Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая игра «Фрукты»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества фруктов. Формировать умение детей узнавать фрукт по описанию. Расширить знания детей о фруктах.
Материал к деятельности. Картина «Фрукты».
Игра.
Педагог показывает картину «Фрукты».
— Дети, назовите одним словом, что вы видите на картине. (Ответы детей).
Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Фрукты“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
— Фрукты – это съедобные растения, которые люди выращивают в садах. Большинство фруктов растёт в тёплых странах. Дети, какие фрукты вы знаете? (Ответы детей).
— В игру «Фрукты» играем, правила игры не нарушаем.
Игровые правила:
описание запоминаем, фрукт угадаем;
рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
Лексический материал.
•Этот фрукт похож на большую шишку, покрытый жёсткой кожурой, с пучком листьев на верхушке. Растёт в тёплых странах. Что это? (ананас).
•Круглый фрукт, покрытый жёсткой красной кожурой. Под кожурой сочные прозрачные, ярко-красные зёрнышки, кисло-сладкого вкуса. Растёт в тёплых странах. Что это? (гранат).
•Продолговатый фрукт, покрытый плотной волокнистой кожурой. Под жёлтой кожурой сладкая белая мякоть. Растёт в тёплых странах. Что это? (банан).
•Маленький, фиолетовый, сочный, кисло-сладкий фрукт с крупной косточкой внутри. Что это? (слива).
•Круглый ярко-оранжевый плод, покрытый толстой кожурой. Если срезать кожуру, то мякоть можно легко разделить на дольки. Растёт в тёплых странах. Что это? (апельсин).
•Маленький ярко-оранжевый круглый фрукт покрыт блестящей, гладкой кожурой. Внутри сочная мякоть, которую легко разделить на дольки. Растёт в тёплых странах. Что это? (мандарин).
•Ярко-жёлтый, овальный фрукт покрыт плотной пористой кожурой. Кислая мякоть состоит из долек. Растёт в тёплых странах. Что это? (лимон).
•Фрукты из наших садов. Сочные, круглые, твёрдые плоды, в середине которых находятся несколько семечек. Фрукты разного цвета и размера. Что это? (яблоки).
•Круглый фрукт, покрыт жёлто-оранжевой бархатной кожицей. Внутри ароматная сочная сладкая мякоть. В центре мякоти одна большая шершавая косточка. Растёт в тёплых странах. Что это? (персик).
•Фрукты из наших садов. С плотной сочной мякотью, в середине которой находится несколько семечек. Фрукты продолговатой формы, солнечно-жёлтого или зелёного цвета. Что это? (груши).
•Небольшой, сочный, ароматный фрукт с гладкой косточкой внутри. Цвет от жёлтого до ярко-оранжевого. Что это? (абрикос).
•Золотисто-оранжевый, круглый фрукт со сладкой и нежной мякотью. Внутри фрукта несколько продолговатых гладких семян. Что это? (хурма).
— Прелестно, дети! Фрукты по описанию узнали, правильно назвали.
Речевая ситуация «Какой фрукт?»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества фруктов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Расширять знания детей о фруктах.
Материал к деятельности. Картина «Фрукты».
Разговор.
— Дети, сегодня мы с вами будем подбирать красивые слова. Например, я спрошу: «Какая хурма?», а вы красивыми словами мне о ней расскажете. На этот вопрос можно рассказать о форме хурмы. Какой формы хурма? (овальной). О величине хурмы. Какой величины хурма? (некрупная). О цвете хурмы. Какого цвета хурма? (оранжевая, жёлтая). О вкусе хурмы. Какой вкус у хурмы? (сладкий, терпкий). Можно рассказать спелая хурма, или неспелая, твёрдая или мягкая, полезная или вредная для здоровья, сочная или жёсткая. Вот сколько слов мы назвали на один вопрос: «Какая?» Игру начинаем, красивые слова подбираем.
Лексический материал.
•Яблоко, какое? – круглое, крупное, мелкое, твёрдое, спелое, красное, жёлтое, зелёное, полезное, сладкое, кислое, душистое, ароматное …
•Груша, какая? – овальная, небольшая, спелая, жёлтая, зелёная, вкусная, сладкая…
•Персик, какой? – круглый, крупный, красный, оранжевый, нежный, сладкий …
•Ананас, какой? – огромный, овальный, экзотический, колючий, твёрдый, коричневый, жёлтый, сладкий, сочный …
•Слива, какая? – маленькая, овальная, сочная, спелая, фиолетовая, сливовая, сладкая, кислая, …
•Абрикос, какой? – маленький, овальный, мягкий, сочный, жёлтый, …
•Гранат, какой? – круглый, крупный, красный, спелый, полезный, кислый …
•Мандарин, какой? – маленький, круглый, оранжевый, спелы, сочный …
•Лимон, какой? – продолговаты, овальный, крупный, жёлтый, спелый, кислый…
•Апельсин, какой? – круглый, крупный, твёрдый, оранжевый, сладкий, кислый…
•Банан, какой? – длинный, крупный, мягкий, сочный, жёлтый, полезный…
Педагог к каждому слову называет прилагательные, которые не назвали дети.
— Замечательно, дети! Красивые слова назвали, о фруктах интересно рассказали.
Ситуация общения «Оранжевый цвет»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением, в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет. Развивать чувство цвета. Рассказать детям о влияние оранжевого цвета на здоровье, эмоции человека. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Разговор.
Петя был художником прекрасным!
Он смешал однажды жёлтый с красным…
Посмотрел мальчишка, удивился:
Новый цвет, оранжевый, родился!
Этот цвет имеют апельсины,
Спелая хурма и мандарины.
А вчера ежа зайчонок ловкий
Угостил оранжевой морковкой.
В летний вечер выгляни в оконце,
Посмотри, как спать ложится солнце
В тёпленькой оранжевой пижаме,
Чтобы утром вновь светить над нами.
Часто про оранжевый мы слышим,
Этот цвет зовётся ещё рыжим.
Хитрый рыжий кот следит за птичкой.
Кур ворует рыжая лисичка…
Если ты грустишь, то без сомненья
Этот цвет поднимет настроенье!
А. Маркова
— Дети, я хочу вас рассказать об оранжевом цвете. Оранжевый цвет – это тёплый цвет, цвет солнца, огня, радости. Оранжевый цвет настроение улучшает, здоровья добавляет. Поэтому многие овощи и фрукты оранжевого цвета. Дети, как можно по-другому назвать оранжевый цвет? (предположения детей).
— Я помогу вам. Я назову слово, а вы скажите какой цвет. Например, оранже – оранжевый. Дети отвечают хором.
Лексический материал.
•Апельсин – … (апельсиновый).
•Абрикос – … (абрикосовый).
•Мандарин – … (мандариновый).
•Персик – … (персиковый).
•Морковь – … (морковный).
•Тыква – … (тыквенный).
•Рыжик – … (рыжий).
•Лиса – … (лисий).
При необходимости педагог подсказывает слово и просит детей повторить его.
— Дети, я с вами согласна, оранжевый цвет – это цвет апельсиновый, абрикосовый, мандариновый, персиковый, морковный, тыквенный, рыжий, лисий. Повторим все слова, которые мы подобрали. Цвет оранжевый – это цвет … (ответы детей).
— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, оранжевый цвет описали.
Занимательная беседа «Секреты русского языка». «Слова-близнецы. Сад»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Груш и яблок аромат,
Урожаю каждый рад.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Фруктами всегда богат
Наш большой фруктовый … (сад).
— Дети, что такое сад? (ответы детей).
— Сад – это место, где растут растения, за которыми ухаживает человек – садовник. Например, фруктовый сад, ботанический сад, зимний сад. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Посмотреть зверей идём,
Как мы этот сад зовём? (Зоосад).
— Зоосад, зоологический сад – это место, где живут животные, за которыми ухаживает человек – зоолог. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.
Каждый день сюда идём,
Здесь, друзья, второй наш дом.
Ждёт с утра он всех ребят
Наш весёлый. (детский сад).
— Детсад, детский сад – это место, где дети играют и занимаются, за детьми ухаживает человек – воспитатель.
Дети, слово «сад» – это многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Сад – это место, где растут растения, живут дети или животные, за ними ухаживает человек. Дети, придумайте предложение со словом «сад», чтобы всем понятно было, о каком саде вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
•Мы собираем яблоки в фруктовом саду.
•Я угостила бананом мартышек в зоологическом саду.
•На ужин для детей в детском саду фруктовый салат.
— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «сад» поясняйте.
Интеллектуальная разминка «Фрукты и овощи»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей овощах и фруктах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
• Помидор, огурец, капуста, свёкла – это … (овощи).
• Яблоко, груша, апельсин, банан – это … (фрукты).
• Помидоры растут в огороде, а яблоки … (в саду).
• Земляника – ягода, капуста – … (овощ).
• Огурцы – овощи, груши – . (фрукты).
• Персик – сладкий, лимон – .. (кислый).
• Абрикос – маленький, ананас – . (большой).
• Помидор сладкий, а чеснок … (горький).
• Бананы – овальные, яблоки – . (круглые).
• Апельсин – оранжевый, лимон –. (жёлтый).
• Экзотический, колючий, большой, сочный – это … (ананас).
• Овощерезка режет овощи, а соковыжималка … (выжимает сок).
• Помидор – вершки, свёкла – … (корешки).
• Внутри яблоко – семечки, внутри персика – . (косточка).
• Птицы – это животные, фрукты – это. (растения).
• Дом – строят, фрукты –. (растут).
• Выращивает овощи овощевод, а фрукты – … (садовод).
• Чипсы вредные, а фрукты и овощи… (полезные).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.