Лихачёва Татьяна
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Играем в сказки К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
"Играем в сказки К. И. Чуковского".
Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Содействовать речевому развитию детей мы решили через игры, основанные на сказках Чуковского.
Публикация «Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста „Играем в сказки К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.
1. “Узнай героя”
Цели:
* находить по словам-определениям героя;
* самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
2. “Все наоборот”
Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
Больные – здоровые (зверята)
Злой – добрый (Бармалей)
Грустная – Веселая (Федора)
Грязный – чистый (мальчик)
Темно – светло (краденное солнце)
Высокий – низкий (жираф, бегемот)
3. “Что делает?”
Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия
Подушка – ускакала
Простыня – улетела
Брюки – сбежали
Стол – ушел
Умывальник – выбегает
Муха – пошла на базар и т. д.
4. “Кто? Что?”
Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?.
Муха-Цокотуха – самовар
Айболит – градусник
Федора – посуда
Крокодил – солнце и т. д.
5. “Четвертый лишний”
Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.
Айболит, волки, корабль, орел
Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик
Утюг, скалка, блюдца, магнитофон
6. “Скороговорки”
Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.
Слишком много ножек у сороконожек.
Расскажи-ка про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки
Про покупочки свои.
7. “Загадки”
Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.
8. “Маленькие слова”
Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.
- И упал Айболит и лежит на снегу.
- Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит.
- А рядом бегемотики
Схватились за животики.
- Я пришью ему новые ножки
Он опять побежит по дорожке.
9. “Один-много”
Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа
Одно дерево – много …
Одна пальма – много …
Один крокодил – много …
Одна обезьяна – много …
Одна зверушка – много …
Одно насекомое – много …
Игры на развитие связной речи
Цели:
Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.
Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ.
1. “Не плачь, мышонок”
В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.
Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:
– Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.
Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.
– А ты кто?
Ребенок: Я Муха-цокотуха и т. д.
По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т. д.
2. “Бюро находок” (игра демонстрируется)
Воспитатель-ведущий:
– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К. И. Чуковского с этим словом
3. “Помогите!” (игра демонстрируется)
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил
Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)
Эй вы, звери, выходите
Крокодила победите,
Чтобы жадный крокодил
Солнце в небо воротил.
Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст
Он нам солнце не отдаст!
Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т. д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.
4. “Гости”
Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т. д.
Мальчик к бабушке Федоре.
Бармалей к Айболиту и т. д.
5. “Неожиданная встреча”
Мойдодыр – Муха-цокотуха
Айболит – паук (обыгрывание)
6. “Незнайка
Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).
Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю
Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.
Комарик – это …
Бармалей – это …
Тараканище – это …
Федора – это …
7. “Объяснялки”
Продолжи предложения.
Комарик храбрый, потому что …
Таня и Ваня непослушные, потому что …
Море погасло, потому что …
Мойдодыр рассердился, потому что …
Посуда убежала от Федоры, потому что…
8. “Путаница”
Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?
Из болота тянут жирафа.
Муха цокотуха в шапочке Айболита.
Краденое солнце в зубах волка и т. д.
9. “Письмо” (пишем письмо герою)
Пример:
“Здравствуй, Айболит! Пишет тебе Алена Иванова. Когда я слушаю, Айболит про тебя сказку, я всегда очень переживаю. Трудно было тебе добраться до Африки. И зверят жалко, которые заболели. А потом я радуюсь, ведь ты, Айболит, вылечил всех своим гоголем-моголем. Я бы тоже хотела его попробовать. Наверное, вкусное лекарство. Очень трудная у тебя работа, Айболит, ты наверное, очень устал. Я приглашаю тебя к себе в гости, приезжай, отдохнешь – в лес сходим, на рыбалку. До свидания Айболит, жду тебя в гости.
Алена. ”
10. “Встреча крокодилов” (игра демонстрируется)
Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок: “Мойдодыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”.
Дети определяют героя: из какой сказки, дают характеристику, определяют, где крокодил злой, где трусливый, где сердитый, добрый. Крокодилы встретились, и каждый рассказывает свою историю.
Советы программы “Радуга”:
Занятие или речевую игру нужно проводить 3-4 раза подряд с интервалами: через 2-3 дня, через неделю, через 2-3 месяца, через полгода.
Наблюдения показали: на первом занятии дети осваивают правила игры. Во время игры, которая проводится во второй или третий раз, дети уже подробно и даже с юмором отвечают на вопросы.