Лихачёва Татьяна
Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
"Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»
Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.
Публикация «Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Один из основных видов в игровой деятельности являются «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что в дошкольном возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка- дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Далее представляю фрагмент подборки пальчиковых игр в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Подборка пальчиковых игр в соответствии с лексическими темами для старшей логопедической группы.
Сентябрь
1 неделя. Диагностика
Дружба
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).
2 неделя. Диагностика
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
(хлопать кончиками пальцев)
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
(хлопать кончиками больших и указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
(большие и средние пальцы)
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
(большие и безымянные пальцы)
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
(большие пальцы и мизинцы).
3 неделя. Краски осени. Явления природы, признаки осени.
Осень
Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают осенние дни.
(Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием)
Пальчик-малыш жалуется:
«Ой-ой-ой!Холод-то какой!»
(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках)
Указательный палец шепчет тихонько:
«Эх-эх-эх!А вдруг пойдет снег?»
(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец)
Средний палец ворчит:
«Ох-ох-ох!От ветра я оглох!»
(Сгибать и разгибать средний палец)
Безымянный палец кричит:
«Ай-ай-ай!Солнце, вылезай!»
(Сгибать и разгибать безымянный палец)
Здоровяк большой палец восклицает:
«Ах-ах-ах!Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух!Дайте мне кожух!»
(сгибать и разгибать большой палец)
Это упражнение можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой.
4 неделя. «Здоровей-ка»: урожай овощей.
Мы капусту
Мы капусту рубим, рубим!
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту солим, солим!
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем!
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок,
Положила на бочок,
Перец и морковку,
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого)
Наша Зина - молодец!
(Показывают большой палец).
5 неделя. «Здоровей-ка»: урожай фруктов.
Варим мы компот
Варим, варим мы компот!
(Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правойруки мешают.)
Фруктов нужно много… Вот
Будем яблоки рубить
(Загибают пальчики по одному,начиная с большого.)
Грушу будем мы крошить
Отожмем лимонный сок
Слив положим и песок
Варим, варим мы компот
(Опять варят и мешают)
Угостим честной народ.
Октябрь
1 неделя. Лес. Грибы.
В лес по грибы
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
(Рука сжата в кулачок, на каждую строчку разгибаем один палецначиная с мизинца. Сначала упражнение выполняется только одной рукой потом двумя руками синхронно.)
2 неделя. Обувь. Обувная мастерская.
Как у нашей кошки
Как у нашей кошки на ногах сапожки,
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка - новые кроссовки.
(загибать пальчики, начиная с большого)
Вот так. Вот так. Новые кроссовки.
(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)
Обувь
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(Попеременные хлопки ладонямии удары кулачками по столу. На каждое название обувизагибают по одному пальчику,начиная с большого.)
3 неделя. Народная культура и традиции. Одежда. Головные уборы. Дымковская игрушка.
Варежка
Маша варежку надела:
(Сжать пальцы в кулачок.)
«Ой, куда я пальчик дела?
(Все пальцы разжать, кроме большого.)
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла:
«Поглядите – ка, нашла!
(Разогнуть большой палец.)
Ищешь, ищешь и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
(Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
4 неделя. Наш быт. Мой дом. Профессии на стройке.
Жили-были гномики
(Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике.
(Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил,
(Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил,
(Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила,
(Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила,
(Пальцы сложены в «щепотку»)
Гномик-бабушка вязала,
(Имитируем вязание на спицах)
Гномик-тетушка стирала,
(Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)
Ноябрь
1 неделя. День единства и независимости. Я – человек. Строение человека.
Как живешь?
Как живешь?- Вот так!
(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)
А плывешь?- Вот так!
(Руками изображают движение пловца.)
Как бежишь?- Вот так!
(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)
Вдаль глядишь?- Вот так!
(Поочередно прикладывать ладони колбу)
Машешь вслед?- Вот так!
(Энергичные движения кистями рук)
Ночью спишь?- Вот так!
(Ладони под голову.)
А шалишь?- Вот так!
(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)
2 неделя. Транспорт (воздушный, водный, наземный).
Транспорт
Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком
В зоопарк пойдём пешком.
(Произносим слова и поочерёдно загибаем пальчики.)
3 неделя. Животный мир: домашние животные и их детеныши.
Свинка Ненила
Свинка Ненила
(хлопают в ладоши)
Сыночка хвалила
(поглаживают себя по голове):
- То-то хорошенький!
(поглаживают кисти правой руки.)
То-то пригоженький!
(поглаживают кисти левой руки.)
Ходит бочком
(ребром ведущей руки ведут по столу)
Хвостик крючком
(показывают указательные пальцы обеих рук)
Нос пяточком
(ставят кулачок на кулачок и на нос).
4 неделя. Кто как готовится к зиме. Дикие животные и их детеныши.
- Мальчик с пальчик,Где ты был?
(Четыре раза сгибаем большойпалец левой руки.)
- Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибаем большойпалец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках.
Встретил белочку, синичку.
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
(Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными.)
Всяк меня благодарил.
Четыре пальца последовательно сгибаются к большому — кланяются.