Киселева Ирина
Картотека «Пословицы и поговорки по нравственно-патриотическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА
«Пословицы и поговорки по нравственно-патриотическому воспитанию»
Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт. Скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, -словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.
Публикация «Картотека „Пословицы и поговорки по нравственно-патриотическому воспитанию“» размещена в разделах
О Родине Своя земля и в горсти мила. Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха. Город –царство, а деревня –рай. О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Дома все споро, в чуже житье хуже. Родина –мать, умей за нее постоять.
О труде Человек живет век, а его дела два. Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит. Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет. Не спотыкается тот, кто не идет. Вскачь борозды не пашут. Муравей не велик, а горы копает. –Лень, отвори дверь, сгоришь! -Хоть сгорю, да не отворю! Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Слезами горю не поможешь. Не спеши языком, спеши делом. Не будет скуки, если заняты руки. Если взялся за дело, доведи его до конца. Рисовая каша вкусна, да работа в поле трудна.
О гостеприимстве Умел в гости звать –умей и угощать. Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси. В гостях не будь приметлив, а будь приветлив. Без соли, без хлеба –худая беседа.
О человеческих качествах Положительные качества Тихая вода берега подмывает. Где река глубже, там она тише. Наш Абрасим не просит, а дадут –не бросит. В ком стыд, в том и совесть. За совесть да за честь –хоть голову снесть. Береги платье снову, а честь смолоду. Кто пива не пьет, тот пьян не живет. Русы волосы –сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет. На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. Учиться –вперед пригодится. Кто смел –тот и цел. Отрицательные качества С виду хорош, а продаст за грош. Поет соловьем, а рыщет волком. Волк каждый год линяет, да обычая не меняет. На языке медок, а под языком ледок. Без мыла в душу залезет. Много людей, а человека нет. Хоть на голове-то густо, да в голове пусто. Личиком беленек, да душой черненек. Глаза с поволокой, роток с позевотой. Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.
О признательности, взаимопомощи Хорошо тому добро делать, кто помнит. Послужи на меня, а я –на тебя. Рука руку моет, и обе белы живут. За добро добром и платят. Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. Пожалуйста –не кланяется, а спасибо –спины не гнет. Сделав добро –не кайся.
О правде Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдешь. Молвя правду –правду и делай. Правда дороже золота. Без правды не житье, а вытье. Засыпь правду золотом, а она всплывет. Молодому врать вредно, а старому непотребно. Не с ветру говорится, что лгать не годится. Что знается, то и скажется. Из черного не сделаешь белого. Честный правды не боится. Неправдой жить –людей смешить. Правду водой не зальешь, огнем не сожжешь. В правде люди помогают, а за неправду карают.
О дружбе Нет друга –ищи, а нашел –береги. Новых друзей наживай, но и старых не забывай. Для милого дружка и сережка из ушка. Дружба дружбе рознь, иную хоть брось. С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи. С кем поведешься, от того и наберешься. Друг спорит, недруг поддакивает.
О воспитании Не тот отец, кто вспоил –вскормил, а кто уму –разуму научил. Умел родить –умей и научить. Дитятко – что тесто: как замесил, так и взошло. Из одной печи, да не одни калачи. У семи нянек дитя без глазу. Деточек воспитать –не курочек пересчитать. Работные дети –отцу хлебы. Засиженное яйцо –всегда болтун (баловень). Счастливая дочь –в отца, а сын –в мать. Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка. Родилось чадушко старше бабушки(«умничает»). Глупому сыну не впрок наследство.
О семье Жена –для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка. Не нужен и клад, коль в семье разлад. Одному и в раю –не рай. Одна головня в печи не горит, а две и в поле не гаснут. Тишь да гладь, да Божья благодать. Любовь да совет, да и нуждочки нет. Братская любовь пуще каменных стен. Брат с братом на медведя ходят.
Коллективизм Один за всех и все за одного. Семеро –не один, в обиду не дадим. Ум –хорошо, а два –лучше. С миру по нитке –голому рубаха. Свет ни без добрых людей. Один в поле не воин.
Наружность Лицо –зеркало души. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Сам с ноготь, а борода с локоть. Снаружи мил, а внутри сгнил. Надень на пенек красивый лоскуток, да и тот красив. Без хвоста и ворона не красна.
О хлебе Хлеб за брюхом не ходит. Хлеб ногами топтать –народу голодать. Из одной муки хлеба не испечь. Без соли, без хлеба –половина обеда. Ржаной хлебушка –калачу дедушка.
Слово о словах Слово не стрела, а ранит. Словом ударишь сильнее, чем дубиной. Умей сказать, умей и промолчать. Слово – солома: загорится –не зальешь. От одного слова, да на век ссора. Язык мой – враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет. Держи собаку на цепи, а язык –на семи. Пустая мельница и без ветру мелет. Говорит как пишет, слово – бисер нижет. Не спеши языком – торопись делом. Язык без костей, что хочет, то и ворочит. Мирская молва, что морская волна – ее не остановишь. Не давши слова –крепись, а давши –держись.
Примеры работы над пословицами и поговорками в ДОУ
Введение пословиц в речь детей требует определенной системы. Прежде всего надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя прием сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат дает прием «переделывания» пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравнивая звучание полученной фразы и пословицы, приходим к выводу, что последняя, за счет использования необычных волшебных слов, звучит красивее.
У детей особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков. Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки, пословицы и поговорки с разной силой голоса, в разном тембре, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно). На примерах пословиц и поговорок эффективно происходит формирование звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение); ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление или перефразирование детьми отдельных пословиц и поговорок является показателем их лингвистического мышления.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи такими ее элементами, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно использовать пословицы и поговорки в разговорной речи, правильно пользоваться ими в зависимости от ситуации развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.
Цели:
1. Развитие речи дошкольников.
2. Развитие мышления и памяти дошкольников. 3. Развитие воображения дошкольников.
Упражнения 1. «Закончи пословицу».
Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребенку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. 2. «Завиральные пословицы».
Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав ее, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно. 3. «Кто знает, пусть продолжает».
Первый ребенок произносит пословицу, следующий –проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме. 4. «Объяснялки».
Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий. 5. Иллюстрирование пословиц.
При выполнении данного задания детям можно, кроме изобразительных средств, предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на магнитной доске. 6. Моделирование пословиц.
С помощью кукол дети разыгрывают различные ситуации. 7. Инсценирование пословиц.
Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.
8. Подбор пословиц к определенному тексту.
Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно предложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту.
Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу, а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. 9. «Восстанови пословицу и объясни ее».
Детям предлагается несколько перемешанных пословиц. 10. «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы».
Даются слова. Из них нужно составить пословицу. 11. «Добавь слог в конец слов и прочитай все предложение сверху вниз» (по усмотрению воспитателя).
Пример: Вра+ки=враки, дово+дят=доводят, до дра+ки=драки. 12. «Собери слоги в слова, слова в предложение».
Детям предлагаются слоги. Пример: чил, кон, ло, де –ляй, гу, ло, сме: Кончил дело – гуляй смело.
Игры 1. «Подбери пословицу».
Цель: Формировать умение подбирать нужную по смыслу пословицу или поговорку, ориентируясь на определенную ситуацию.
I вариант
Взрослый показывает ребенку картинки (о лени, о труде, о страхе и т. д., а ребенок должен подобрать подходящую пословицу или поговорку.
II вариант
Играют несколько детей, кто больше назовет пословиц или поговорок. Надо сразу научить ребенка правильно подбирать пословицы и поговорки. Объяснять, почему одни могут подходить, а другие нет.
2. «Почему так говорят».
Педагог предлагает детям слова: к примеру, пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы, и почему они так называются (можно ли подобрать к ним поговорки). 3. «О чем я говорю».
Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные (ключевые) слова пословиц и поговорок.
Взрослый говорит несколько пословиц и поговорок на определенную тематику. Ребенок должен описать ситуацию, о чем идет речь.