Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Воздух»
Апрель, 2 неделя.
Эксперимент «Невидимка».
Задачи. Расширить знания детей о воздухе. Помочь детям обнаружить воздух в окружающем пространстве. Напомнить детям о значение воздуха для людей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательную активность детей.
Материалы к деятельности: прозрачные полиэтиленовые пакеты, веера на каждого ребёнка.
Эксперимент.
— Дети, посмотрите внимательно вокруг себя, что вы видите?
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Воздух“» размещена в разделах
— А вы знаете, что здесь есть невидимка. Как вы думаете, что это?
— Невидимку не видно, но его можно поймать. Берём полиэтиленовый пакет. Загляните в пакет, там, что-нибудь есть?
— А теперь раздвиньте, пожалуйста, края пакета широко–широко. Подождите, пока невидимка проникнет в ваш пакет, и тихонечко соедините края пакета и начинайте закручивать пакет.
Педагог показывает, а затем помогает детям.
— Посмотрите! Пакет стал полный. Дети, вы видите, кто в пакете?
— Я открою вам секрет! Этого невидимку зовут воздух. Воздух вокруг нас, в наших комнатах, на улице, вокруг нашего города, нашей планеты. Воздух – это газ, он прозрачный, бесцветный. Дети, отпустим воздух на свободу, откроем пакетики. Воздух очень полезный газ, он нужен всем. А вы знаете, как ещё можно обнаружить воздух?
— Воздух можно заставить двигаться. Возьмите веер и помашите им. Дети машут веерами. Что вы почувствовали?
— Ветер – это движение воздуха. Дети, подведём итог, что мы узнали о невидимке, который живёт рядом с нами.
Вывод. Дети, мы узнали, что, воздух – это газ, прозрачный, бесцветный, невидимый. Воздух может перемещаться, двигаться. Движение воздуха – это ветер.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Татьяна Шорыгина
Разговор-размышление «Что такое Космос?» (12 апреля).
Задачи. Рассказать детям о Космосе. Напомнить детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру, чуткость к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: что такое Космос?
— Космос – это огромный мир, Вселенная, в которой плывёт наша Земля. Дети, что ещё есть в Космосе?
— В Космосе есть Солнце и Луна. Вокруг Солнца кружатся разные планеты. Ночью мы видим в Космосе звёзды. В Космосе летают метеоры. В Космосе очень-очень темно и холодно. Дети, как вы думаете, что защищает нашу планету Земля и нас с вами от космического холода?
— Нашу Землю со всех сторон охраняет, защищает от космического холода воздух. Дети, кто из вас знает, что такое воздух?
— Воздух – это невидимый, прозрачный газ. Как тёплое, лёгкое одеяло окружает он планету Земля со всех сторон. Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо. Какое оно?
— Воздух прозрачный, бесцветный, а небо в ясный, солнечный день голубое. Дети, как вы думаете, почему?
— Много разноцветных лучей у Солнца. Небу солнышко подарила голубой цвет. Небо – это прозрачный воздух, который окружает нашу планету и защищает от чёрного, холодного Космоса. Дети, воздух не только защищает нас, но и дарит жизнь. Люди, животные, растения дышать воздухом, и поэтому живут. Дети, что такое Космос?
Вывод. Дети, мы узнали, что Космос – это огромный холодный мир, Вселенная, в которой плывёт наша Земля. Землю от холода Космоса защищает воздух.
Исследование «Человек и воздух».
Задачи. Расширить знания детей о воздухе. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и помочь детям обнаружить его. Обогащать представление детей об особенностях функционирования человеческого организма. Напомнить детям о значении воздуха в жизни человека. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Исследование.
— Дети, что такое воздух?
— Воздух – это невидимый, прозрачный газ. Воздух вокруг нас, вокруг нашей планеты, он защищает нас от космического холода. Дети, как вы думаете, а внутри нас есть воздух?
— Подставьте, пожалуйста, ладонь к губам и подуйте на неё.
Педагог показывает, дети дуют на ладонь своей руки.
— Что вы чувствуете?
— Ветер – это движение воздуха. Значит, внутри нас есть воздух. Дети, как вы думаете, как воздух попал в наш организм?
— Закройте, пожалуйста, нос пальцами.
Педагог показывает, дети ненадолго закрывают нос пальцами.
— Дети, что вы почувствовали?
— Значит, воздух попадает к нам в организм через нос. Дети, как вы считаете, что происходит с воздухом дальше?
— Внутри нас, есть лёгкие: правое и левое. Педагог на себе показывает расположение лёгких в организме человека. Они большие, но лёгкие. Дети, как вы считаете, почему дышать нужно только носом, а ртом нельзя?
— Нос воздух обогревает, от пыли очищает. Воздух по трубочкам пробегает, в лёгкие залетает. Лёгкие работу начинают, воздух разделяют. Полезный кислород в кровь поступает, вредный углекислый газ лёгкие выгоняют, обратно выдыхают. Дети, вдохните носом много-много воздуха. А потом медленно выдохните воздух. Внимание! Дышим только носом, рот закрыт. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Педагог показывает. Дети выполняют дыхательные упражнения.
— Дети, как вы думаете, для чего человеку нужен воздух?
— Воздух – это жизнь. Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха умрёт. Дети, что мы узнали о воздухе?
Вывод. Дети, мы узнали, что воздух вокруг нас, воздух внутри нас, человеку воздух необходим для жизни.
Разговор-размышление «Что такое свежий воздух».
Задачи. Показать детям значение свежего воздуха для здоровья человека. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать познавательный активность детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Беседа.
— Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое воздух?
— Воздух – это прозрачный, бесцветный, невидимый газ, которым мы дышим. Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: что такое свежий воздух?
— Свежий воздух – это чистый, здоровый, бодрящий воздух. Дети, как вы считаете, где воздух чище, в помещение или на улице?
— Дети, как вы думаете, почему в помещение воздух не свежий?
— В помещение много людей, которые выдыхают вредней углекислый газ. Воздух в помещение становится не свежий. На улице воздуха больше, чем в помещении, поэтому он более чистый, полезный для здоровья. Дети, как вы считаете, кто из людей более здоровый, тот кто часто гуляет на свежем воздухе, или тот, кто целыми днями сидит дома и играет?
— Свежий воздух организм очищает, здоровье укрепляет. Дети, чем глубже мы вдохнём носом, тем больше свежего воздуха попадёт в наш организм. Выдыхать воздух нужно долго, чтобы хорошо очистить лёгкие от старого воздуха. Попробуем? Дети, воздух глубоко вдыхаем, долго выдыхаем. Внимание! Дышим только носом, рот закрыт.
Дети вместе с педагогом выполняют дыхательные упражнения.
— Дети, что мы узнали о свежем воздухе?
Вывод. Дети, мы узнали, что свежий воздух – это чистый, здоровый, бодрящий воздух на улице. Надо чаще гулять, чтобы свежим воздухом дышать.
Наблюдение «Апрель – снегогон».
Задачи. Познакомить детей с вторым месяцем весны. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь красотой весеннего дня. Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— Второй месяц весны называется апрель. В народе говорят: апрель – снегогон. Дети, как вы считаете, почему апрель – снегогон?
— Дети, посмотрите внимательно вокруг себя. Как вы считаете, апрель весь снег прогнал или нет?
— В апреле тает последний снег. Дети, какая погода сегодня?
— В апреле погода непостоянная. Днём тепло, ночью холодно. Часто дуют холодные ветры. Дети, что мы узнали об апреле?
Вывод. Дети, мы узнали, что апрель – второй месяц весны. В апреле тает последний снег, погода в апреле непостоянная.