Яна Джуманазарова
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика
Младшая группа
Сентябрь «Ходит осень по дорожке»
1 неделя: «Как живёшь?»
Как живёшь? Вот так! Показать большой палец.
Как идёшь? Вот так! Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой. Как берёшь? Вот так! Тремя пальцами.
Как даёшь? Вот так! Раскрытой ладонью.
Как грозишь? Вот так! Указательным пальцем.
Ночью спишь? Вот так! Все пальцы сложить и положить на них голову.
Ждёшь обед? Вот так! Кулачок под щёки.
А шалишь? Вот так! Надуть щёки и ударить по ним ладошками.
2 неделя: Пять весёлых капелек по земле стучат,
Темочки:
Пять весё лых капелек земле говорят:
Том – том – том – том!
Тим – тим – тим – тим!
Тик – тик – тик – тик!
Тип – тип – тип – тип!
Дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно выполнять постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.
3 неделя: «Осенний букет»
Пошли пальчики гулять «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.
Стали листья собирать: Поочередно прикасаются
Красный листик, желтый подушечками пальцев, начиная
Листик… с указательного, к большому.
А потом давай считать: Поочередно загибают пальцы
Один, два, три, четыре, пять! на одной руке.
Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.
Пять!
С листьями осенними Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы.
Будем мы играть.
4 неделя: «Кто какой на ощупь»
Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации. Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Октябрь «Разноцветный мир вокруг»
1 неделя: Как у нас семья большая (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)
Да веселая.
Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на обеих руках.)
Два учиться хотят, (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)
Два Степана у сметаны (Загнуть средние пальцы.)
Объедаются.
Две Дашки у кашки (Загнуть безымянные пальцы.)
Питаются.
Две Ульки в люльке (Загнуть мизинцы.)
Качаются.
2 неделя: «Золушка»
Насыпаем фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
3 неделя: «Собери матрёшку»
Цель: научить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.
Описание игры.
Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрё шки ставит рядом и говорит: «Матрёшки красивые, но разные -большая и маленькая» Достав ещё одну матрёшку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек.
Затем воспитатель собирает матрё шку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.
После предварительного показа детям раздаётся индивидуальный материал для самостоятельной работы.
4 неделя: «Нанизываем кольца»
Задачи:
• формировать умение нанизывать кольца на стержни;
• развивать глазомер;
• знакомить с цветом.
Пособия: пирамидки разных размеров.
Ноябрь «Конец осени – начало зимы»
1 неделя: «Водичка – водичка!»
Цель: обратить внимание на различные объемы сосудов. В игре малыш развивает мелкую моторику рук, координацию движений, понятие «много-мало».
Оборудование: поднос, мерный стакан с отметкой уровня воды, сосуд с большим (маленьким) отверстием, можно шире или уже мерного стакана (больше или меньше мерного стакана, банки различных объемов, тряпка.
Подкрасьте воду пищевой краской. Налейте воду в мерный стакан до отметки. Мерный стакан и сосуд поставьте рядом друг с другом, чтобы было видно, на каком уровне вода в одном из сосудов. Покажите ребенку, как переливать воду. Если сосуд больше мерного стакана, то вода его не заполнит полностью. Если меньше, вода не поместится в сосуд и т. д. Показывая, как вы переливаете воду из мерного стакана в сосуд, важно научить ребенка понимать, что не все сосуды бывают одинаковыми.
В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.
2 неделя: «Колючий еж»
Цель: развитие мелкой моторики с помощью традиционных и нетрадиционных методов;
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош! (сжимание и разжимание пальчиков).
- Ребята, снегирь говорит мне, что маленькие ежата потеряли свои колючки, они могут замёрзнуть. Давайте поможем им и прицепим колючки. (Воспитатель предлагает подойти к столу и выполнить задание с прищепками). «Прицепим колючки ежатам». Молодцы, вы быстро справились с заданием. Поставьте ежат под елочку.
3 неделя: «Найди и назови животное»
Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.
Описание: детям предлагаются карточки с изображением домашних и диких животных и маленькие муляжи (игрушки) животных. Ребенку необходимо правильно подобрать животное к каждой картинке, проговаривая при этом стихотворение.
4 неделя: «Веселая гусеница»
Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.
Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения.
Выкладывали картинки на магнитную доску, составляли узоры из мозаики.
5 неделя: «Лабиринт»
Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.
Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам с проговариванием стихотворения.
«Мы играем в паровоз, Погудим немного. Ничего, что нет колес, Зато есть дорога!»
Декабрь «Здравствуй, гостья Зима!»
1 неделя: «Умные шнурочки»
Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.
Описание: используя цветные шнурки ребенок продевает их в отверстия, составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины разного цвета и формы, составляя бусы.
2 неделя: «Застегиваем и растегиваем!»
Цель: развитие мелкой моторики рук и координации движений. Помощь в приобретении самостоятельности.
Оборудование: «рамочки» с застежками. Их можно купить, а можно сделать самому.
Нам необходима деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которой пришиты различные замочки: тесемки, пуговицы, кнопки, молнии, крючки и петли, застежки из ремешков.
Показываем ребенку, как завязать бантик, или застегнуть пуговицу, втянуть шнурочек.
Завязывание банта - очень сложное действие. Вам придется повторить это упражнение много раз, прежде чем малыш его освоит. Когда у малыша получилось застегнуть все застежки и завязать бантики на рамке, можно попробовать завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка.
3 неделя: «Строим башню!»
Оборудование: кубики разных размеров.
Цель: формирование понятий "большой" - "маленький", большой - больше - самый большой, маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький.
Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.
Вы можете играть в детской комнате на ковре, но желательно, чтобы ковер отличался по цвету от кубиков.
Берем одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, затем берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый.
Обычно, малыши берут самый большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни.
Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин.
Башню разбирают и малыш сможет самостоятельно повторить это занятие.
Эти же кубики можно выстраивать на полу: большой – самый маленький, самый маленький – большой.
4 неделя: «Коробочки и прищепки»
Оборудование: коробочки разных размеров и цветов, а так же прищепки разного цвета, желательно с объектами, например, животными.
Цель: научить малыша сортировать предметы по размер и цвету. Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.
Показываем малышу 3-5 коробочек разного цвета: желтую, красную, синюю, зеленую, оранжевую… Рассказываем «сказку» о замечательных друзьях, которые любят жить в коробочках только своего цвета. Например, солнышко на синей прищепке любит домик синего цвета. Размещаем солнышко на место. Ребенок наблюдает и пробует выполнять сортировку самостоятельно. Кроме того, коробочки можно сортировать по размеру и по цвету.
Январь «Наши любимые игры, игрушки, занятия»
1 неделя: Каникулы.
2 неделя: «Развиваем осязание!»
Оборудование: парные прямоугольные картонные поверхности с различными сенсорными поверхностями. Для этой цели можно использовать бумагу разной текстуры, наждачную бумагу с разным размером крошки, наклеенные на поверхность бисер, кружева, материал и пр.
Цель: развитие осязания, сортировка, узнать различные качества шершавых поверхностей. Эта игра развивает мелкую моторику рук.
Играть можно и с закрытыми глазами. Пытаться на ощупь определить похожие материалы и сортировать парами.
Для нетренированного ребенка число пар можно уменьшить. Это упражнение малыш делает с открытыми глазами очень быстро, так как каждая пара отличается от другой также по цвету.
Подчеркивайте так же понятия: крупный - мелкий, крупный - крупнее - самый крупный, мелкий - мельче - самый мелкий.
3 неделя: «Пошумим!»
Оборудование: парные коробочки, с одинаковым содержимым. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Так образом у нас будет 12 коробочек, пары которых будут содержать наполнители с различными звуками: тихий – громкий.
Цель: развивать восприятие разных звуков. Игра развивает мелкую моторику рук, слуховую память, готовит к восприятию музыки.
Берем коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении малыш может закрыть глаза и послушать шум.
Через поочередное сотрясение малыш сравнивает коробочки между собой. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом.
4 неделя: «Яркие бусины»
Оборудование: крупные разноцветные бусины, или разноцветные камешки. Чайная ложка, тарелки.
Цель: развивать восприятие разных цветов и размеров. Учиться сортировать объекты. Игра развивает мелкую моторику рук, развивает понятие размера и цвета.
Внимание! Будьте осторожны с мелкими объектами для детей до 3 лет.
Смешиваем бусины или камешки (разных цветов или размеров) в одной тарелке.
Цель нашей игры – рассортировать бусины по цветам, по разным тарелкам с помощью чайной ложки.
Февраль «Мы поздравляем наших пап»
1 неделя: «Светофор»
Цель: развитие сенсорного восприятия.
Оборудование: пластиковые бутылки с отвинчивающимися крышками.
Дети рассматривают цветные крышечки - сигналы светофора и на вопрос Кати «Как сделать правильный светофор?» ребенок делает выбор нужных крышечек, подтверждая свой выбор, проговорив правильное расположение сигналов светофора или сравнив с макетом светофора, и навинчивает их на мини тренажер.
2 неделя: «Волшебный мешочек»
Цель: развитие тонкой моторики рук и тактильной чувствительности.
Различные предметы складываются в мешочек, затем ребенок с закрытыми глазами, на ощупь должен отгадать какой это предмет.
(Если дети затрудняются в определении предмета на ощупь, то предварительно можно продемонстрировать, что находится в мешочке.)
3 неделя: «Мозаика»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление, фантазию; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Воспитатель даёт детям несколько предметов одного вида (ракушки, горох, фасоль, рис и т. д.) и предлагает выложить из них, например, снежинку, цветок, грибок, квадрат, круг. Дети выполняют задание. Можно играть в виде соревнования: кто быстрее соберёт фигуру или кто лучше (красивее).
4 неделя: «Построим дом для зайчика»
Цели: развить конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи название деталей, глагольные формы; развить моторику, умение соотносить движения со словами.
Оборудование: мелкий строительный материал.
«Снежный зайчик придет, а жить ему негде.»
5 неделя: «Часовщик»
Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов.
Цель: развитие тонких движений пальцев, координации движений.
Материал: платформа с ячейками для бус, пинцет, чашка с бусами.
Ход игры: ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусинку, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки на платформу.
Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Он требует предельной концентрации внимания. Заметим, что материал имеет внутренний контроль. Если ребёнок неловко работал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может увидеть это и исправить ошибку. Работа требует большой точности в движениях.
Март «Поздравь мамочку!»
1 неделя: «Соберем бусы»
Цели: развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить восприятие формы, цвета.
Оборудование: шнурки, бусинки разных размеров и цветов. Дети собирают бусы, чтобы украсить снежную бабу на участке.
2 неделя: «Собери картинку».
Цели: научить составлять целое из частей; сформировать умение видеть целостный образ по части; развить ориентировку на плоскости, речь
3 неделя: «Гвозди»
Цель: развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений. Согласование слов и движений.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Одна рука — «молоток» (сжатый кулак). Вторая рука — «гвозди» (раскрытая ладонь с растопыренными пальцами). Молоток-кулачок стучит по каждому гвоздю-пальчику, который после удара сгибается.
Значит клещи надо взять,
Будем гвозди забивать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
Пальцы-гвозди все согнуты. Пальцы другой руки — клещи (смыкаются и размыкаются большой и указательный пальцы). Клещами поочередно тянем и распрямляем все пальцы-гвозди.
4 неделя: Игра с прищепками «Птичка»
Цель: развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.
Апрель «Встреча весны»
1 неделя: «Цветные капли»
Цель: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребёнку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.
Оборудование: формочка для льда с ячейками. Первые ячейки обозначьте фломастером красного цвета. Вторые ячейки синего цвета, а последние- жёлтого цвета. Три пузырька - с водой своего цвета. Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки. Маленькая губка.
Ребёнок приносит материал на рабочий стол и начинает по капле переносить воду из пузырьков в ячейки платформы, постепенно наполняя их водой. Затем с помощью пипеток он вновь переносит воду в пузырьки. После окончания игры ребёнок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать всё остальное.
2 неделя: «Поиск предметов в миске с крупой»
Цель: Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.
Детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности.
Оборудование: Глубокая устойчивая миска, заполненная какой- либо крупой; несколько маленьких предметов - игрушки, камушки 9 предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).
Описание игры.
Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.
3 неделя: «Игра с мыльными пузырями»
Цель: Развивать самостоятельность, сосредоточенность, точность движений и правильность в последовательности действий.
Ребёнок учится делать мыльную смесь и выдувать мыльные пузыри.
Материал: поднос, на нём маленькая миска, тёрка, маленькая ложка, одноразовые трубочки для сока, губка для вытирания пролитой воды.
Описание игры.
Дети и воспитательница приносят материал на стол. Достаём мыло из мыльницы и немного натираем его на тёрке, мыло кладём обратно в мыльницу. С помощью ложки перекладываем мыльный порошок в миску. Наливаем в стакан воды и добавляем воду к мыльному порошку. Размешиваем смесь ложкой до полного растворения мыльной крошки в воде. Достаём одноразовую соломинку из упаковки и, опустив один его конец полностью в миску, дуем ( осторожно: вдыхаем носом, а выдыхаем ртом воздух через трубочку). Наблюдаем за образованием красивых мыльных пузырей. Обращаем внимание детей на то, что пузыри не должны «убегать» из миски, когда пузырей уже много, вынимаем трубочку и дуем на пузыри просто воздухом. Они лопаются! По окончании игры миска моется под краном, трубочка выбрасывается.
4 неделя: «Подснежник».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: картинка с изображением подснежника, прищепки синего, зелёного и белого цвета.
Ход игры:
Начните игру с рассматривания картинки о весне, где обязательно изображё н подснежник: «Наступила весна, растаял снег, и вот стали появляться первые подснежники. Какие они красивые, белые, синие. Давайте вместе с вами соберём подснежники из прищепок, нанизывая одну прищепку на другую. Для стебелька и листиков использовать зелёные прищепки, для бутона белые или синие, по желанию детей.
Май «Весна идет – навстречу лету!»
1 неделя: «Пчёлки».
Цель: развивать подражательные и соотносящие движения рук.
Оборудование: пельменница.
Для игры возьмите пельменницу. В этом кухонном приспособлении ячейки по форме похожи на пчелиные соты. Педагог предлагает ребёнку изображать рукой пчёлку и пальчиком как бы залетать в каждую «соту» :
А в пельменнице моей
Сто ячеек для зверей.
Эти звери – пчёлки-медовушки,
Каждой пчёлке – по своей избушке.
2 неделя: «Воздушные шары»
Цели: закрепить знания о шести цветах спектра путем подбора цветов по образцу; активизировать словарь: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; развить мелкую моторику.
Оборудование: шесть воздушных шаров и шесть лент такого же цвета.
Дети подбирают к шарику ленту такого же цвета и привязывают ее к шарику.
Педагог говорит детям, что хотела украсить волшебную страну воздушными шарами, но они разлетелись в разные стороны. Просит детей помочь ей привязать ленты к шарикам.
Педагог говорит детям, что хотела украсить волшебную страну воздушными шарами, но они разлетелись в разные стороны. Просит детей помочь ей привязать ленты к шарикам.
3 неделя: «Построим дом для зайчика»
Цели: развить конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи название деталей, глагольные формы; развить моторику, умение соотносить движения со словами.
Оборудование: мелкий строительный материал.
4 неделя: «Завязывание и развязывание бантиков»
Цель: овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движением пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застёгивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.
Оборудование: деревянная рамка, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками. Всего бантиков пять.
Как работать с материалом.
Развязывание. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы ленточки двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные – развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развязываем и их. Концы ленты расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что банты и узелки развязаны полностью.
Завязывание. Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем
Левой руки сдвинем ленту и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец ленты вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы ленты в стороны. Узелок завязан. Также завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступаем к завязыванию бантов. Будем поступать точно также, как с узлами, но петли из концов ленты будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.
5 неделя: «Лето»
Цель: учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето)