Валентина Радушкевич
Картотека игр. Пальчиковые, дидактические, подвижные
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры
1. Пальчиковая игра «Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем:
(Сжимать и разжимать кулачки).
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
(Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого).
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращать мизинцем).
Прячьтесь!
(Спрятать руки за спину).
Публикация «Картотека игр, Пальчиковые, дидактические, подвижные» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Подвижные игры для детей
- Темочки
2. Пальчиковая игра «Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
(Скрестить запястья обеих рук, и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки»).
3. Пальчиковая игра «Колокольчики»
В прятки пальчики играют
(Сжимать и разжимать пальцы рук).
И головки убирают,
(Открывать и закрывать глаза).
Словно синие цветки,
Распускают лепестки
(Сводить и разводить пальцы «веером»).
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
(Качание и наклоны кистей вправо-влево).
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой.
(Круговые движения кистями).
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты?
(Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол).
4. Пальчиковая игра «Солнышко-ведрышко»
Солнышко-ведрышко,
(соединить указательные и большие пальцы правой и левой руки)
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
(указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)
По камушкам скачут,
Дождик-дождик, полно лить,
(грозить указательным пальцем правой руки)
Малых детушек мочить.
(стряхивать правую руку, а затем левую).
5. Пальчиковая игра «Жук»
На лужайке по ромашкам
(Руки положить на стол ладонями вниз)
Жук летел в цветной рубашке;
(Медленно сгибать и разгибать пальцы)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
(Поднять руки вверх)
Я с ромашками дружу.
(Развести пальцы веером)
Тихо на ветру качаюсь,
(покачивать руки из стороны в сторону)
Низко, низко наклоняюсь.
(Медленно наклонить руки вперед).
6. Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик, дождик, поливай –
(указательным пальцем одной руки постукивать ладони другой)
Будет хлеба каравай,
(Образовать перед собой круг)
Будут булки, будут сушки,
(Похлопывать поочередно одной ладонью другую)
Будут вкусные ватрушки.
(Соединить большой и указательные пальцы рук вместе, образовывая большой круг).
Дидактические игры
1. Дидактическая игра «Выложи узор по схеме»
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку или детям схему. По ней он должен выкладывать рисунок из цветных пробок нужного размера и цвета. Для усложнения берутся крышки разного диаметра и цвета.
2. Дидактическая игра «Подбери серединку к цветку и бабочке»
Ход игры:
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это. (Бабочка)
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть цветочек или бабочку. У каждого цветочка и бабочки можно снять середину (сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним)
А теперь дети самостоятельно подбирают цветку (бабочке) серединку. По мере освоения детьми игровых, предметных действий им предлагается действовать самостоятельно.
3. Дидактическая игра «Подбери колеса к машине»
Для изготовления следующих дидактических игр, я использовала старые пластмассовые кубики. Вырезав из них разные геометрические фигуры.
Ход игры:
Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть машину. Дети рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.
4. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям сделать, скажем, гусеницу, показать ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое. Можно, например, складывать домик, меняя его размер, форму, цвет, или добавляя детали.
Занимаясь геометрическим конструированием, дети должны двигаться от простого к сложному.
5. Дидактическая игра «С какого дерева листочек»
Задачи: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: листочки с деревьев, колокольчик.
Ход игры:
На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.
6. Дидактическая игра «Назови дерево»
Задачи: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры:
Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.
Игра продолжается, пока дети не устанут.
7. Дидактическая игра «Какого цветка не стало»
Задачи: учить детей называть цветы на участке детского сада (клевер белый или розовый, колокольчики, одуванчики, ромашки, развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: цветы, растущие на участке детского сада.
Ход игры:
Воспитатель выставляет на стол растения, растущие на участке детского сада, дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.
Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.
Подвижные игры и игры-ситуации
Игра-ситуация «Солнечные зайчики»
Программное содержание:
Цель: Формирование умений слушать и играть совместно с воспитателем.
Задачи:
1. Развивать воображение детей;
2. Побуждать детей к двигательной активности и самостоятельности в импровизации.
Материалы: зеркало, набор картинок для театра.
Ход игры:
Необходимым условием для проведения игры является солнечный день. Воспитатель жестом обводит залитую солнечным светом комнату и спрашивает у детей: Почему так светло? Это солнышко пришло в гости. Солнечные лучики любят играть. Они прыгают по стене, полу, столам как зайчики. Поэтому их называют солнечными зайчиками.
Звучит веселая музыка, воспитатель незаметно пускает зеркалом солнечные зайчики и произносит:
Солнечные зайчики
Скачут по стене,
Солнечные зайчики
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.
Воспитатель предлагает детям поиграть с солнечными зайчиками. Звучит веселая музыка, педагог пускает зайчиков, а дети бегают, подпрыгивают, ловят солнечных зайчиков.
Далее воспитатель показывает спектакль театра картинок.
Солнышко освещает полянку, на которой спит серый зайчик. Просыпаясь серый зайчик радуется солнышку. Вдруг на траве появляется солнечный лучик, и серый зайчик принимается его ловить. Солнечный подпрыгивал и ускользал от серого зайчика. Они знакомятся. Удивляются, что их зовут зайчиками. Только один зайчик солнечный, а другой серый. Только-только серый зайчик чуть не поймал солнечного зайчика. Но солнечный зайчик вдруг исчез. Серый зайчик загрустил. Мама-зайчиха сказала: «Малыш, вечером солнышко уходит за лес, там оно отдыхает вместе со своими лучиками, солнечными зайчиками. А утром оно снова взойдет на небе и будет сиять лучами. Завтра ты снова сможешь поиграть с солнечным зайчиком. Обрадовался серый зайчик и довольный пошел спать.
Воспитатель: Вот такая красивая сказка. Понравилась сказка?
Игра-ситуация «Цветочная полянка»
Программное содержание:
Цель: Формирование умений слушать и играть вместе с воспитателем.
Задачи:
1. Заинтересовать детей сюжетом игры;
2. Вовлечь в игровую ситуацию;
3. Дать эмоционально-положительный заряд.
Материалы: букеты цветов, фланелеграф, картинки.
Ход игры:
Воспитатель приводит детей на «цветочную полянку» и приговаривает:
Заиграла музыка на лугу,
Мы пойдем покружимся во кругу.
Ветерок поднимется – не унять,
Станут в поле цветики танцевать.
Дети свободно ходят вокруг букетов цветов, легко подпрыгивают и хлопают в ладоши. Воспитатель предлагает познакомиться. Дети берутся парами за руки и кланяются друг другу.
Песенка-знакомство «Крепко за руки берись».
Воспитатель:
На полянке нашей
Цветики цветут.
Разговор веселый
Цветики ведут.
Крепко за руки берись,
Поклонись и покружись (Дети кружатся).
Воспитатель поочередно подходит к каждой паре. Дети выполняют движения.
Воспитатель: Цветы любят тепло. На фланелеграф прикрепляет картинку, на которой нарисованы солнышко и петушок. Все вместе, вспоминают сказку про солнышко. Воспитатель задает вопросы по сказке и одновременно показывает ее на фланелеграфе: Кто проснулся раньше всех? Кого разбудил петушок? Что все стали говорить про солнышко?
Затем воспитатель просит детей показать, как петушок кричал, как он хлопал крыльями. (Дети имитируют действия петушка).
Игра «Карусель»
У воспитателя в руках обруч, к которому привязаны разноцветные ленты. Дети берутся за ленты, воспитатель в центре двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом все бегом, бегом, бегом!
Тише-тише, не бегите, карусель остановите.
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра.
Игра «Полетели птички»
Дети под руководством воспитателя выполняют движения по тексту:
Полетели птички, птички-невелички (бег по площадке, руки в стороны).
Сели птички, посидели (присесть,
Опять полетели (бег в разных направлениях).
Игра «Хоровод»
Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, веселый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились.
Бух! (На последней фразе дети приседают.)
Игра-ситуация «Шишечки»
Воспитатель рассказывает сказку «Шишки» :
Жили-были шишки. Висели они на большой елке и качались на ветру (воспитатель качает шишки, держа их пальцами). Шишки вокруг все видели. Вот под елочкой пробегает зайчик (дети скачут, как зайчики). А вот бежит хитрая лисичка, помахивает хвостикам (дети бегут тихонько, показывая сзади рукой хвостик). Тут как тут и косолапый мишка (дети ходят вразвалочку). Качались шишки, качались и стали падать (дети качают руками). Из дупла высунула нос белка. Спрыгнула она с ветки, схватила шишку и отнесла ее в свое дупло. А потом еще одну, и еще. Сложила белка шишки в кладовочке. А потом белка достанет из шишек семена и будет грызть. Вкусно наверное!
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Шишки на ветке».
Воспитатель читает стихотворение, а дети двигаются в соответствии с текстом.
Шишечки на ветке –
Маленькие детки.
Весело качаются,
С ветки улыбаются.
(Дети улыбаются, делают наклоны из стороны в сторону, держа руки на поясе).
Шишечки негаданно
Попадали на землю.
Прыг-прыг, поскакали,
На землю упали.
(Дети прыгают).
Покатились шишечки,
Шишечки-малышечки,
Через весь лесочек,
К зайке под кусточек.
(Дети бегут друг за другом).
Зайка рассердился,
Наутек пустился.
(Дети скачут, как зайки).