Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Животный мир»
▼ Скачать
Осень. Октябрь 1 неделя.
Наблюдение «Домашние животные».
Задачи. Расширять представления детей о домашних животных, зависимости животных от человека. Поощрять желание детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Формировать представления детей о способах правильного взаимодействия с животными. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
Беседа.
— Дети, у вас дома живут животные? Расскажите, пожалуйста, о них. (Рассказы детей).
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Животный мир“» размещена в разделах
— Дети, как вы думаете, домашние животные похожи на нас? (ответы детей).
— Чем животные отличаются от человека? (ответы детей).
— Кто заботится о вашем питомце: вы или ваши родители? Как ваша семья заботятся о домашнем животном? (Рассказы детей).
— Дети, как вы думаете, почему нужно, заботится о домашних животных? (ответы детей).
— Что будет, если человек перестанет ухаживать за домашними питомцами? (предположения детей).
— Дети, когда человек бросает своего питомца, выгоняет его на улицу, животное становится опасным. Животное не может добыть себе достаточно пищи в городе, оно становится голодным и злым. Если вы видите одну или несколько собак, гуляющих без поводка, никогда не бегите. Собака примет вас за дичь (еду) и начнёт ловить. От собаки нельзя убежать, собака бегает быстрее. Спокойно, медленно подойдите к взрослым. Никогда не замахивайтесь руками, палками на животных. На агрессию они ответят агрессией. Всегда помните у животных острые зубы и острые когти. Даже небольшая царапина или укус животного могут вызвать болезнь у человека.
— Дети, понаблюдайте за домашними животными, которые будут проходить мимо детского сада. Обратите внимание на их внешний вид (животное живёт с хозяевами или это брошенное животное, как гуляет животное (с хозяином или одно).
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за животными.
Исследование «Чем птицы питаются в городе?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Воспитывать желание детей наблюдать за птицами, не мешая им.
Исследование.
Что любят птицы кушать?
И где находят корм?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Дети, открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили, что…
1. Птицы – живые, у них есть… (голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост).
2. На голове у птиц …. (клюв и два глаза).
3. Тело птицы покрыто … (перьями).
4. Птица умеет … (летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.)
— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: чем птицы питаются, где они находят корм в городе. Орнитологи, задание понятно? (ответы детей).
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, что мы узнали о птицах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.
Дети, мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы. Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц насекомоядные называют. Есть птицы, которые растительную пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких всеядными называют.
Исследование «Чем птицы заняты днём?»
Задачи. Привлечь внимание детей к птицам. Формировать реалистические представления детей о птицах. Закреплять представления детей о способах правильного взаимодействия с птицами.
Исследование.
Птицы всё время летают?
И никогда не отдыхают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Дети, открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили:
1. птицы кушают… (разный корм);
2. корм они находят …. (везде).
— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: чем птицы заняты днём? Орнитологи, задание понятно? (ответы детей).
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, что мы узнали о птицах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм.
— Дети, я открою вам тайну птиц, с заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.
Исследование «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания. Развивать наблюдательность и интерес детей к птицам. Воспитывать желание детей наблюдать за птицами, не мешая им.
Исследование.
Птицы дружат или нет?
Дайте точный мне ответ!
А с людьми они играют,
Или быстро улетают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили:
1. птицы все время двигаются, чтобы… (найти себе корм);
2. с заходом солнышка птицы …. (отдыхают).
— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: взаимоотношения птиц друг с другом и людьми. Орнитологи, задание понятно? (ответы детей).
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, что мы узнали о птицах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы, например, сороки летают по одному. Все птицы боятся людей.
Наблюдение «Почему пропали насекомые?»
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Вызвать интерес детей к жизни насекомых. Расширять кругозор детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, я не вижу не одного насекомого. А вы знаете, кто такие насекомые? (ответы детей).
— Насекомые – жители нашей планеты. Животный мир представляют, ползают, бегают, летают. Бабочки и жуки, пчёлы и сверчки, кузнечики и муравьи, мухи и комары. Летом постоянно мелькали, а осенью куда-то пропали. Дети, как вы думаете, куда пропали насекомые? (предположения детей).
— У нас, людей, есть внутри горячая печка – кровь. Она тепло сохраняет, в холода выжить помогает. Есть горячая кровь у зверей и птиц. А вот у насекомых такой печки нет. Что же делать насекомым, как пережить зиму? (предположения детей).
— Насекомые осенью прячутся глубоко в землю, под кору деревьев и всю зиму спят, пока не пригреет солнышко. Я хочу вам рассказать о божьих коровках. Дети, вы знаете, кто это? (ответы детей).
— Божьи коровки – это насекомые, жуки. Всё лето божьи коровки в одиночку летают, вредную тлю уничтожают. Осенью божьи коровки собираются в большие стаи. Стаи божьих коровок перелетают ближе к лесу, ближе к деревьям. Там, под корой, во мху или под опавшей листвой они находят место своей зимовки.
У божьей коровки не видно головки.
В оранжевом, в чёрную точку, платочке.
Её не ловите, пожалуйста, дети!
Милее она всех букашек на свете.
Пусть радует нас на зелёном листочке,
В оранжевом, в чёрную точку, платочке.
Лариса Терещенко
— Дети, почему пропали насекомые? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что насекомые спрятались от холода.
Словесная игра «Животное – растение»
(игра с мячом).
Задачи. Развивать логическое мышление детей, умение различать животных и растения. Обогащать природоведческий словарь детей. Упражнять детей в умении бросать и ловить мяч.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, наша живая природа очень разнообразна. Есть животные: звери, птицы, насекомые, рыбы. А есть растения: цветы, травы, кусты, деревья. Игра называется «Животное – растение». Я называю слова, а вы, пожалуйста, определите животное это или растение. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила:
1. тишину соблюдай, слово на слух воспринимай;
2. за мячом следи, вовремя его лови;
3. быстро отвечай и мяч ведущему бросай.
Дети стоят полукругом, педагог в центре с мячом. Педагог по очереди бросает детям мяч и называет растения или животных. Ребёнок бросает педагогу мяч и называет обобщающее слово: растение или животное.
— Великолепно! Молодцы, дети! Животных и растения вы различаете.
Художественное творчество «Фантазёры»
(в облачный день).
Задачи. Формировать способность детей наблюдать, всматриваться в явления природы. Развивать воображение. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Творчество.
Всё плывут кораблики,
Всё плывут кораблики
К нам издалека.
Белые кораблики,
Белые кораблики –
Это облака.
Яхнин Л.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, какие красивые облака плывут по небу. В детстве я любила играть в такую игру. Я смотрела на облака и фантазировала, на что или кого похоже то или иное облака. Поиграйте, пожалуйста, вместе со мной. Посмотрим на облака и представим, на какое животное похоже то или иное облако.
Дети делятся своими впечатлениями.
— Чудесно, дети! В фантазёров играли, облака в животных превращали.
Художественное творчество «Птицы».
Задачи. Закреплять знания детей об основных формах объектов природы. Развивать, чувство формы, воображение детей. Формировать художественно–творческие способности детей.
Материалы к деятельности. Палочки для рисования.
Рисование.
— Дети, как вы думаете, чем можно рисовать? (ответы детей).
— Посмотрите, пожалуйста, у меня в руке палочка. А вы знаете, что палочками можно тоже рисовать. Дети, как вы думаете, где можно рисовать палочками? (ответы детей).
— Палочками мы рисуем на ровной и мягкой поверхности, на земле или песке. Дети, посмотрите, пожалуйста, я нарисовала овал.
Педагог рисует палочкой овал.
— Пофантазируйте, во что можно превратить овал? (ответы детей).
Педагог рисует и читает текст.
Палочки в руки возьмём,
рисовать сейчас начнём.
Туловище – овал,
голову круглую нарисовал.
Палочки – две ножки,
прыгают птички по дорожке.
Крылышки, клюв, глаза,
это не стрекоза.
Кто к нам в гости прилетел?
Звонко песенку пропел? (предположения детей).
— Дети, нарисуйте, пожалуйста, овал и превратите его в птицу?
Дети рисуют, педагог помогает детям советам, интересуется, какую птицу нарисовал ребёнок.
— Дети, пора наших птиц отправлять в полёт. Говорим волшебные слова: «По моему хотению, по моему велению, птицы оживите, в небо летите!» Закройте глаза и представьте вашу птицу, как она летит высоко-высоко в небо.
— Очаровательно! Волшебная сила искусства птиц оживила, в полёт отпустила.
Дидактическая игра «Плавает, летает, бегает».
Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать внимание.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети животный мир богат и разнообразен. Животные – это звери, птицы, насекомые, рыбы. Животные умеют плавать, летать, бегать. Плавают животные — вот так: ладони вместе, волнообразное движение рук вперёд. Педагог показывает движение.
— Летают животные – вот так: руки в стороны, взмахи вверх-вниз.
Педагог показывает движение.
— Бегают животные – вот так: бежим на месте, руки полусогнуты в локтях. Педагог показывает движение.
— Дети, я называю вам представителя животного мира, а вы мне покажете, что он делает: плавает, летает, бегает. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила:
Чок, чок молчок, рот на замок. Жесты отвечают, движения объясняют.
Плавает – ладони вместе, волнообразное движение рук вперёд, плывёт.
Летает – руки в стороны, взмахи вверх-вниз.
Бегает – бег на месте.
— Дети, внимание! Игра начинается!
Лексический материал. Карась, волк, воробей, кошка, окунь, лошадь, кит, коза, муха, песец, сорока, лиса, комар, собака, акула, лев, попугай, тигр, пчела, олень, ворона, мышка, голубь… Дети движениями показывают названное животное.
— Потрясающе! Молодцы, дети!