Аня Василина
Картотека по ЗОЖ «Оздоровительные, пальчиковые, дидактические и подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека по ЗОЖ Оздоровительные, пальчиковые, дидактические и подвижные игры
Дидактические игры
Эстафета
Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.
Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.
На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку.
Ровным кругом
Цели: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение.
Публикация «Картотека по ЗОЖ „Оздоровительные, пальчиковые, дидактические и подвижные игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца,зеркала, расчёски.
Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла, дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют.
Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.
Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.
Как нужно ухаживать за собой
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы:
Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).
Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
Как часто нужно мыться? (Каждый день).
Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
Хвастунишка
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Расскажи о своей коже. Покажи на своё личико, свои руки, ноги и продолжи: "Моя кожа чистая, нежная, упругая, она помогает мне…"
Чтобы кожа была здоровой
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.
Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.
Картинки: Ребёнок облизывает ссадины, порезы. Мальчик в грязном белье.
Девочка надевает чужую обувь.
Определения
Цель: научить ребёнка давать определения.
О каких предметах идёт речь? Продолжить определения.
Средство для мытья волос – это…
Однородная масса для чистки зубов – это…
Кусок ткани для вытирания лица и тела – это…
Средства для мытья рук и тела – это…
Ответы: шампунь, зубная паста, полотенце, мыло.
Чистоплотные дети
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: "Руки". Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце". Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы2 (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, "купание" (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?" Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?" (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?" (Выстирает его.)
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т. д.
Что мы делали – не скажем
Цель: имитация движений с ориентировкой на звучащее слово, по инструкции взрослого; закрепление в активном и пассивном словаре названий основных частей тела.
Ход игры: Дети становятся в круг. При помощи считалки выбирают водящего. Взрослый называет определенное действие, например, чистим зубки. Водящий показывает предложенное действие, а остальные дети повторяют за ним.
Таким образом, обыгрываются следующие действия: моем ручки, моем ушки, лицо, причесываемся, чистим зубки, вытираем нос платочком.
Правила гигиены для детей
Вода и мыло
Задачи: Изучить понятие микробы. Знать прямой и непрямой путь передачи инфекции. Знать как правильно мыть руки. Следить за чистотой своего тела.
Простое мыло и вода да - да - да
Нужны всегда, нужны всегда
От них уют и чистота, да - да - да
И аромат и красота.
От простой воды и мыла
У микроба тает сила
Мойте руки с мылом, мылом белым
Пропадут микробы навсегда
Защищает тело, тело, тело солнце, воздух, мыло и вода
Чтобы то микробов защитится,
Водою с мылом нужно мыться
И каждый день перед едой
Мыть фрукты, овощи водой.
Делая прическу, помни про себя,
Что твоя расческа только для тебя
Ты ее хозяин, властелин
На всем белом свети ты один,
Только ты один
Пусть поймут друзья,
Что давать нельзя Личную расческу им.
Чтобы, чтобы, чтобы все свои микробы
Ты не передал другим.
Утром чистя зубы, помни про себя
Что твоя зубная щетка тоже для тебя
Ты ее хозяин, властелин,
На всем белом свете ты один
Только ты один.
Пусть поймут друзья, что давать нельзя
Щетку и расческу им
Чтобы, чтобы, чтобы все свои микробы Ты не передал другим
Можно – нельзя
Собираются все вещи, которыми мы пользуемся и положим их на стол. Начинаем играть. Поднимаем по очереди личные вещи, и спросить, можно ли её пользоваться сообща или нет. Можно - положим её в коробку "Можно", нет - в коробку "Нельзя" (Ключ от квартиры тоже в коробке "Нельзя", его нельзя ни кому давать).
Микробы
Ребята делятся на две команды, на команду "Чихающих" и команду "Заражающихся". Команды расходятся на 5 - 10 метров. Команда "Чихающих" говорит "Ап - чхи"! и бросают в противоположную команду теннисные шарики. Противоположная команда должна стараться увернуться. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает чихать (прямой способ передачи микробов чихание, кашель, не прямой способ передачи через личные вещи: расческа, зубная щетка носовой платок, шапка.)
Чих – чих (прямой путь, показать как правильно чихать)
Способы проникновения микробов в наш организм
Первый – чихаем и не прикрываем рот и нос руками
Второй – передаем друзьям наши личные вещи
Третий – на грязных руках все микробы
Четвертый – не моем перед едой овощи и фрукты, на которых есть микробы.
Пятый – грызем ногти, под которыми есть микробы
Шестой – ковыряемся в носу, а потом этот палей берем в рот
Седьмой – не закаливаемся. Купаемся в теплое время и простужаемся
Восьмой – раним себе кожу и не обрабатываем её йодом или зеленкой.
Девятый – едим старый не качественный продукты и пьем плохую воду.
Десятый – живем в очень грязной квартире, носим грязную одежду и не принимаем душ.
Личные вещи
Рисуем 2 больших панно. На одном изображаем предметы, которыми могут пользоваться сообща, на другом - те которыми нельзя.
Чистые руки
Очищенный картофель дети передают друг другу. Он становиться черным (грязь). После этого дети идут в умывальную комнату и выполняют все этапы правильного мытья рук.
Правила здоровья
Грубых слов не говорите
Только бодрые дарите
Чтобы жить и не болеть
Каждый день старайтесь петь.
Чтоб здоровья улучшать,
Нужно носикам дышать.
По больницам не ходить,
Жизнь активную водить.
Прямо в ванну не стесняйтесь,
В ледяную окунайтесь!
Перед едой – напейтесь воды
Во время еды – никакой воды.
Части тела
Части тела
Развивать представление и воображение ребёнка.
12345 – начинаем мы играть
Вы смотрите не зевайте
И за мной всё повторяйте.
Что я вам сейчас скажу и при этом покажу.
Взрослый, называя части тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют. Затем взрослый начинает путать детей. Дети должны не повторить ошибку.
Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
Мы здоровы и счастливы!
Сделаем разминку, держим ровно спинку!
Голову назад, вперед, вправо, влево, поворот!
Руки вверх поднять прямые –
Вот высокие какие!
Еще выше потянитесь,
Вправо, влево повернитесь.
А теперь танцует таз –
Посмотрите-ка на нас!
Этим славным упражненьем
Поднимаем настроенье.
Дальше будем приседать:
Дружно сесть и дружно встать!
Прыгать нам совсем не лень –
Словно мячик целый день.
Дидактические игры
Собери человечка
Цель: закрепить названия основных частей тела человека, собрать человечка из частей (геометрических фигур)
Моё лицо
Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.
Наши помощники – органы чувств
Цель: закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир; уточнить, какое значение для человека имеет слух, обоняние, осязание, вкус, зрение в познании окружающего мира; учить подбирать соответствующие карточки к определённому органу чувств; воспитывать потребность быть здоровым.
Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?
Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определённой профессии.
Найди пару
Цель: упражнять детей в подборе пары благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Пары предметов
Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы. – У тебя две
руки: одна левая, а другая правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе (песке, асфальте, снегу). Раскрась их в разный цвет. – У тебя две руки – правая и левая, а ещё две ноги – правая и (левая). На две руки надевают варежки – это пара. Два ботинка – это тоже пара. И два носка – это … (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т. д.)
Части тела
Цель: Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: "Это моя левая рука". Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
Мои помощники
Раз, два, три – глазками смотри!
А головку повернем – ушком слушать мы начнем!
К Ване, Тане подойдем – их помощников найдем:
Глазки смотрят, ушки слышат,
Ручки трогают, берут,
Ножки топают, бегут.
Вот, ребятки, молодцы!
Всех помощников нашли.
Упражнение "Это я"
Цели: Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать за логопедом слова или словосочетания.
Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.
(левую ладошку кладут на спину, правую - на живот.)
Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой, устали. Вытрем лоб. (движения по тексту)
Разминка Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра повторим урок!
Волшебное зеркало
Цель: отработать навыки взаимодействия, развивать воображение, ориентировку в пространстве и на своём теле, умение повторять движения по показу.
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Всё нам верно повтори,
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка всё за мной!
Взрослый показывает движение, ребёнок его повторяет.
"Нос. Пол, потолок".
Дидактические игры по ознакомлению детей
с организмом человека
Дидактической игре отводится особое место в самых различных системах обучения. Игры по ознакомлению детей с организмом человека органично входят во все виды деятельности ребенка. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, но также они способствуют и развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Замечу, что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие. Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Руководя
игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Выдающийся педагог – реформатор, автор "педагогики сердца" Януш Корчак писал: "Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".
Работа по ознакомлению детей с организмом человека через дидактические игры построены в три этапа.
Знакомство детей с внутренними органами человека.
При ознакомлении с внутренними органами педагоги объясняют детям, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение.
Что у нас внутри?
Цель: познакомить детей с внутренними органами человека. Закреплять знания о строении человека, о функциях внутренних органов. Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности. Стимулировать интерес детей к познанию. Развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю. Подвести детей к пониманию необходимости заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.
К пособию прилагается книга, из которой дети узнают, какую функцию выполняет тот или иной внутренний орган. Данное дидактическое пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению со строением человека. Например: воспитатель задает вопросы: - Где находятся легкие? - Где находится сердце? - Какие функции они выполняют? И т. д. Дети отвечают на вопросы, рассказывая какие функции, выполняют внутренние органы в организме и крепят их на места. Педагоги объясняют детям, что главным органом у человека является сердце, что сердце у каждого размером с его кулак, для чего человеку необходимо сердце, что случится, если оно не будет работать.
Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Дидактическая задача: закрепить знания о том, как уберечь, как ухаживать за разными органами и частями тела, какие есть вредные для здоровья привычки и продукты. При помощи серии дидактических игр, детей подводила к мысли о том, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Это такие игры, как: "Полезно - вредно", "Составь меню", "Чудесный мешочек", "Красный - синий", "Разложи правильно".
Где живут витамины
Цель: познакомить детей с основными витаминами "А", "В", "С", "Д"; в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека; учить объединять карточки в одну группу витаминов; развивать внимание, мышление, память; воспитывать у детей желание принимать витамины в пищу.
Организуя работу на этом этапе, педагоги должны показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм. Этому, например, способствует организация двигательной активности на прогулке. На прогулках организую шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т. д. Выполняя эти упражнения, ребенок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.
Используют педагоги в работе словесные игры "Нужно - не нужно", "Полезно - вредно", "Съедобное - несъедобное", "Что я вижу одним глазом"; игры на дыхание "Пузырь", "Ветерок", "Чья птичка дальше улетит?"; на развитие слухового внимания "Повтори, что услышал", "Где звенит?".
Вывод: дидактические игры помогут детям получить знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья.
(средний дошкольный возраст)
Угадай, кто это
Цель: учить детей умению мысленно воспроизводить образ через своё видение человека.
Воспитатель выбирает одного из детей ведущим. Остальные садятся в кружок на стульчики. Ведущий должен, не называя имени, рассказать о коком – либо из детей: какой он (она, что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, занимает место ведущего.
Что есть у игрушки
Цель: воспитывать у ребёнка самоопределение, осознание своего тела и его специфических особенностей.
Оборудование: игрушки зверей, птиц, человечка, картинки с изображением разных людей. Воспитатель предлагает ребёнку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, мишкой, клоуном, солдатиком, куклой. Примерные ответы детей: у уточки клювик, а у меня носик; мишка лохматый, а у меня кожа гладкая; у собачки четыре лапы, а у меня две руки, две ноги. Солдатик и я - смелые, я живая, а кукла, хотя и передвигаются, но всё равно не живая.
Мой портрет
Цель: научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности: лица, роста, возраста.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши; стенд для выставки; картинки с изображением детей (разных по возрасту, росту, внешности). Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с детьми разного возраста в игровых ситуациях. Спрашивает, какими дети себя видят: большими, маленькими или не очень маленькими. Дети отвечают, показывают на пальцах, сколько им
лет, говорят, какими они хотят вырасти. Воспитатель предлагает детям нарисовать самих себя, какими они хотят быть.
По рисункам детей, выставленным на фланелеграфе, пытаются угадать, кто на них изображён. Воспитатель спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, - хороший или плохой.
Игры на знание частей тела и лица
Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.
Сказочка - указочка
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы.
Не устала ты пока, Покажи, моя рука:
Это - правая щека, Это - левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.
А вокруг-то - целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края - Всё про ротик знаю я!
Весёлые фигуры
Детям даются поручения. Например:
1."Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
2."Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой - за левое".
3."Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку".
Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.
Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы)
Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.
Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.
Наши руки
Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
Эта ручка - правая (мячик на ладошке,
Это ручка - левая (мячик на ладошке,
Я на мячик нажимаю. И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке,
Будет сильной левая (в левом,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).
Фокусник
Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики).
За рукой и под рукой
(мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем; прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).
Из-под кисти на покой
(мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
Над рукою мяч кружит
(одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею, От неё теперь бежит
(рука с мячом как бы уходит от другой руки).
Между пальцев подержи (соответственно,
И в ладошку положи (соответственно).
Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони,
Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).