Наталья Пенкина
Картотека подвижных игр народов Урала
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные игры
«Фанты»
Цель: активизация речевого аппарата, развитие слухового внимания, памяти.
Ведущий говорит:
- Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этих слов приводится такой диалог:
- Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят,что может продаваться в булочной)
- Хлеб, батон, булки.
- Какой хлеб продаётся в булочной?
- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.
Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку.
Публикация «Картотека подвижных игр народов Урала» размещена в разделах
- Игры народов Урала
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
«Краски»
Цель: Закреплять знания цветовой гаммы, активизировать речевой аппарат, развивать память, воображение.
Дети придумывают себе цвет определённой краски. Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:
- Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришёл?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки. Если ребёнок не может выполнить задание, то покупатель может дать ему штрафное задание (попрыгать на одной ножке, пробежать до определённого места и т. д.)
«Почта»
Цель: активизировать речевой аппарат, развивать память, воображение. Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь-динь-динь.
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)
Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.
«Иголка, нитка, узелок»
Цель: активизировать речевой аппарат, развивать память, воображение.
Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.
Нитка, иголка, узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды (зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки). Тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг. И выполняет какое нибудь задание.
«Молчанка»
Цель: развитие слухового восприятия, речевого аппарата, терпение.
Дети встают в круг и произносят певалку:
- Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Кто не сможет промолчать, тот выполняет определённое задание и становится водящим.
«У медведя во бору»
Цель: Познакомить с русской народной игрой; выучить текст, произносить слова хором в одном темпе. Развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе, быстроту реакции, скорость.
Медведь, выбранный считалочкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
«Стадо»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрой. Учить произносить стихи хором в одном темпе. Воспитывать выдержку, внимание. Развивать внимание, быстроту реакции и скорость.
Играющие выбирают считалочкой пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
«Пчелки и ласточка»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрой. Учить детей бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу.
Считалочкой выбирается водящий – ласточка. Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:
Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
«Мяч по кругу»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрой. Воспитывать интерес к народным играм. Развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Выбирается водящий. Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
«Горелки»
Цель: развивать быстроту реакции, скорость, выдержку.
Выбирается водящий – Горелка. Игроки встают парами, взявшись за руки, друг за другом. Впереди них на расстоянии 4-5 шагов стоит водящий – горелка с платком в вытянутой руке. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно
Что бы не погасло.
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три, беги!
Произнеся последние слова, последняя пара в колонне должна разъединить руки и быстро бежать, один справа, другой слева, к горелке и выхватить у него платок. Кто оказался быстрее, становится горелкой.
«Гуси – лебеди»
Цель: активизировать речевой аппарат, развивать быстроту реакции, скорость, ловкость.
Выбирается волк и пастух. Гуси и пастух стоят за чертами друг против друга, а волк между ними с краю. Пастух говорит гусям – лебедям:
-Гуси, гуси!
Они отвечают:
-Га, га, га!
Пастух:
-Есть хотите?
Гуси:
-Да, да, да!
Пастух:
-Ну летите!
Гуси:
-Нет, нет, нет!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Пастух:
-Ну, летите, как хотите!
Только крылья берегите!
После того, как пастух произнесёт последние слова, гуси – лебеди должны перелететь к пастуху. А волк, в это время, их ловит. Игра проводится 2 раза. Потом волка и пастуха меняют.
«Два мороза»
Цель: активизировать речевой аппарат, развивать быстроту реакции, скорость, ловкость.
Выбираются 2 мороза. Один будет - Синий нос, а другой - Красный нос. Они встают посередине площадки, на начерченную горизонтальную линию, лицом к детям и произносят слова:
-Мы два брата молодые
Два мороза удалые
Я, мороз Синий нос (говорит один)
Я, мороз Красный нос (говорит другой)
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?
Дети отвечают:
-Не боимся мы угроз!
И не страшен нам мороз!
После произнесённых слов, дети перебегаю на другую сторону, а морозы их ловят. Кого осалили, должен оставаться на своих местах (замороженные). Морозы должны ловить детей только по горизонтальной линии, приставными шагами влево и вправо. С начерченной линии сходить нельзя. Игра проводится 2 раза. Затем Морозов переизбирают.
«Весёлые ребята»
Цель: активизировать речевой аппарат, развивать быстроту реакции, скорость, ловкость.
Правила игры очень похожи на игру «Гуси – лебеди». Выбираются 2 ловишки. Они встают с двух сторон напротив друг друга. Между ними на расстоянии 2-3 м. стоят дети. Они говорят слова:
-Мы весёлые ребята!
Любим бегать и скакать!
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три, лови!
После сказанных слов, дети перебегают с одной стороны площадки, на другую. При этом ловишки могут их ловить только вдоль горизонтальной линии, а не бежать за ними до конца. Игра проводится 2 раза. Затем выбирают других ловишек.
«Заря – зарница»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Упражнять в умении слаженно проговаривать слова. Развивать выдержку, выносливость, скорость и быстроту реакции.
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Бегающие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Птицелов»
Цель: Познакомить с русской народной игрой. Учить детей подражать крику птиц. Закрепить умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
«Жмурки»
Цель: Познакомить с русской народной игрой. Упражнять в умении ловить детей с завязанными глазами. Воспитывать дружеские взаимоотношения (предупреждать об опасности).
Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
Татарские народные игры
«Продаем горшки»
Цуль: Познакомить детей с татарской народной игрой. Воспитывать уважительное отношение к культуре народов Урала, создать эмоциональную положительную основу для развития патриотических чувств.
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег вправо, запятнанный должен бежать влево.
«Лисичка и курочки»
Цель: Знакомить детей с татарскими играми. Развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться.
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит.
Курочки начинают бег от лисички только после сигнала петушка.
«Займи место»
Цель: Познакомить детей с татарской игрой. Развивать ритмичность движений, упражнять в быстром беге.
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!
Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Круг должен сразу остановится при слове «беги». Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
«Ловишки»
Цель: Упражнять в беге взявшись за руки вдвоем, втроем, вчетвером и т. д. Развивать ориентировку в пространстве, ловкость. Воспитывать чувство коллективизма.
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
«Перехватчики»
Цель: Упражнять в беге врассыпную через площадку. Развивать ловкость, скорость, быстроту реакции. Воспитывать честность.
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу. Водящим становится последний из запятнанных детей, запятнанные уходят в условленное место.
«Спутанные кони»
Цель: развитие силовой выносливости, укрепление костно – мышечного аппарата ног.
На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от неё, но не более 20 м., устанавливаются флажки, стойки. Играющие делятся на 3-4 команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими ногами одновременно, помогая руками.
Башкирские народные игры
«Юрта»
Цель: Познакомить детей с башкирской народной игрой. Дать представление о традициях этого народа. Развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять навыки переменного шага.
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
«Медный пень»
Цель: Воспитывать уважительное отношение к культуре башкирского народа, объяснить значение слова «джигит», развивать речевой аппарат, скорость и быстроту реакции.
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотри внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает хозяина:
- Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
- Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем. Бежать следует только по сигналу.
«Липкие пеньки»
Цель: Упражнять в беге в рассыпную по всей площадке с увертыванием. Воспитывать честность. Развивать быстроту реакции.
Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Осаленные пеньки тоже могут касаться детей, превращая их в пеньки. Пеньки не должны вставать с мест.
«Палка-кидалка»
Цель: Упражнять детей в метании предмета вдаль. Развивать внимание, ловкость, глазомер. Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен. Пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
Чувашские народные игры
«Рыбки»
Цель: Познакомить с новой чувашской игрой. Упражнять детей в беге в определенном направлении. Закреплять умение выбирать водящего считалкой.
На площадке чертят (или вытаптывают в снегу) две линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий – акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные не выбывают из игры.
«Хищник в море»
Цель: Упражнять детей в прыжках в высоту; развивать смелость, ловкость и умение действовать по сигналу.
В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. на одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
«Луна или солнце»
Цель: Учить детей договариваться между собой, делиться на команды. Упражнять в перетягивании друг друга через черту.
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать.
Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Удмуртские народные игры
«Догонялки»
Цель: Познакомить с удмуртской народной игрой. Упражнять в беге с увертыванием. Учить находить общее с русской народной игрой «Ловишки» и различия с татарской игрой «Ловишки»
Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:
Пять бород, шесть бород,
Седьмой – дед с бородой.
Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «тябык». Пойманный выходит из игры. Когда осалены 3-4 игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
«Охота на лося»
Цель: Научить определенному способу набрасывания аркана. Воспитывать умение радоваться успехам товарищей. Развивать мелкие и крупные мышцы рук.
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т. е. большее число раз набросил аркан. Начинать игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах.
«Игра с платочком»
Цель: Закреплять бег друг за другом. Воспитывать внимание, взаимопонимание. Развивать быстроту реакции, скорость, ловкость.
Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.