикуляционной гимнастики, Часть 1» размещена в разделах
2. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребёнку.
3. В начальный период артикуляционную гимнастику ребёнок выполняет перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает его язык.
4. Артикуляционная гимнастика проводится в виде игры не дольше 5–10 минут.
5. Ребёнок упражнения гимнастики выполняет после показа взрослого.
6. Если у ребёнка некоторые упражнения не получаются с первого раза, повторите их вместе с ребёнком ещё раз. Будьте терпеливы, ласковы, спокойны.
7. После того, как упражнение усвоено, ребёнок может выполнять его без показа взрослого (по названию).
8. Взрослый обязательно контролирует правильность и чёткость выполнения упражнений. Не наказывайте ребёнка за неправильно выполненное упражнение.
Этот маленький дружок –
Наш весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался всегда,
Каждый день зарядку делаем
Перед зеркалом, шутя!
Игровое упражнение «Заборчик – улыбка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Заборчик-улыбка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение детей удерживать губы в улыбке, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок».
— Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл. Этот маленький дружок – наш весёлый Язычок. Если бы не было его, не сказали бы ничего. Дети, покажите мне, пожалуйста, ваш язычок.
Дети выполняют задание.
— Дети, как называется дом Язычка?
— Дом Язычка называется рот, там Язычок все время живёт. Красные двери зовём мы губами. Белые зубы сидят за дверями. Из дома Язычок не убегает, самоизоляцию соблюдает. Дети, что защищает дом Язычка?
— Губы рот закрывают и открывают, зубы вход охраняют. Дети, Язычком губы приласкайте, туда-сюда Язычком пробегайте.
Педагог показывает, дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети провели языком по верхней и нижней губе.
— Дети, Язычок спрятался в домик, отдыхает. Домик Язычка охраняем, зубки смыкаем.
Педагог показывает, дети выполняют задание.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Заборчик – улыбка"».
— Дети, зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем.
Один, два, три, четыре, пять! Любят дети поиграть!
Губы соединяем, заборчик закрываем.
Наши губы улыбнулись, прямо к ушкам потянулись.
Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз. Педагог контролирует, чтобы дети при улыбке не подворачивали внутрь верхнюю и нижнюю губы.
(Упражнение «Заборчик – улыбка». Улыбнёмся, покажем верхние и нижние сомкнутые зубы. При произнесении звука «ы» губы, зубы и язык принимают нужное положение. Удерживаем губы в таком положение 5 секунд).
— Великолепно, дети! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Игровое упражнение «Окошко».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Окошко». Развивать артикуляционный аппарат детей, мышечную силу и подвижность губ детей.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Окошко"».
— Дети, Язычок утро встречает, окошко открывает. Вот широкое окно, открывается оно. Губы открываем, язычок не выставляем.
Педагог показывает.
(Упражнение «Окошко». Откроем медленно, широко рот. Беззвучно произнесём звук «а». Закроем рот. Язык спокойно лежит за нижними зубами, кончик языка у передних зубов).
— Дети, игру начинаем, окошко открываем и закрываем.
Дети выполняют задание.
Вот широкое окно, открывается оно.
Губы открываем, язычок не выставляем.
Шире, шире! Так держать!
Пора окно нам закрывать.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети широко открывали рот, не выставляя язык. Повторить упражнение 5-6 раз.
— Дети, Язычок мир изучает, из домика выбегает. Рот открываем, язычок выпускаем. Язычок в дом забираем, губы закрываем.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети широко открывали рот. Повторить упражнение 3-4 раза.
Игровое упражнение «Дудочка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дудочка». Развивать артикуляционный аппарат детей, умение вытягивать вперёд округлённые губы. Укреплять круговую мышцу рта.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Дудочка"».
— Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл. Этот маленький дружок – наш весёлый Язычок. Язычок упражнение выполняет, понарошку на дудочке играет.
(Упражнение «Дудочка». Тянем губы вперёд дудочкой. При произнесении звука «у» губы и язык принимают нужное положение. Подуем на свою ладошку).
— Язычку, дети помогаем, упражнение вместе с ним выполняем. Педагог показывает.
Дети выполняют задание.
Губы дудочкой сложите и вперёд тяните.
На дуде играем, воздух выдуваем.
Ладошку подставляем, с ветерком играем.
Педагог контролирует, чтобы дети при выполнении «дудочки» не открывали широко рот.
Игровое упражнение «Бублик».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Бублик». Развивать артикуляционный аппарат детей.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Бублик"».
— Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл. Этот маленький дружок – наш весёлый Язычок. Язычок упражнение выполняет, бублик изображает.
(Упражнение «Бублик». Округлённые губы слегка вытянем вперёд. Зубы открыть. При произнесении звука «о» губы и язык принимают нужное положение. Удержим губы в таком положение 5 секунд).
— Язычку, дети помогаем, упражнение вместе с ним выполняем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание.
— Бублик мы изобразили – плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, бублик надо удержать. Раз, два, три, четыре, пять! Съели бублик мы опять!
Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети широко открывали рот, округляя губы, не выставляли язык. Повторить упражнение 5-6 раз.
Игровое упражнение «Доброе утро».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Доброе утро». Развивать артикуляционный аппарат, мышечную силу и подвижность губ детей.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Доброе утро"».
— Дети, с Язычком играем, упражнение выполняем. Ротик широко открываем, воздух пропускаем, губы помогайте, зубы не мешайте.
Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз.
Доброе утро, окно открываем, заборчик проверяем.
Удивились, губки бубликом.
В дудочку играем, воздух выдуваем. А-ы-о-у
— Замечательно! Молодцы! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Игровое упражнение «Варенье».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Варенье». Развивать артикуляционный аппарат детей.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Варенье"».
— Дети, вы любите варенье?
— Язычок вареньем угощает, губки облизать предлагает. Улыбнёмся, откроем рот. Закроем широким языком верхнюю губу. Слижем языком варенье с верхней и нижней губы.
Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Хвостик язычок поднял, губу верхнюю обнял.
Раз, два, три, четыре, пять, очень весело играть.
Ох, и вкусное варенье, жаль осталось на губе!
Что тут долго рассуждать, губы надо облизать.
Повторить упражнение 5-6 раз
Игровое упражнение «Блинчик».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Блинчик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Блинчик"».
— Дети, Язычок в блинчик играет, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно. Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Широкий язык на губу положили,
в блинчик его превратили.
Широкий язык блин напоминает,
на окошке остывает.
Один, два, три, четыре, пять.
Отдыхаем! Блинчик убираем.
Повторить упражнение 5-6 раз
Игровое упражнение «Котёнок».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Котёнок». Развивать артикуляционный аппарат детей.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Котёнок"».
Язычок по улице гулял, и котёнка увидал.
Котёнок молоко лакает, язычок туда-сюда мелькает.
Мы в котят играем, молоко лакаем.
— Дети, в котят вас превращаю, молока предлагаю. Улыбнёмся, откроем рот. Покажем широкий язычок, и спрячем его.
Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 3-4 раза.
Игровое упражнение «Гвозди».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Гвозди». Развивать артикуляционный аппарат детей.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Гвозди"».
— Дети, что такое гвозди?
— Гвозди – это железные палочки, с одной стороны острые, с другой стороны у гвоздя шляпка. Дети, чем забивают гвозди в стену?
— Молоток – инструмент, которым ударяют по гвоздю. А вот нашему Язычку молоток не нужен. Язычок ремонт затевает, нас на помощь приглашает. Дети, а вы умеете забивать гвозди?
— Только гвозди у нас не простые, а волшебные. Забивать гвозди мы будем нашим язычком.
(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звук «т» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).
Педагог показывает упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем, упражнение начинаем.
Язычок широкий на помощь позвали.
за зубками бугорки отыскали.
По бугоркам языком ударяем.
словно гвозди забиваем.
Т-т-т, т-т-т, т-т-т, т-т-т.
Гвозди наши хороши,
ты работай, не спеши.
Т-т-т, т-т-т, т-т-т, т-т-т.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
Игровое упражнение «Дятел».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дятел». Развивать артикуляционный аппарат детей.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Дятел"».
— Дети, дятел это кто?
— Дятел – это птица. Язычок за дятлом наблюдает, песню дятла повторяет. Д-д-д. Д-д-д. Язычку, дети помогаем, песню дятла напеваем.
(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звук «д» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).
Педагог показывает упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок широкий
на помощь позвали.
за зубками бугорки отыскали.
По бугоркам языком ударяем.
песню дятла повторяем.
Д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
Игровое упражнение «Барабан».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Барабан». Развивать артикуляционный аппарат детей.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Барабан"».
— Дети, барабан – это что?
— Барабан – это музыкальный инструмент. Барабаны разные бывают, по-разному играют. Язычок на своём барабане играет, по бугоркам ударяет.
(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звуки «да» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).
Педагог показывает упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок широкий
на помощь позвали.
за зубками бугорки отыскали.
По бугоркам языком ударяем.
на барабане весело играем.
Да-да-да, да-да-да, да-да-да.
Звонко барабан наш играет,
да-да-да, да-да-да, повторяет.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
Игровое упражнение «Массаж языка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Массаж языка». Развивать артикуляционный аппарат детей.
Игровой материал: картинка «Упражнение "Массаж языка"».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Массаж языка"».
— Дети, Язычок массаж обожает, гибкость свою улучшает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу. По широкому языку постучим зубами. Язычок отдыхает, затем массаж продолжаем. Широкий язык пошлёпаем губами.
Педагог показывает упражнение.
Язычок гулять пошёл, молоточки он нашёл.
Молоточки застучали: Та-та-та, та-та-та.
Язычок наш подковали: Та-та-та, та-та-та.
Язычок наш отдыхает, никуда не убегает.
Тихо, мирно он лежит, никуда он не спешит.
Вот он губы повстречал и с губами поиграл:
Пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя.
Язычок наш отдыхает, снова массаж повторяет.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 5 раз.