Исупова Надежда Николаевна
Картотека «Опыты с камнями»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты с камнями
Автор Исупова Н. Н.
Опыт № 1 поверхность камня
А) Гипотеза: все камни гладкие.
Для опыта берем разные камни. Поглаживаем, проводим пальцем по камню. Что вы ощутили? Какие камни у вас? (шероховатые, гладкие, ровные, неровные, с бугорками, ямками)
Рассмотрим поверхность камней через лупу.
Вопросы: Что вы увидели? трещинки, бугорки, царапинки, ямочки.
Публикация «Картотека „Опыты с камнями“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Вывод: У камней разная поверхность : гладкая и шероховатая, с ямочками и бугорками, и даже острые бывают камни.
Б) Какой формы камень
Гипотеза: все камни круглые.
Предлагаю посмотреть внимательно на камни и определить, какой формы камень (овальный, круглый, треугольный, острый, длинный, короткий)
Вывод: камни разной формы.
В) Определение размера.
Гипотеза: Все белые камни большие, а черные камни маленькие
Найдите и покажите мне ваш самый большой камень и назовите цвет камня.
Найдите самый маленький и назовите цвет камня.
Разложите камни от самого большого до самого маленького.
Кого цвета самый большой камень и самый маленький? (белого, серого, в полоску и т. п.)
Вывод: камни бывают разного размера, разного цвета и разной формы.
Опыт № 5 камни умеют рисовать
Гипотеза: камни не рисуют
Взять камень и попробовать им нарисовать.
Взять каменный уголь и попробовать им нарисовать. Какие камни умеют рисовать?
Почему каменный уголь рисует? Каменный уголь чёрный, он не такой плотный и поэтому оставляет след на бумаге. (мелкие крупиночки)
Вывод: не все камни умеют рисовать. Камень уголь умеет рисовать
Опыт № 2 в воде все плавает, камни, ватка и деревянная палочка
А) Гипотеза: камни умеют плавать.
Дети берут стакан с водой и осторожно кладут большие камень в воду. Наблюдают. Обратить внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Делятся результатом опыта. Камни утонули. Дети берут и осторожно кладут маленькие камни в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Камни утонули.
Вывод: все камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Б) Гипотеза: Ватка умеет плавать.
Положить в стакан с камнем кусочек ваты. Что произошло с ватой? Достать ложечкой камень из воды и положить на тарелочку. Что произошло с водой, которая была на камне (она скатилась с камня быстро) Достать ватку и отжать ее. Почему в ватке много воды? Она впитала воду, потому что рыхлая. Ватка стала мокрая, тяжелая, поэтому утонула.) Достать камень и отжать его. Почему в камне не было внутри воды? Он плотный, и вода не впитывается камнем. Как вы думаете, что быстрее высохнет, камень или вата? Давайте понаблюдаем. Камень высох и не изменился. Вата (круглый диск) превратилась в комочек, когда мы её отжали, она изменила форму.
Вывод: вата рыхлая, впитывает воду, становится тяжелой и поэтому утонула. Камни не впитывают воду, поэтому быстрее сохнут. Вата впитывает воду, в ней много воды, она тонет и долго высыхает.
В) Гипотеза: деревянная палочка умеет плавать.
А если деревянную палочку положить в воду, она утонет или будет плавать? Почему? опускают палочку в воду. Что с ней произошло? (Она плавает) (Камень тонет) Почему? (Он тяжелый, плотный) дерево плавает? (дерево легче и не впитывает воду, как вата.).
Вывод: камни тяжелые, они тонут, дерево не впитывает воду и оно легче камней, оно не тонет, вата легкая, рыхлая, хорошо впитывает воду, становится тяжёлой и тонет.
Опыт № 3 Камни прочные, крепкие и не меняют форму.
Гипотеза: камни разбиваются и меняют форму.
Взять камень в одну руку, а пластилин в другую и сжать их. Что поменяло форму? (пластилин изменил форму, а камень нет). Постучать камень о камень. Что произошло с камнями. Камни не сломались и не потрескались. Когда ими стучишь, мы слышим звуки. Камни не меняют форму, как пластилин, они твердые, из них ничего не слепишь.
Что произошло с пластилином? Пластилин поменял форму, потому что он не твёрдый, из него можно лепить.
(Объяснить технику безопасности и правила пользования инструментами. Взять пластмассовые инструменты: молоточек, пассатижи, ножовку и проверить на прочность камень постучать молоточком, попилить, сжать пассатижам)
Что случилось с камнем? Почему камни не меняют форму?
Вывод: камни твердые и прочные, они не меняют форму.
Что можно построить из камней? В какой сказке волк не смог сломать дом? (Три поросенка)Постройка дома для Наф Нафа из камня и пластилина.
Опыт № 4 температура камней
Гипотеза: камни не замерзают
Потрогайте камень. Какая температура у камня : (теплый, холодный. горячий, прохладный). Приложите камни к щечкам. Какие камни. Подержите камни в ладошках и опять приложите к щечкам. Что произошло с камнями. Они согрелись. Одну партию камней дети аккуратно кладу в снег (в набранном тазике снег, а другую партию камней оставляем на столе. Через 5 минут вытаскиваем камни при помощи деревянных ложек. Трогаем камни : Какой камень холодный? Какой теплый? Почему камень стал холодным в снегу. Что и как можно сказать о камне (холодный, замерзший, ледяной и т п) Можно камни раскладывать в горячую и холодную воду.
Вывод: камни бывают разной температуры и зависит от места, где он находится. (в холоде или в тепле. на морозе, на снегу становится холодный, на солнце теплый и даже горячий, в помещении теплый или прохладный)
Опыт № 6 скорость падения камня
Гипотеза: камень и бумага упадут вместе
Дети держат камень в одной руке, а бумагу – в другой. Одновременно отпускаем руки и наблюдаем за падением предметов. Что быстрее упало? Что падало долго и медленно? Почему?
А если мы бросим камень и кусочек бумаги в мишень, что долетит быстрее?
Т. Б. объяснить соблюдение правил безопасности, почему нельзя бросаться камнями.
Вывод: камень быстрее падает, чем бумага. Он тяжелее, поэтому быстрее упал.
Опыт № 7 Как камни поднимают воду
Гипотеза: камни могут поднять воду
В стаканчик с водой положить по очереди камни и следить, что происходит с водой. Она поднимается.
Когда камней станет много на дне, вода начнет выливаться из стаканчика. Камень тяжёлый, плотный, он вытесняет воду и занимает место на дне.
Вывод: камни, попадая в воду, падают
на дно, а вода начинает подниматься,
потому что камень занял место в воде.