Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Зимующие птицы»
Речевая ситуация «Какие птицы?»
Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о птицах.
Разговор.
— Дети, птицы бывают разные: перелётные, кочующие, зимующие. Птиц вспоминаем, какие птицы определяем, общее слово подбираем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.
Лексический материал.
1. Ласточки, журавли, кукушки, соловьи – какие птицы? – … (перелётные).
Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
2. Воробьи, вороны, голуби, сороки – какие птицы? – … (зимующие).
3. Снегири, синицы, свиристели, поползни – какие птицы? – … (кочующие).
4. Глухари, рябчики, тетерева, куропатки – какие птицы? – … (зимующие).
— Отлично, дети! Общее слово подобрали, какие птицы рассказали.
Речевая игра «Назови одним словом»
Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о животном мире.
Игра.
— Дети, живой мир богат и разнообразен: люди, звери, птицы. В игру «Назови одним словом» играем, обобщающее слово называем.
Игровое правило: хором отвечаем, одно слово называем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.
Лексический материал.
1. Клюв, крылья, две лапки, перья – кто это? – … (птица).
2. Четыре лапы, хвост, клыки, шерсть – кто это? – … (зверь, животное).
3. Голова, волосы, две ноги и две руки – кто это? – … (человек).
4. Четыре ноги, хвост, копыта, грива – кто это? – … (зверь, животное).
— Отлично, дети! Загадки разгадали, обобщающее слово подобрали.
Речевая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Три признака птицы»
(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).
Задачи. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими птиц. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
— Дети, зимующих птиц вспоминаем, красивые слова подбираем, описание птицы из трёх слов составляем. Размер птицы определяем, цвет разных частей тела замечаем, характер птицы отмечаем.
Игровые правила.
• Цветок даю, птицу назову.
• Птицу называй, три признака перечисляй.
• Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птиц, дети перечисляют три признака. Педагог контролирует, чтобы дети называли три признака, согласовывали прилагательные с существительным. При необходимости педагог подсказывает как правильно произнести слово, ребёнок повторяет слово правильно.
Лексический материал.
1. Воробей какой? – … (воробей маленький, коричневый, бойкий, проворный).
2. Голубь какой? – … (голубь большой, сизый, остроклювый, важный, смелый).
3. Ворона какая? – … (ворона крупная, чёрно-серая, хитрая, умная, ловкая).
4. Сорока какая? – … (сорока крупная, белобокая, чернокрылая, длиннохвостая).
5. Синица какая? – … (синица маленькая, желтогрудая, проворная, любопытная).
6. Снегирь какой? – … (снегирь небольшой, красногрудый, яркий, осторожный).
7. Щегол какой? – … (щегол маленький, пёстрый, подвижный, лёгкий, ловкий).
8. Свиристель какой? – … (свиристель крупный, бурый, хохлатый, звонкоголосый).
9. Дятел какой? – … (дятел большой, пёстрый, красноголовый, длинноклювый).
— Зимующие птицы – это … Педагог ещё раз перечисляет птиц, называя признаки, названные детьми, и добавляет свои.
— Прелестно, дети! Зимующих птиц вспоминали, красиво называли.
Игровая ситуация «Кормушка»
Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о зимующих птицах.
Игра.
Красны девицы да добры молодцы, подходите!
В круговорот со мной поиграть вы хотите?
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
Дети встают по кругу.
— Дети, кормушки посещаем, зимующих птиц покушать приглашаем.
Дети и педагог идут по кругу. Останавливаются, руки вперёд, шевелят пальчиками. Дети отвечают на вопрос. Движение продолжают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.
Лексический материал.
1. Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, больших птиц пригашаем. Дети, какие большие птицы на кормушку прилетели? … (большая ворона, большая сорока, большой голубь, большой свиристель, большой дятел).
2. Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, маленьких птиц пригашаем. Дети, какие маленькие птицы на кормушку прилетели? … (маленький воробей, маленькая синица, маленький снегирь, маленький щегол).
3. Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, лесных птиц пригашаем. Дети, какие лесные птицы на кормушку прилетели? … (лесная синица, лесной снегирь, лесной свиристель, лесной щегол, лесной дятел, лесной поползень, лесной клёст).
4. Мы идём, идём, идём, до кормушки дойдём. Корм насыпаем, городских птиц пригашаем. Дети, какие городские птицы на кормушку прилетели? … (городской воробей, городской голубь, городская ворона, городская сорока).
— Прекрасно, дети! Зимующих птиц назвали, слова правильно подобрали
Речевая ситуация «Кто благодарит?»
Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к глаголу. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.
Разговор.
— Дети, голоса птиц различаем, быстро отвечаем, кто за корм благодарит, по птичьи говорит. На вопрос правильно отвечаем, слово нужное подбираем.
Педагог произносит глагол, выделяя голосом окончание глагола. Дети отвечают хором. Педагог контролирует, чтобы дети согласовывали существительное с глаголом. Если ответы разные, педагог повторяет правильное существительное, поясняя, одна или много птиц.
Лексический материал.
1. Каркает кто? … (ворона).
2. Каркают кто? … (вороны).
3. Чирикает кто? … (воробей).
4. Чирикают кто? … (воробьи).
5. Стрекочут кто? … (сороки).
6. Стрекочет кто? … (сорока).
7. Воркуют кто? … (голуби).
8. Воркует кто? … (голубь).
9. Рюмит кто? … (снегирь).
10. Рюмят кто? … (снегири).
11. Свиристят кто? … (свиристели).
12. Свиристит кто? … (свиристель).
13. Тенькают кто? … (синицы).
14. Тенькает кто? … (синица).
— Прекрасно, дети! Слова подобрали, кто благодарит, назвали.
Речевая ситуация «Зимующие птицы».
Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к зимующим птицам.
Разговор.
— Дети, о зимующих птицах расскажем, какие они разные покажем. Я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.
Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог повторяет правильный ответ.
Лексический материал.
1. Перелётные птицы на юг улетают, а с нами остаются птицы … зимующие.
2. Большие и … маленькие.
3. Трусливые и … смелые.
4. Слабые и … сильные.
5. Глупые и… умные.
6. Летят птицы высоко и… низко.
7. Далеко и… близко.
8. Зимой птицам не тепло, а… холодно.
9. Зимующие птицы не сытые, а… голодные.
— Дети голодных птиц кормит не забываем, в кормушки корм насыпаем. Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.
Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Волшебный русский язык». «Крылатые слова о вороне»
Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать детскую любознательность.
Беседа.
— Богат и разнообразен волшебный русский язык. Есть в нашем языке крылатые выражения. Дети, как вы думаете, что это такое «крылатые слова»? (предположения детей).
— Крылатые слова – это слова, образные, меткие, легко запоминаются и передаются от одного человека к другому, словно летят на крыльях. Прилетели они к нам из далёких, далёких времён. Дети, вы слышали, такое крылатое выражение «считать ворон». Как вы думаете, что оно означает? (предположения детей).
Педагог выслушивает мнение всех детей, побуждает малоактивных детей участвовать в разговоре: … (имя ребёнка, а ты как думаешь? … (имя ребёнка, а твоё мнение? … (имя ребёнка, а ты как считаешь?
— Когда человек невнимателен, рассеян, его спрашивают: «Ворон считаешь?» Дети придумайте, пожалуйста, предложения, с крылатыми словами «считать ворон». Например, Маша ворон не считай, задание выполняй. (Ответы детей).
— Превосходно, дети! Предложение сочиняли, крылатые слова вставляли. Дети, писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.
Интеллектуальная разминка «Зимующие птицы»
Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о зимующих птицах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
1. Клюв, крылья, две лапки, перья – кто это? – … (птица).
2. Овощи – это растение, птицы – это. (животные).
3. Люди – ходят, птицы – … (летают).
4. Рыба плавает в воде, а птица летает – … (в воздухе).
5. Сколько крыльев у птиц? … (два крыла).
6. Чем птица клюёт? … (клювом).
7. Перелётные птицы перелетают, а зимующие – … (зимуют).
8. Журавль – перелётная птица, синица – … (зимующая птица).
9. Воробей – городская птица, а снегирь – … (лесная).
10. Сорока стрекочет, а ворона – … (каркает).
11. Снегирь рюмит, а свиристель – … (свиристит).
12. Перелётные птицы на юг улетают, а с нами остаются птицы … зимующие.
13. Зимой птицам не тепло, а… холодно.
14. Зимующие птицы не сытые, а… голодные.
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!