Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет «Звук [Ч]»
▼ Скачать
Игровое упражнение «Кузнечики».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
Стрекочут, стрекочут
Кузнечики в траве,
Ч-ч-ч. Ч-ч-ч. Ч-ч-ч.
Стрекочут, стрекочут
Кузнечики везде,
Ч-ч-ч. Ч-ч-ч. Ч-ч-ч.
— Дети, в кузнечиков вас превращаю, стрекотать предлагаю.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет „Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Педагог взмахивает волшебной палочкой. Дети выполняют задание.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Кузнечики по одному выступают, мягко-мягко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя стрекотать прошу. Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Потрясающе, дети! В кузнечиков играли, звуки чётко повторяли.
Игровое упражнение «Песенка кузнечиков».
Задача. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слоги.
— Кузнечики проснулись, потянулись, ножками играли, громко стрекотали: "ча-чу-че, ча-чу-чи". Песня кузнечиков сильна: "ча-чу-че, ча-чу-чи". Далеко она слышна: "ча-чу-че, ча-чу-чи". Дети, песенку кузнечиков повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Обворожительно, дети! Песенку кузнечика повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Песенка воробья».
Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "ч". Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: волшебная палочка.
Упражнение.
Чики-чик! Чики-чик!
Семечки ищу.
Чики-чик! Чики-чик!
Песенки пою.
— Дети, как вы думаете, кто так поёт?
— Воробей – это птица. Воробьи везде летают, песенки напевают: чики-чик, чики-чик. Дети, в воробьёв вас превращаю, чирикать предлагаю.
Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Воробьи, чики-чик напевайте, звонко чирикать не забывайте.
Дети все вместе чирикают.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Воробьи по одному выступают, звонко-звонко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя чирикать прошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ч.
— Чудесно! Молодцы, дети! В воробьёв играли, чирикать не забывали.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ч"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "ч" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Грач-ч-ч – ч-ч-чайка – ч-ч-че-ч-ч-евица.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звук "ч" в словах, выделяя его голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Чай – чайник – чашечка.
2. Час – часы – часовщик.
3. Чиж – чибис – птички.
4. Грач – грачи – грачата.
5. Дочь – внучка – девочка.
6. Ключ – чердак – часовня.
7. Ночь – чудо – чародей.
8. Мяч – волчок – мальчик.
9. Печь – печник – чертёнок.
— Чудесно! Молодцы, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "ч"».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "ч". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами.
Упражнение.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова состоят из звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим.
Педагог показывает на ухо, затем на рот.
— Дети, я буду говорить разные слова. Когда вы услышите слова, в котором есть песенка: "ч-ч-ч", вы поднимите руки вверх и поймаете слово, хлопните в ладоши, затем отпустите руки вниз. Правило игры понятны?
— Внимание! Тишина! Начинается игра! Уши напрягаем, звуки различаем!
Педагог чётко, медленно произносит слова. Между словами пауза 3 секунды, педагог ждёт, когда дети опустят руки вниз. Дети выполняют задание.
— Молоко, чай, чашка, чайник, тарелка, чипсы, чемодан, комод, чулан, диван, чудо, часы, майка, чайка, чихать, читать, писать, чудище, чужой, домой, чучело.
Педагог мысленно отмечает детей, которые не слышат звук, чтобы провести с ними индивидуальную работу.
— Отлично, дети! Песенку "ч-ч-ч" в слове узнали, слово поймали.
Игровая ситуация «Мяч».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ч". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Закреплять умение детей согласовывать движения с текстом.
Игра.
— Дети, вы знаете, что это – мяч?
— Мяч – это игрушка. Дети, игру начинаем, предложения со мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку, чётко произнося строчки. Дети хором и по одному повторяют предложение.
1. Че-че-че – расскажу вам о мяче.
2. Ча-ча-ча – дома нет мяча.
3. Чи-чи-чи – в магазине мячи.
4. Чу-чу-чу – подойду к мячу.
5. Яч-яч-яч – мы купили мяч.
Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили звук "ч".
— Прекрасно! Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Мячи».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.
Че-че-че – Кулачки, ударяют друг о друга.
расскажу вам о мяче. Руки вперёд, в виде колеса, пальцы в замочек.
Ча-ча-ча – Кулачки, ударяют друг о друга.
дома нет мяча. Руки в стороны, наклоны головы вправо-влево.
Чи-чи-чи – Кулачки, ударяют друг о друга.
в магазине мячи. Руки вверх, пальцы в замочек.
Чу-чу-чу – Кулачки, ударяют друг о друга.
подойду к мячу. Ходьба на месте.
Яч-яч-яч – Кулачки, ударяют друг о друга.
мы купили мяч. Руки вперёд, в виде колеса, пальцы в замочек.
— Потрясающе! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
Игровая ситуация «Чистоговорка о враче».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ч". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Закреплять умение детей согласовывать движения с текстом.
Игра.
— Дети, вы знаете, кто это – врач?
— Врач – это человек, который лечит болезни. Дети, игру начинаем, предложения со мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку, чётко произнося строчки. Дети хором и по одному повторяют предложение.
1. Чо-чо-чо, чо-чо-чо – у меня болит плечо.
2. Чу-чу-чу, чу-чу-чу – раз болит – иди к врачу.
3. Чи-чи-чи, чи-чи-чи – помогают нам врачи.
4. Чу-чу-чу, чу-чу-чу – не боюсь идти к врачу.
5. Чо-чо-чо, чо-чо-чо – не болит теперь плечо.
6. Чу-чу-чу, чу-чу-чу – спасибо, я скажу врачу.
Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили звук "ч".
— Прекрасно! Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Чистоговорка о враче».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо – Хлопки в ладоши.
у меня болит плечо. Руки крест-накрест, ладони прижать к плечам.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Хлопки в ладоши.
раз болит – иди к врачу. Ходьба на месте.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи – Хлопки в ладоши.
помогают нам врачи. Руки в стороны.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Хлопки в ладоши.
не боюсь идти к врачу. Руки на пояс, наклоны головы вправо-влево.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо – Хлопки в ладоши.
не болит теперь плечо. Руки в стороны, пожать плечами.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Хлопки в ладоши.
спасибо, я скажу врачу. Поклон, выпрямиться.
— Превосходно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ч"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ч" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем, радостно повторяем. Чай наливаем в чашки? – Чай наливаем в чашки!
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! Чтение – лучшее учение? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ч" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. Часовщик чинит часы?
2. Трубочист чистил печку?
3. Девочки качаются на качелях?
4. Дочка печёт в печи калачи?
5. Врач назначил больному лечение?
6. Мамочка печёт песочное печенье?
7. Чёрная, мрачная туча нависла над речкой?
8. На речке мальчик удочкой ловит чебака?
9. Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход?
10. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, чертили чёрными чернилами чертёж?
— Отлично, дети! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.