Гимранова Эльвира Равкатовна
Картотека прогулок. Февраль. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Февраль
Карточка № 1
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Ход наблюдения:
Стихотворение. Снег да вьюжные узоры,
В поле вьюги, разговоры.
Холод, полутьма.
День — коньки, гора, салазки,
Вечер — бабушкины сказки.
Вот она — зима!
• Февраль — бокогрей. • Февраль — конец холодной поры, морозо-трескучий и метельный месяц, полный
Публикация «Картотека прогулок, Февраль, Старшая группа» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование зимних прогулок
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Февраль
- Старшая группа
- Темочки
неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные
хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих
деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да
метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды.
В мороз из этой воды образуются причудливые узоры. Воспитатель задает детям вопросы.
Назовите все зимние месяцы. Зачем мы засыпали корни деревьев снегом? Назовите признаки февраля.
Труд: Украшение участка цветными льдинками. Цель: учить работать в коллективе; развивать
эстетический вкус. Оборудование: формочки со льдом.
П / и «Ловишки» Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.
«Не оставайся на снегу» Цель: упражнять детей в ловкости, прыжках.
Оборудование: свисток.
Самостоятельная деятельность детей: метание снежков в движущуюся цель.
Инд. работа: Развитие движений. Цель: упражнять в скольжении; учить приседать во время скольжения.
Февраль
Карточка № 2
Наблюдение за елью.
Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Ход наблюдения:
Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол,
ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в
холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к
новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее,
осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Труд: : Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой. Цель: воспитывать гуманно-
деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них. Оборудование: лопатки.
П / и «Лохматый пес» Цель: учить по разному обозначать предметы в игре.
«Мыши в кладовой» Цель: учить подползать, не задевая дугу, развивая при этом ловкость и сноровку.
Оборудование: дуга, свисток, маска пса.
Инд. работа: «Сбей кеглю» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Оборудование: кегли, снежки.
Самостоятельная детская деятельность: скольжение по наклонной ледяной дорожке на двух ногах.
Февраль
Карточка № 3
Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на участок
Цель: уточнить названия птиц, которые питаются в кормушке и летают вблизи участка; воспитывать
бережное, заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Обратить внимание, что не все птицы садятся на кормушку. Поищите глазами других птиц, которые
летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Назовите, откуда ворона ведет свои
наблюдения (с забора, крыши, дерева) и почему они себя так ведут (вороны очень осторожные
птицы, и, прежде чем спуститься к кормушке, они обязательно проведут разведку и лишь потом
спустятся к кормушке). А как ведут себя воробьи?
Труд: Расчистка кормушки, подсыпание корма в кормушку. Цель: учить проявлять заботу о птицах.
Понаблюдать за поведением птиц. Одни уверенно прилетают на кормушку, другие, схватив корм,
улетают с ним, третьи клюют под кормушкой, собирая лишь остатки, четвертые лишь наблюдают. Оборудование: щетки, корм для птиц.
Д / и: «Узнавание птиц по следам» Цель: активизация словаря. Оборудование: картотека птичьих следов.
П / и: «Воробушки» Цель: активизация звука «ч» в звукоподражании; развитие ловкости.
«Совушка» Цель: учить выполнять движения по сигналу.
Оборудование: маска совы, свисток.
Инд. работа: Развитие движений Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки,
кидание снежков в цель).
Самостоятельная деятельность детей: рисование палочками на снегу. Оборудование: палочки.
Февраль
Карточка № 4
Наблюдение за солнцем
Цель: дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать наблюдательность и
умение делать элементарные обобщения.
Ход наблюдения: Стихотворение. Раньше всех на свете солнце встало, а как встало – принялось за дело: Обошло всю землю. И устало, Отдыхать за темным лесом село. Если вдруг найдешь его в лесу ты, Там, где на траве туман и сырость, Не буди: у солнца сон - минуты, Не шуми, весь день оно трудилось. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее на солнечной стороне появляются проталины; прибавляется световой день (чем выше солнце, тем длиннее день).
Поговорки и пословицы: : зимой солнце сквозь слезы улыбается; зимнее солнце, что мачеха: светит,
да не греет.
Опыт «Свойства солнечных лучей» Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать
предметы.
Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени
стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как
они нагреваются.
Труд: : Подметание дорожек метлой. Цель: приучать выполнять трудовые поручения. Оборудование: метла.
П / и: «Бездомный заяц» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать
ловкость и выносливость.
«Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?» Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку
(усложнение — включить преодоление препятствий). Оборудование: флажки, свисток, маска зайца.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: упражнять в прыжках на месте на двух ногах (20
прыжков 2—3 раза в чередовании с ходьбой).
Самостоятельная деятельность детей: катание на лыжах. Оборудование: лыжи.
Февраль
Карточка № 5
Наблюдение за легковым автомобилем.
Цели: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать
интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.
Ход наблюдения: Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.
• Какие виды транспорта вы знаете? • Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?
• Что спереди у автомобиля? (Фары.) • Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)
Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период
тумана и дождя. • Кто управляет машиной? (Водитель.) • Любой человек может управлять машиной? (Нет.)
Д/и «Угадай по описанию» Цель: угадать транспорт по описанию. Оборудование: картинки «Транспорт»
Труд: Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц. Цель:
приучать к чистоте и порядку. Оборудование: лопатки.
П / и «Совушка» Цель: учить выполнять движения по сигналу.
«Не оставайся на снегу» Цель: упражнять детей в ловкости, прыжках.
«Попади в коробку» Цель: тренировать меткость бросков.
Оборудование: мячи, коробка, маска совы, свисток.
Инд. работа: Прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление)
Цель: развивать чувство равновесия.
Самостоятельная деятельность детей: игра в хоккей. Оборудование: клюшки, шайба.
Февраль
Карточка № 6
Наблюдение за сосульками.
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Если сели на карниз,
То растут все время вниз. (Сосульки.)
• Из чего состоит сосулька? • Какие свойства льда вам знакомы?
Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной
стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши
и замерзают. • В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный? • Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка? • Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.) Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.
Опыт «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать
причинно-следственные зависимости и делать выводы. Вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть её, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от нее останется. Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.
Труд: Расчистка дорожек и скамеек от снега. Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке
участка. Оборудование: лопатки.
П / и: «Охота на зайцев» Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.
«Два мороза» Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. Оборудование: колпаки Дедов Морозов: синий и красный, свисток.
Инд. работа: Катание на санках - учить выполнять повороты при спуске.
Самостоятельная деятельность детей: игры по замыслу детей.
Февраль
Карточка № 7
Наблюдение за сосной.
Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда
зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).
Ход наблюдения: Стихотворение. Была ли малым деревцем?
Сосне совсем не верится:
Давно с высокой кручи
Достала кроной тучи
И с другого берега
Достала тень от дерева. В. Могутин
В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла», «Всякая сосна своему бору шумит».
Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора
грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют
хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит сосна? Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Д/ и: «Угадай по голосу» Цель: развивать умения слушать других. Оборудование: запись голосов птиц.
Труд: Расчистка участка от снега. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.
П / и: «Два мороза» Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.
«Снежная карусель» Цель: упражнение в ловкости, беге, прыжках. Оборудование: колпаки Дедов Морозов: синий и красный, свисток.
Инд. работа: «Сделай фигуру», «Попади в обруч» Цель: упражнять в беге, умении действовать по
сигналу. Оборудование: обручи.
Самостоятельная деятельность: лепка снеговиков.
Февраль
Карточка № 8
Наблюдение за погодой
Цель: учить замечать изменения в природе.
Ход наблюдения:
Стихотворение. Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься
позвала. Повела зима над нами Снеговыми рукавами И рассыпала снежинки На поля и на леса. Мы с
горы кататься будем, И поэтому нам очень-очень Нравится зима.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что изменилось в природе?
Чем покрылась земля?
Что лежит на ветках деревьев?
Что делают деревья зимой?
Д/ и: «Назови зимние месяцы» Цель:учить детей по приметам называть зимние месяцы. Оборудование: карточки с зимними месяцами.
Труд: Расчистка кормушек от снега, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к
труду. Оборудование: щетки, корм для птиц.
П / и: «Снежная карусель», «Ловишки» Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; развивать
внимание, быстроту бега.
«Не оставайся на снегу» Цель: упражнять детей в ловкости, прыжках.
Индивидуальная работа: «Самым ловким окажись!» Цель: продолжать развивать ловкость,
выносливость.
Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом и формочками. Оборудование: формочки.
Февраль
Карточка № 9
Наблюдение за пешеходной дорожкой.
Цель: формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Ход наблюдения: Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить
встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить
дорогу только при зеленом сигнале светофора. Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.
Д/ и: «Что сначала, что потом?» Цель: развивать логическое мышления, фантазия, продолжать учить
отвечать полным предложением. Оборудование: набор карточек.
Труд: Очистка участка от снега. Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок. Оборудование: лопатки.
П/ и: «Мороз – красный нос» Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.
«Мы весёлые ребята» Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу
воспитателя. Оборудование: колпак Деда Мороза, свисток.
Инд. работа: Развитие движений. Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом.
Самостоятельная деятельность детей: игры с лопатками и ведерками.
Февраль
Карточка № 10
Наблюдение за облаками.
Цель: формировать умение видеть красоту неба; развивать наблюдательность, любознательность,
творческое воображение.
Ход наблюдения: Загадка. Посмотрел я утром ввысь – Горы в небо поднялись! Эти горы не стоят, А летят, летят, летят (Облака).
Обратить внимание детей на облака. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный
быстро. Сравните облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Представьте, на что похожи
облака. Каким окажется облако, если его потрогать? В какую сторону движутся облака? Над каким
предметом на участке находиться облако, за которым наблюдаем (Тогда будет видно, в какую
сторону от этого предмета оно движется, налево или направо. Туда и дует ветер.) Понаблюдать не
только за направлением, но и за силой ветра.
Поговорки и пословицы: февраль силен метелью, а март – капелью; февраль зиму выдувает, а март
ломает.
Труд: Расчистка участка и дорожек от снега и мусора. Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить
начатое дело до конца. Оборудование: лопатки.
П / и: «Два мороза» Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.
«Мышеловка» Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала. Оборудование: колпаки Дедов Морозов: синий и красный, свисток.
Инд. работа: Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание) -
вырабатывать координацию движений.
Самостоятельная деятельность детей: катание на лыжах. Оборудование: лыжи.
Февраль
Карточка № 11
Наблюдение за зимним небом
Цель: Обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любозна-тельность, творческое воображение.
Ход наблюдения:
Загадка. Выше леса, выше гор расстилается ковер. Он всегда- всегда раскинут над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, то он нежно-голубой (Небо).
- Обратите внимание на красоту зимнего неба. Когда нет осадков и небо не покрыто снеговыми тучами, оно имеет красивый синий оттенок, по небу плывут кружева белых облаков. Небо кажется высоким из-за чистоты морозного воздуха. Снег, падая, захватил с собой из воздуха частички пыли и грязи, и воздух становиться чистым, его хочется вдыхать снова и снова.
Поговорки и пословицы: Зима не лето, в шубу одета; зима – хранительница полей.
Д/ и: «Времена года» Цель: что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз). Оборудование: картинки.
Труд: Очистка дорожек от льда и снега. Цель: закреплять навыки работы с лопатой; воспиты-вать настойчивость, самостоятельность. Оборудование: лопатки.
П/ и: «Воробушки» Цель: активизация звука «ч» в звукоподражании; развитие ловкости.
«Пробеги тихо» Цель: учить бесшумно двигаться. Оборудование: свисток.
Самостоятельная деятельность детей: катание с горки. Оборудование: ледянки.
Инд. работа: Закрепление навыков ходьбы на лыжах. Цель: учить спускаться с горки. Оборудование: лыжи.
Февраль
Карточка № 12
Наблюдение за работой дворника
Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и за-ботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что делает дворник на участке детского сада зимой?
• Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?
• Как может дворник помочь деревьям зимой?
Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит.
Опыт: «Защитные свойства снега» Цель: познакомить со свойствами снега.
Поместите баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.
Труд: Сбор снега для постройки горки для куклы. Цель: учить работать сообща, добиваясь выполне-ния задания общими усилиями. Оборудование: лопатки, ведерки.
П/ и: «Два мороза» Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.
«Мышеловка» Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала. Оборудование: колпаки Дедов Морозов: синий и красный, свисток.
Самостоятельная деятельность детей: катание на плюшках. Оборудование: плюшки.
Инд. работа: Движение «змейкой» Цель: учить двигаться «змейкой» друг за другом.
Февраль
Карточка № 13
Наблюдение за снегопадом
Цель: Продолжать знакомить с явлениями природы; формировать познавательный интерес, умение наблюдать за окружающим миром.
Ход наблюдения: Загадка. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чи-стой, коль поймаешь на ладонь (Снег).
Понаблюдайте за тем, как идет снег. Полюбуйтесь красотой этого явления! Какой он? (подобрать опреде-ления). Когда идет снег – это явление называется снегопадом. Что появилось после снегопада? Рассмот-рите, какие большие сугробы намело. Как падает снег? Если ветра нет, снежинки падают на землю не спеша, если есть ветер, то по падению снежинок можно определить его направление.
Опыт: «Заморозки» Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, дру-гая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе.
Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.
Вывод: на холоде вода замерзает, превращается в лед; жидкость превращается в твердое вещество.
Оборудование: банки с водой.
Труд: Уборка участка от снега. Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место. Оборудование: лопатки.
П/ и: «Мышеловка» Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.
«Снежная карусель» Цель: упражнение в ловкости, беге, прыжках. Оборудование: свисток.
Самостоятельная деятельность детей: катание на санках.
Инд. работа: «Хоккей» Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах. Оборудование: шайба, клюшки.
Февраль
Карточка № 14
Наблюдение за состоянием природы.
Цель: Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.
Ход наблюдения:
Загадка. Удивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой. Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой. На стекле цветы и листья — все искрится, все бело. Но без красок и без кисти разрисовано стек-ло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.) За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.
Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, кото-рый всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неров-ностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.
Д/ и: «К названному предмету беги» Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Труд: Заливка цветной водой постройки на участке. Цель: формировать навыки работы в коллективе. Оборудование: ведра с водой, гуашь.
П/ и: «Охота на зайцев» Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.
«Встречные перебежки» Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.
Оборудование: свисток.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Инд. работа: Прыжки с поворотами на месте. Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении
Февраль
Карточка № 15
Наблюдение за растительным миром
Цель: развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений.
Ход наблюдения: Обратить внимание, что земли не видно под снежным покрывалом. Предложите детям раскопать сугроб и попытайтесь определить с детьми состояние земли под снегом. (Она замерзла, твер-дая). Но чем глубже ее раскапывать, тем она будет теплее и мягче. Поэтому корни растений не погибают, а зимой как бы спят. Вывод: растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые. Чем больше будет снега вокруг деревьев, тем теплее будет корням, и тем больше воды будет весной.
Стихотворение. Снег искрится, снег кружится, Вдруг мне это только снится.
Что же стало вдруг со мной? Я, как будто бы герой, Крепость снежную свою
Защищаю в злом бою! Все удары отражаю.
Всех снежками закидаю! Ну, а кто вползет в дыру,
Снегом быстренько натру! (А. С. Пушкин)
П/ и: «Не попадись» Цель: развивать быстроты реакции, упражнение в прыжках.
«Хитрая лиса» Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.
Оборудование: маска лисы, свисток.
Труд: Предложить подгруппе детей собрать ветки на участке. Цель: учить выполнять поручения.
Оборудование: мусорные мешки.
Самостоятельная деятельность детей: игры в снежки в крепости.
Инд. работа: «Гонки на санках» Цель: учить, сидя на санках, отталкиваясь ногами передвигаться до флажка. Оборудование: санки.