Ольга Гладкова
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
Месяц Форма работы Цели Оборудование
Сентябрь Опыт № 1 Свойства песка Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка Песок, сито, лейка с водой, формочки, бутылочки
Опыт № 2 Узоры на песке Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать, из мокрого нет Пластмассовые бутылочки наполненные песком сухим и мокрым, дощечки 2 на каждого ребёнка, палочки для рисования
Публикация «Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста» размещена в разделах
Опыт № 3 «Песочные часы» Познакомить детей с временным понятием «минута» 2 склеенные между собой пластиковые бутылки небольшого размера, просеянный песок
Опыт № 4 «Песок – природный фильтрат» Показать детям, что песок – природный очиститель 2 пластиковые бутылки, губка, песок, мелкие камешки, грязная вода
Октябрь
Опыт № 5 «Определение цвета» Познакомить со свойством песка – цвет Тазик с песком, разделенный на две части; лейка с водой
Опыт № 6 «Пропускаем воду через песок и глину» Познакомить детей с водонепроницаемостью веществ 3 воронки, глина, песок, вода, 3 миски
Опыт № 7 «Движение песка» Познакомит со свойством песка – движением Тарелочки с сухим и мокрым песком, трубочки для сока
Опыт № 8 «Глинистый песок» Познакомить детей с разновидностью песка Тарелочки с разным видом песка (обыкновенный, глинистый, белый)
Месяц Форма работы Цели Оборудование
Ноябрь Опыт № 9 «Воздух» Доказать существование воздуха Таз с водой, пустой стакан, соломинки; 2 воздушных шарика, один с воздухом второй без
Опыт № 10 «Воздух меняет объем» Показать детям, что воздух меняет объем Пластиковая бутылка, таз, монета
Опыт № 11 «Соломенный буравчик» Выявить, что воздух обладает упругостью Сырные картофелины, по две соломинки для сока (на каждого ребенка)
Опыт № 12 «Пузырьки» Выявить, что воздух легче воды, имеет силу Стаканы с минеральной водой, мелкий гравий, кусочки пластилина
Декабрь
Опыт № 13 «Холод и вода» Выяснить, как снег сохраняет тепло. Доказать, что вода при замерзании расширяется Две бутылки с водой
Опыт № 14 «Соленая и пресная вода» Познакомить со свойствами соленой и пресной воды Стакан с соленой водой, стакан с пресной водой, 2 яйца
Опыт № 15 «Вода или лупа» Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы Небольшая стеклянная банка, любой мелкий предмет, пищевая пленка, вода
Опыт № 16 «Пирамидка» Расширять представление детей о свойствах воды : способность растворять вещества Глубокий таз, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды
Месяц Форма работы Цели Оборудование
Январь Опыт № 17 «Грязный, чистый снег» Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды Две белые тарелки, вода, снег
Опыт № 18 «Иней» Показать детям, как образуется иней Горячая вода, веточка дерева
Опыт № 19 «Лед и вода» Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды Стакан с водой, кубик льда
Февраль
Опыт № 20 «Кувшинка» Показать детям, что бумага при намокании становится тяжелее Цветок из бумаги, тарелка с водой
Опыт № 21 «Мостик» Показать детям, отличие между простым листом бумаги и сложенным в гармошку 2 книги, 2 листа бумаги
Опыт № 22 «Бумага меняет цвет» Показать детям, как бумага под действием солнечного света меняет цвет Бумага разного качества (газетная, тетрадная, для принтера)
Опыт № 23 «Шум бумаги» Найти различия между видами бумаг по звуку и внешнему виду Разные виды бумаг
Месяц Форма работы Цели Оборудование
Март Опыт № 24 «Что такое магнит» Дать представления о магнитной силе Лист бумаги, скрепка, скотч, магнит, пластиковая тарелка
Опыт № 25 «От чего зависит сила магнита» Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы Большая жестяная банка, металлический предмет, шерстяная ткань
Опыт № 26 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук?» Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде Таз с водой, металлические предметы, магнит
Опыт № 27 «Управление монетами» Показать детям, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые отталкиваются Два магнита с окрашенными полюсами, монеты, скотч
Апрель
Опыт № 28 «Солнечный зайчик» Познакомить детей с отражением света и изображением предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно Зеркала
Опыт № 29 «Разноцветные огоньки» Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч Большое блюдо, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования
Опыт № 30 «Зеркала» Познакомить детей со свойством зеркал увеличивать количество предметов 2 зеркала, кубик
Опыт № 31 «Перевернутый предмет» Познакомить со свойством зеркала переворачивать предметы Зеркало, лист бумаги, предмет
Месяц Форма работы Цели Оборудование
Май Опыт № 32 «Зависимость растений от почвы» Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятна почва Три горшочка: с почвой, с глиной, с песком; семена фасоли
Опыт № 33 «Загрязнение почвы» Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные ёмкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, что бы хорошо была видна пена)
Опыт № 34 «Кому лучше?» Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями
Опыт № 35 «В почве есть воздух» Показать, что в почве есть воздух Образцы почвы (рыхлой, банки с водой