Ольга Бочкова
Картотека ритмических игр
▼ Скачать + Заказать документы
РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игры на освоение музыкальной грамоты и музыкального языка
Словесно-ритмические игры
1 Послоговый речевой ритм (младшая 3-4 года)
Ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ
___
2 «МАШИНЫ»
Цель игры: научить детей слушать музыку, чётко исполнять простейший ритмический рисунок.
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Темочки
Ход игры.
Звучит песня «Машины», слова Л. Мироновой, музыка Л. М. Назаровой. Дети поют и свободно двигаются по залу, имитируя движение машин.
На слова «Би-би-би» - хлопают в ладоши
---
3 ИГРЫ С ИГРУШКАМИ ИЛИ КАРТИНКАМИ
Педагог приносит на занятие любую игрушку (картинку, вместе с детьми здоровается с ней и чётко произносит её название, затем ещё раз, одновременно хлопая в ладоши.
Название персонажа прохлопываем только четвертными длительностями.
Игрушке даётся имя.
КОШ-КА – ТА-ТА
МИШ-КА – ТА-ТА
ЗАЙ-ЧИК СТЁПА – ТА-ТА ТА-ТА
В работе с детьми 5 года жизни ритм усложняется :
ЗАЙ-ЧИК СТЁ-ПА – ти-ти ТА-ТА
КУК-ЛА КА-ТЯ – ти-ти ТАТА
Отхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щёчкам, по полу (ногами).
___
4 БАРАБАН
Цель игры: закреплять умения исполнять простейший ритмический рисунок.
Ход игры. Педагог предлагает детям послушать, как разговаривает барабан.
Вместе повторить его песенку:
«БАМ! БАМ! БАМ!».
Далее вместе со стихотворением проговорить, пропеть слова, выполняя ритмические движения. Мне купили барабан – БАМ, БАМ, БАМ!
Я на нём играю сам – БАМ. БАМ. БАМ!
Варианты исполнения:
• Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладоши или по коленям.
• Хлопать ладошками по полу.
• Хлопать одной рукой по коленям одну фразу, другой рукой вторую фразу.
• Стучать палочками по полу, палочкой о палочку, менять руки с палочками на каждую фразу.
• Ритмично ударять кулачком о кулачёк.
• Ударять пальчиком о пальчик.
• Дети ритмично маршируют по залу : на слова «БАМ, БАМ, БАМ!» шлёпают руками по коленям или хлопают в ладоши.
___
5 Игры с именами
* «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)
Игра- Приветствие «Эхо»
Цель: продолжать создавать обстановку доверия в группе, развивать групповую сплоченность. Развивать эмоциональную выразительность, внимание, быстроту реакции.
Ход приветствия: Каждый ребенок проговаривает и прохлопывает свое имя (например, Та-ня). А все остальные дети, как эхо, его повторяют.
* «Назови и прохлопай своё имя ласково»
* «Угадай своё имя по хлопкам».
* «Назови и прохлопай имя своего друга»
* «Придумай ритмичные движения к своему имени»
Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т. д.
---
6 Ритмическое озвучивание стихов
Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).
«Дождик» Э. Мокшанцева
- Кто там топает по крыше? | |
Топ-топ-топ || |
Чьи шаги всю ночь я слышу? | |
Топ-топ-топ. || |
- Я теперь усну едва ли. | |
Топ-топ-топ. || |
Может, кошек подковали? | |
Топ-топ-топ. || |
---
7 «Барабан» А. Барто
На парад |
Идёт отряд. |
Барабанщик |
Очень рад: |
Барабанит || ||
Барабанит || ||
Полтора часа подряд! | |
Левой, правой! | |
Левой, правой! | |
Барабан || |
Уже дырявый!|| || |
---
8 Игра «Дятел»
Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок, как «ЭХО».
Дол-бит дя-тел в ле-су сук,
Раз-да-ё тся: тук-тук-Тук!
Тук-Тук-тук-тук-тук-тук
Тук-тук-тук-Тук-тук-тук
Тук-тук-Тук-тук
---
9 Игры-приветствия
Игра-знакомство «Колокольчик» (младший возраст)
Дети становятся в круг. Один ребенок играет на колокольчике и пропевает свое имя по слогам. Дети повторяют мелодию имени, передает колокольчик следующему. Игра продолжается.
---
10 «Игра - приветствие с бубном «Бубен»
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи: развивать метроритмический слух; закреплять навык игры на бубне; развивать коммуникативные навыки.
Ход игры.
Дети сидят по кругу, сопровождают слова хлопками. Ребёнок, у которого в руках бубен стучит в него и говорит со всеми слова:
«К нам (имя ребёнка) пришла,
Она бубен взяла.
Поиграла, поиграла
И (имя ребёнка) отдала».
После слов бубен передают следующему, сидящему по кругу ребёнку и игра повторяется.
11 Ритмическое упражнение «Стоп, машина»
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»
___
12 Ритмическая игра «Капельки»
Цель: Упражнять детей ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Кап! Кап! Я — капель,
У меня в апреле (стучат указательным пальчиком по ладони)
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям,
Детям на игрушки,
Кап — кап — кап!
Воробью
Прямо на макушку. (легко прикасается пальчиками к голове)
___
13 Весенняя телеграмма В. Суслов
Дятел сел на толстый сук,
Тук да тук. || |
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук. || |
Телеграммы срочно шлет,
Туки-туки-тук. || || |
Что весна уже идет,
Туки-туки-тук. || || |
Что растаял снег вокруг,
Туки-тук, туки-тук. || || |
Что подснежники цветут,
Туки-тук, туки-тук. || || |
Дятел зиму зимовал,
Тук да тук. || |
В жарких странах не бывал,
Тук да тук. || |
И понятно, почему
Скучно дятлу одному.
___
14 Игра-приветствие «Барабан». (средняя)
1 вариант Дети двигаются по залу под звуки ручного барабана, на котором играет ведущий. Барабан замолчал, ведущий выкрикивает имя ребенка, который становится новым ведущим. Игра продолжается.
2 вариант В центре зала на полу лежит барабан. Под легкую музыку дети свободно бегают. На паузу останавливаются и ребенок-ведущий, подбегает к барабану, говорит свое имя по слогам, ударяя при этом в барабан. Все дети идут в заданном ритме и повторяют имя ведущего. Затем выкрикивает имя другого ребенка. Игра продолжается, выходит новый ведущий.
___
15 Ритмическое упражнение «Как на горке — снег, снег».
Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку — четыре удара).
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
___
16 Игра-приветствие «Ла-ма-на-ча»
1 вариант Дети стоят по кругу и поют приветственную песенку слогами: ла-ла-ла-ла. Педагог говорит по слогам: «Здрав-ствуй-те», - и играет на колокольчике (погремушке, палочках). Колокольчик передает соседу рядом. Дети продолжают петь мелодию по слогам: ма-ма-ма-ма. Ребенок с колокольчиком говорит:»Здрав-ствуй-те», играет на колокольчике и передает его соседу рядом. Игра продолжается.
2 вариант На 1 куплет на слово «Здрав-ствуй-те» каждый участник играет колокольчиком и передает колокольчик соседу справа. На 2 куплет все поют и озвучивают конец фразы звучащими жестами.
2 куплет Дети: «Ты у-лыб-нись» (хлоп-хлоп-хлоп)
И –пес-ню спой (шлеп-шлеп-шлеп)
Я- бу-ду петь (топ-топ-топ)
Вмес-те с то-бой (хлоп-шлеп-топ)
___
17 Игра «Знакомство» (старший возраст)
Каждый ребенок прохлопывает своё имя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши, щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.
Задачи: развивать у детей умение находить различные варианты имени, сопровождать имена звучащими жестами, игрой на музыкальных инструментах.
1 вариант Ритмизация имени. Закрепляем понятие ритма и осознаем, что ритм живет в каждом имени. Хлопками изобразить ритмические рисунки своих имен, ударные слоги отмечать более сильными хлопками и озвучить имя любым инструментом.
Давайте с вами познакомимся:
Ма-ша – 2 хлопка
Ле-он-тий – 3 хлопка
Ян – 1 хлопок
2 вариант Озвучить считалки.
Ма-ша, На-та-ша, Се-ре-жа, Ан-тон
Ко-ля, А-ле-ша, Сла-ва и Се-ре-жа.
Варианта исполнения.
Рассказать считалку с различными вариантами произношения: тихо-громко, быстро-медленно, высоко-низко, на зверинном языке, загадочным голосом, в нос, на различные слоги, ритмично говорить и передавать ритм звучащими жестами : хлопать, топать, шлепать, щелкать. Озвучивать считалки музыкальными инструментами (всю считалку сопровождать игрой на одном музыкальном инструменте, озвучить каждое имя разными инструментами) подбирать мелодию для имени, зная ритм своего имени, придумать мелодическую интонацию имени)
___
18 Ритмическое упражнение «Магазин».
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрёшки расписные,
Есть машинки заводные.
Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение.
___
19 Ритмическое упражнение «Скворушки».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.
Сквору – сквору-скворушки,
Распушили пёрушки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
___
20 Ритмическое упражнение «На птичьем дворе».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
___
21 Ритмическое упражнение «Олень»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.
Содержание.
Трав копытами касаясь,
Ходит по тундре рогатый красавец.
Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерё дно ногами на каждый слог:
По снегу шёл олень,
И гулял он целый день
___
Ритмические игры с предметами
1 Речевая игра «Ворона»
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Материал: Карандаши по количеству детей.
Содержание.
Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку — четыре удара).
— Ты, ворона, где была?
Что, ворона, принесла?
- Я летала на базар,
Принесла вам «кар-кар».
___
2 Гвоздь и молоток
Гвоздь и молоток – поочередно выставлять палочки перед собой
Построили мосток – стучать палочкой о палочку
Мы по мостику пойдем – стучать одновременно двумя палочками по полу
И друзей себе найдем – стучать шляпками палочек в воздухе перед собой
___
3 Веселые палочки.
Вы скачите, палочки Стучат по полу двумя палочками одновременно,
Как солнечные зайчики. Отмечая каждую четверть.
Прыг – прыг, - Стучат палочкой о палочку.
Скок – скок.
Прискакали на лужок. – Стучат по полу палочками по очереди восьмыми.
Правой ножкой топ-топ. – Стучать правой палочкой на каждую четверть.
Левой ножкой топ-топ. – Стучать левой палочкой на каждую четверть.
На головку сели, - Сделать «рожки» и пошевелить ими.
Песенку запели. – Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.
___
4 Обезьянки
Игра на развитие чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: Ритмические палочки, кубики, музыкальные молоточки и пр. по числу играющих детей.
Ход игры: Воспитатель: Жили – были обезьянки. Они очень любили играть и повторять всё, что увидят и услышат. Вот видят они, мама девочку зовё т: Ма – ша! (дети играют ритм на палочках) Ма- шень-ка! (Повторяют ритм). Бе – ги до-мой! (повторяют ритм) и т. д. По ходу игры воспитатель может использовать различные стихи, песенки, просто слова, произнося их по-разному, задавая различный ритмический рисунок.
Примерный литературный материал:
Ва-си-лЁк, ва-си-лЁк,
Мой лю-бИ-мый цве-тОк!
Та-ра-кАн-кАн-кАн!
Ху-ли-гАн-гАн-гАн!
У-хо-ди-те, тУ-чИ!
Без дож-дя нам лУч-шЕ!
Па-ро-ао-зик, па-ро-вОз!
Ты ку-да ре-бят по-вЁз?
СОл-ныш-ко, сОл-ныш-ко,
Зо-ло-то-е дО-ныш-ко!
Не-ле-тАй, со-ло-вЕй, у о-кО-шЕч-кА.
Ан-дрЕй, во-ро-бЕй,
Не го- нЯй го-лу-бЕй!
___
5 Весёлые молоточки
Игра на развитие чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: Металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и тд. По числу играющих.
Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребё нок его повторяет:
Воспитатель: Возьмём молоточки мы, Вова, с тобой
Я первой сыграю, а ты вслед за мной.
1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук
(Ребёнок повторяет) тук-тук-тук
С дуба жё луди летят: тук-тук-тук
(ребёнок повторяет) тук-тук-тук
Повтор песенки – запевки
2. Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук.
Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук.
Повтор песенки – запевки
3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук.
Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.
___
6 Игрушки пляшут
Игра на развитие чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.
Ход игры: 1вариант
Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.
Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,
Но не знают как, с чего начать.
Вышел заинька вперёд
Всем пример он подаёт
Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.
Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.
2 вариант
Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.
3 вариант
Дети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать
Но не знают как, с чего начать!
Я притопну раз! Я прихлопну раз!
Посмотрите на меня,
Дружно делайте, как я!
Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм.
Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.
4 вариант
Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.
Примечания: Для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счё тный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр. любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.
___
7 Лошадки
Игра на развитие чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.
Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др) :
На молоденькой лошадке
Цок-цок, цок-цок,
Цок-цок, цок-цок!
На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:
А на старой да на кляче
Трюх-трюх-трюх,
Да в ямку – бух!
Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи.
Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Игра в лошадки»
___
8 ЭХО
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить музыкальный слух и чувство ритма У детей. Необходимое оборудование: набор карандашей.
Ход игры.
Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить. Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы. Примечание. При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.
___
Знакомство с длительностями
1 ИГРА С ЗАЙКОЙ
Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).
Оборудование: бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.
Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой
Ход игры.
Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения и сыграть на бубне сильную долю.
Зайка-зайчик,
Серенький кафтанчик.
Розовенький носик.
Коротенький хвостик.
Любит заинька плясать
Мы же любим поиграть,
Ну-ка, зайка, попляши, попляши
Свою удаль покажи, покажи,
Лапками прыг прыг,
Ушками дрыг-дрыг.
В бубны весело мы бьем,
Зайке песенку поем.
Вот и пляске конец.
Ай да зайка!
Молодец!
___
2 Игра «Дирижер»
Учить извлекать звуки с помощью музыкальных инструментов, развивать внимание. Инструменты лежат на полу. Дети выбирают по желанию любо инструмент. Дирижер – кукла взмахивает палочкой – играют все дети (оркестр). Дирижер прячется в домик – оркестр молчит (ПАУЗА). Дети меняются инструментами. Игра продолжается.
___
3 Игра «Кошка-матрешка»
Дети говорят хором: «Кошка, матрешка, слон, попугай,
Петрушка, лягушка, зеленый трамвай
Педагог выкладывает картинки (игрушку) по тексту. В каждом новом прочтении текста вводится музыкальная пауза, при этом картинка убирается, а вместо слова звучит музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты во время паузы могут заменять любое слово (несколько слов).
Кошка, матрешка, пауза (слон) попугай.
В паузе звучит маракас, треугольник, бубен, камешки
Петрушка, пауза (лягушка, зеленый трамвай.
В паузе звучит коробочка, палочки, пуговицы, рубель.
___
4 Игра «Сильные и слабые»
Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого разделить детей на две группы, и играть – одна группа становится сильной долей, и должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли. Слушать марш, польку и вальс, чтобы закрепить полученные знания на практике.
___
5 Игра «Звучащий клубок»
На занятие приносится клубок ярких ниток ( тянуть нитку и пропевать: «У-у-у», звук обрывается, нитку отрезать, положить на фланелеграф. Так выложить несколько лучиков- ниточек.
Предложить взять на столе один лучик-ниточку, выложить кружок (кружки разные по размеру)
Положить солнышки в середину кружков.
Дать понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов –Та- и –ти-
К большим солнышкам приложить всю ладонь, маленьких слегка касаться пальцем, одновременно попевая –Та- или –ти-
___
6 «Петушок»
Цель: расширение представлений детей о длительности звучания звуков
Игровой материал: большой и маленький петушок.
Ход игры: Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка – длинным движением.
Затем попробовать сыграть на инструментах.
В подготовительной группе детей знакомить с длительностями., четвертными и восьмыми, нотами
___
7 ИГРА С МЯЧОМ
Цель игры: развитие чувство ритма, внимания, координацию движений, коммуникативные качества у детей.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В руках у одного из них мяч. Нужно передавать мяч по кругу точно на сильную долю, говоря при этом слова:
Ты лети весёлый мячик
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый мячик,
Тот сейчас станцует нам.
Ребёнок, у которого на слово «нам» остался в руках мячик, выходит в круг и танцует. Остальные дети аплодируют ему в такт музыки.
___
8 Игра «БУМКА»
Цель игры: воспитывать музыкальное внимание, ритмическую и музыкальную память, коммуникативные качества.
Ход игры. Дети становятся в круг, в центре которого ребёнок с мячом, исполняющий роль медвежонка Бумки. Звучит «Песня о медвежонке», во время проигрыша ребёнок, исполняющий роль медвежонка Бумки, бросает мяч, на сильную долю, поочерёдно каждому игроку, стоящему в кругу. Ребёнок, которому Бумка бросил мяч, бросает его, на сильную долю, обратно игроку, исполняющему роль Бумки. Тот ребёнок, у которого мяч остался в финале проигрыша становится в круг, теперь он исполняет роль медвежонка Бумки. Исполняется следующий куплет.
ПЕСНЯ О МЕДВЕЖОНКЕ
Слова Вернер-Бёнке, музыка Ханса Наумильката
1. Толстый медвежонок мой –
Он всегда такой смешной!
Всем ребятам он знаком –
Бумкой мы его зовём!
Припев: Ну-ка, Бумка,
Ну-ка, Бумка,
Не зевай!
Ну-ка, Бумка,
Ну-ка, мяч поймай!
2. Добрый медвежонок мой
Машет лапой, как рукой
Всех друзей зовет он в дом –
Бумкой мы его зовём!
3. Любит медвежонок мой
Целый день играть со мной!
Хочет стать он вратарём!
Бумкой мы его зовём!
___
9 Хлопок- шаг
Теперь попробуйте «сыграть» четыре удара руками и ногами поочерёдно. Попробуйте отбивать ритм в два раза чаще, то есть, задействуйте половинные и восьмые.
Усложняйте задачу, меняйте последовательность:
например, два шага – хлопок или три хлопка – шаг, следите за чёткостью.
В выполнении упражнений на развитие чувства ритма имеет значение систематичность тренировок.
___
Чтение ритмических цепочек и партитур
1 «ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
1 ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ:
- карточки, на которых изображён ритмический рисунок знакомых детям песен в картинках;
- детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, бубен, музыкальный молоточек, барабан и др.)
Ход ИГРЫ:
Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой детям песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и поют её на слоги «та», «ти».
Ведущим становится тот, кто первым отгадал песню по ритму.
___
2 Прежде чем дети начнут играть по ритмической партитуре, они должны усвоить ритмические фигуры, которые в ней используются. Для этого они предварительно прорабатываются по карточкам.
Ритмические фигуры прохлопываются и проигрываются на шумовых музыкальных инструментах (ложках, бубнах, кастаньетах и т. п.) на двух, трёх занятиях. Для выполнения этих заданий дети должны быть знакомы с понятиями «долгие» и «короткие» звуки, владеть навыками игры на детских шумовых инструментах. Фигуры проигрываются по подгруппам и индивидуально.
Так пляшет мишка, зайка, белка, ежик.
___
3 Слушай и хлопай
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в движении.
Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями
Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.
Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется «Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп. Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.
Рекомендуемый музыкальный материал: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Брамс «Венгерский танец»
___
4 Игра «Звучащий кубик»
Цель: учить детей прохлапывать, простукивать, проигрывать на ударном инструменте ритмический рисунок.
Ход игры: педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит веселая мелодия и дети передают кубик друг другу, произнося текст.
Кубик детям передай
Что покажет нам, сыграй!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, на стороне, что изображено на кубике нужно прохлопать или взяв инструмент сыграть.
___
5 «Определи по ритму»
Цель: развитие умения соотносить ритмический рисунок с мелодией
Игровой материал:
- карточки, на которых изображён ритмический рисунок знакомых детям песен в картинках;
- детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, бубен, музыкальный молоточек, барабан и др.)
Ход игры: Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой детям песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и поют её на слоги «та», «ти».
Ведущим становится тот, кто первым отгадал песню по ритму.
___
6 Восприятие ритма :
Прослушать изолированные удары и определить их количество:
- показать карточку с соответствующей цифрой,
- записать серию ударов,
Назвать число ударов: // 2, /// 3, //// 4
Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов - показать карточку с соответствующей цифрой, - записать соответствующий ритм,
- назвать число ударов
а) // /; / //
б) /// /; / ///; // //
в) // ///; /// //; / // ///; // / ///; // // /
г) /// ///; // ////; / /////; // // //; // /// /; / /// //; / // ///; ///// /; / //// / Прослушать серию акцентированных ударов, определить, сколько и каких ударов было сделано - показать соответствующую карточку с записью аналогичной серии
___