Ольга Чиданова
Картотека русских народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
По своему характеру — это игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребности малышей в движении и в образном, поэтическом слове.
Публикация «Картотека русских народных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Сочетание движений с песней помогает ребенку понять содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Все движения, используемые в плясках, знакомы малышам (ходьба, бег, прыжки, повороты, но здесь они связаны между собой и сопровождаются мелодией.
Движения хороводных игр пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и мелодии. Они будят воображение ребенка, развивают музыкальные способности и художественный вкус.
Мы в кружочек встали
Цель: Усвоение простых танцевальных движений, резвости, чувства ритма.
Ход игры: Взрослый поет, а дети, стоя в круге, повторяют движения, о которых говорится в песенке:
Мы в кружочек встали,
С тетей мы плясали.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли!
Ножки выставляли!
(Дети выставляют вперед то одну, то другую ножку)
Хлопали в ладошки,
(Хлопают в ладошки)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли!
Ножки выставляли!
(Выставляют ножки)
Над головкой тоже
Хлопали в ладоши.
(Хлопают в ладоши над головой)
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли!
Ножки выставляли!
(Выставляют ножки)
Ручки поднимали,
Тете помахали.
(Поднимают ручки и машут)
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли!
Ножки выставляли!
(Выставляют ножки)
(А Ануфриева)
Не следует петь быстро, так как дети могут не успеть выполнить необходимые движения.
Дождик
Цель: Обучение выполнению движений в соответствии со словами песенки.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на коврике, взрослый говорит:
Дождик, дождик, ты не лей,
Наших деток пожалей:
Сидят дома деточки,
Словно птицы в клеточке.
Дети сидят, положив ладошки под щечку.
Солнышко, солнышко,
Посвети немножечко!
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть!
Дети встают на ножки, хлопают в ладошки, играют.
Снежок
Цель: Развитие умения действовать согласованно.
Ход игры: Дети стоят кружком, держась за ручки:
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок. (Топают ножками)
Мы потопаем, мы потопаем!
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать. (Хлопают, в ладошки)
Мы похлопаем, мы похлопаем!
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей. (Прыгают на месте)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
(А. Ануфриева)
Ножки и ладошки
Цель: Усвоение танцевальных движений, развитие чувства ритма.
Ход игры: Дети подражают действиям взрослого.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат!
(Бег на месте, руки на поясе)
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький!
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
(Дети стоят на месте и хлопают в ладоши)
В ладошки-ладошечки
Веселые хлопошечки!
А как пустимся бежать,
Никому нас не догнать!
(Дети бегут по комнате за взрослым)
Мы народ удаленький,
Хоть и очень маленький!
А теперь вприсядочку
С нашей тетей рядышком,
(Полуприседания на месте, руки на поясе)
Книзу, кверху, раз и два —
Вот как пляшет детвора!
Веселый каблучок
Цель: Развитие музыкального слуха, умение выполнять ритмичные движения.
Ход игры: Дети стоят кружком, взявшись за руки, поют и танцуют:
Дружно за руки взялись,
Кругом весело прошлись.
(Дети берутся за руки и идут по кругу)
Припев:
Веселый каблучок
Выбивает чок да чок!
(Стучат каблучками о пол)
Эх! Вприсядку веселей —
Мы попляшем поскорей!
(Стоя на месте, приседают — руки на поясе)
Припев:
(Стучат каблучками о пол)
Ай да пальчики у нас,
Тоже все пустились в пляс!
(Руки подняли, перебирают пальчиками)
Припев:
(Стучат каблучками о пол)
Вот бежит, бежит вперед
Наш веселый хоровод!
(Бегут к центру и обратно)
Припев:
(Стучат каблучками о пол)
Ох, устали мы плясать,
Лучше сядем отдыхать!
(Садятся, ножки вытянуты)
Припев:
Каблучок, мой каблучок,
Не стучи ты чок да чок!
(Грозят пальчиком и попеременно стучат каблучками)
Припев:
Отдохнули и встаем,
Снова все плясать пойдем!
(Встают и стучат каблучками о пол)
Припев:
Веселый каблучок
Выбивает чок да чок!
(А. Ануфриева)
Игра с бубном
Цель: Развитие слуха, чувства ритма, умения двигаться под музыку.
Материал: Бубен.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках, а рядом на стуле лежит бубен.
Взрослый поет:
Вышел Петя вперед,
Петя бубен берет,
Будет Петя играть,
Будет Оленька плясать!
Ля-ля-ля.
(А. Ануфриева)
Выходит названный ребенок, берет бубен, ударяет по нему, а другой ребенок пляшет.
Пляска с платочками
Цель: Обучение танцу с платочком.
Материал: Платочек.
Ход игры: Дети становятся в кружок с цветными платочками в руках, поют и танцуют:
У кого в руках платочек,
Тот пойдет ко мне в кружочек, (Помахивают платочками)
Он платочек свой покажет,
Весело помашет.
Припев:
Вот-вот, вот какой,
Вот какой платочек мой! (Кружатся, подняв платочки вверх)
Вот какой платочек мой!
Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки
(Двумя руками берут платочки за два уголка и поднимают их высоко над головой)
И поднимем выше, выше,
Выше наших ребятишек!
Припев: (2 раза)
Сядем тихо все в кружочек,
Спрячемся за свой платочек,
(Садятся на корточки и закрывают платочками лица)
А потом, а потом —
Всех ребяток мы найдем!
(Опускают платочки и встают)
Припев: (2 раза)
Как похожи на цветочки,
Наши яркие платочки.
(Поднимают платочки, держа за уголки, кладут их на головку)
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи!
(Руки на поясе, свободно пляшут)
Припев: (2 раза)
(А. Ануфриева)
Матрешки
Цель: Развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений.
Материал: Платочки.
Ход игры: Взрослый и дети надевают яркие платочки. Взрослый поет и пляшет, а дети подражают его движениям.
Мы — матрешки,
Все мы крошки,
Поплясать хотим немножко
(Стоя на месте, покачивают головами вправо и влево, быстро кружатся, притопывают ногами)
Мы — матрешки,
Все мы крошки,
У нас новые сапожки.
(Стоя на месте, покачивают головами. Медленно выставляют вперед то одну, то другую ногу)
Мы — матрешки,
Все мы крошки,
Побежать хотим немножко.
(Бегут вперед вслед за взрослым)
Мы — матрешки,
Все мы крошки,
Погуляем по дорожке.
(Идут за взрослым, на ходу обмахиваясь руками — жарко)
Мы — матрешки,
Все мы крошки,
Ах, устали наши ножки!
(Присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки локоть левой)
В промежутке между куплетами взрослый спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску.
Мы — матрешки,
Все мы крошки,
Снова пляшут наши ножки!
(Поворачиваются то вправо, то влево)
Мы — матрешки,
Все мы крошки,
Всем поклонятся матрешки. (Кланяются)
(А. Ануфриева)
Наши детки на полу
Цель: Развитие чувства ритма, умение начинать и заканчивать движение по команде взрослого, укрепление мышц ног.
Ход игры: Дети ходят по кругу под песню взрослого:
Наши детки на полу
Ножками затопали. (Дети идут группой)
Посмотрите, хороши
Наши детки-малыши!
Ходят детки ножками,
Новыми сапожками.
(Ходят, высоко поднимая ноги, при слове «стоп» — останавливаются)
Топа-топа-топа-топ,
Топа-топа-топа-стоп!
Впереди далекий путь,
Деткам нужно отдохнуть. (Отдыхают)
Топа-топа-топа-топ,
Топа-топа-топа-стоп!
А потом пойдем опять
Мы по комнате гулять.
(Снова идут группой и опять останавливаются при слове «стоп»)
Топа-топа-топа-топ,
Топа-топа-топа-стоп!
(А. Ануфриева)
Зайчики
Цель: Развитие умения действовать согласованно, танцевать парами.
Ход игры: Дети стоят парами, взявшись за руки и под песенку взрослого прыгают, танцуют:
Наши детки веселились,
Детки парами кружились,
(Кружатся, держась за руки, прыгают, как зайчики)
И кружились и плясали,
Словно зайчики скакали!
Прыг-скок, прыг-скок, (Встают, смотрят на ножки)
Разорвался башмачок!
Все ребятки на пол сели, (Садятся на пол)
На ботинки посмотрели,
Чтоб ботинки починить,
Надо гвоздики прибить. (Стучат кулачками по подошве)
Надо гвоздики прибить,
Тук-тук, тук-тук!
(Повторяется первый куплет)
Ох, устали наши ножки,
Мы похлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши)
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Мы похлопаем в ладошки.
Мы в ладошки постучали,
Наши рученьки устали.
(Прижимают руки к груди, «качают» их)
Положу их, покачаю.
Баю-баю, баю-баю.
Отдохнули мы немножко
Снова пляшут наши ножки!
(Свободная пляска детей.)
Ля-ля-ля.
(А. Ануфриева)
Игра с мишкой
Цель: Обучение сюжетной игре с мишкой.
Материал: Игрушечный медведь.
Ход игры: Ребенок сидит рядом со взрослым, который держит на руках игрушечного мишку и говорит:
Ах, мишка-медведь,
Что ты вздумал реветь?
Не лежи на боку,
Мы прогоним тоску!
Взрослый ставит мишку на пол, мишка «пляшет», дети хлопают в ладоши.
Запоем веселей,
А ты ног не жалей!
Вот как мишка наш пошел!
Милый миша, хорошо!
Вот так! Еще лучше!
Милый мишка нас научит.
Вот так! Что за пляс!
Научи-ка, мишка, нас!
(А. Ануфриева)
Пляшут все дети вместе.
Играем в прятки
Цель: Развитие внимания, памяти, знакомство с некоторыми музыкальными инструментами.
Материал: Дудочка, погремушка или другие музыкальные игрушки.
Ход игры: Один угол комнаты отгораживается яркой занавеской, чтобы там мог спрятаться ребенок. Взрослый, предлагая ребенку поиграть в прятки, прячется за шкаф, за занавеску и т. д., кричит «Ау!» Ребенок находит взрослого то в одном, то в другом месте комнаты, затем взрослый предлагает прятаться ребенку, а он будет его искать. Взрослый отворачивается и ждет, пока ребенок спрячется, после чего ходит по комнате, «безуспешно» разыскивая ребенка, и поет при этом:
Я по комнате хожу,
Кати я не нахожу.
Ну, куда же мне идти,
Где мне Катеньку найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат, прибегут
И со мной плясать пойдут!
Взрослый берет дудочку (или любой другой инструмент) и играет.
Ребенок выбегает, и они вместе танцуют. Если ребенок не устал, взрослый снова предлагает ему спрятаться и снова ищет его. Берет в руки погремушку, встряхивает ею и поет:
Погремушечка, звени,
Нашу Катю позови.
(А. Ануфриева)
Ребенок выбегает, взрослый дает ему погремушку, ребенок танцует.
На дворе мороз и ветер
Цель: Развитие памяти, чувства ритма, расширение словарного запаса.
Ход игры: Ребенок выполняет движения, указанные в тексте песни:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки-крошки,
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
(А Ануфриева)
Игра с куклой
Цель: Обучение сюжетной игре с куклой.
Материал: Кукла.
Ход игры: Кукла сидит на стульчике, ребенок берет ее, ходит по комнате и вместе с взрослым поет:
Наших кукол мы возьмем,
С куклами гулять пойдем. (Ребенок берет куклу за обе ручки)
Мы шагаем не спеша,
Раз и два, раз и два.
Мы за ручки кукол взяли,
С ними вместе поплясали. (Пляшет вместе с куклой)
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Пляшет куколка моя.
Уложила куклу спать, (Укачивает куклу)
Стала песню напевать.
Баю-баю, баю-бай,
Глазки, кукла, закрывай.
Вот проснулась кукла-крошка,
Причешу ее немножко.
(Поднимает куклу, сажает ее на стульчик, приглаживает волосы)
Тихо-тихо, не шали,
Потихонечку сиди.
Кукла будет отдыхать, (Пляшет)
А Надюшенька плясать!
(А. Ануфриева)
Зима
Цель: Знакомство с русской народной песней, развитие памяти.
Ход игры: Игра сопровождается показом куклы. Взрослый говорит:
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Катя по снегу бежала,
Поскользнулась и упала.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Таня куколку взяла,
Вместе с куклой в пляс пошла.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
(А. Ануфриева)
Взрослый показывает, как кукла бежала и упала. Затем предлагает ребенку поднять куклу и поплясать с ней.