Ултай Уксукбаева
Картотека «Народные игры Южного Урала» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Ц. р. р-д/с№135» г. Магнитогорска
Народные игры Южного Урала
для детей дошкольного возраста
Выполнил: воспитатель высшей категории Уксукбаева У. Х.
Русские народные игры
«Бег по стволу»
Правила игры : играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка, залезают на него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.
Публикация «Картотека „Народные игры Южного Урала“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры народов Урала
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Урал - наш край родной
- Темочки
Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:
Белая береза,
Черная роза,
Ландыш душистый,
Одуванчик пушистый,
Колокольчик голубой,
Поворачивай!
Не стой!
Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры выбывает. Кто дольше продержится — победитель.
Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.
«Веночек»
Правила игры : идут по кругу, приговаривая:
От звезды заря занимается,
По заре солнышко разыграется.
Мы гулять в зелен сад пойдем,
Цветов нарвем, венков навьем.
Уж мы к березоньке идем, идем.
Поклониться да прочь пойдем.
Парами идут к березе, надев венки на голову. Ходят вокруг березы, вешают на нее свои венки и поют:
Уж ты зелен, мой веночек,
В поле розовый цветочек.
Положу тебя, веночек,
На березоньку.
Задачи: воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом.
«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Правила игры : играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают какими они птицами будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются, приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал: «Филин»! все птицы стараются быстрей занять место в своем доме. Если филин успеет кого-нибудь поймать, то он должен угадать. Что это за птица? Только верно названная птица становится филином.
«Горелки»
Правила игры : играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие на распев говорят слова:
Гори, гори ясно,. чтобы не погасло.
Раз, два не воронь, а беги как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает их, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь ловит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары-галит.
«Курица и коршун»
Правила игры : выбирается «коршун» и «курица». Остальные дети – «цыплята», они выстраиваются за мамой «курицей», держась за пояс двумя руками. «Коршун» пытается схватить последнего «цыпленка». «Курица», раскинув руки в стороны, закрывает «цыплят». Цель «коршуна» схватить последнего «цыпленка». Игра повторяется по желанию детей.
«Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих «заря» ходит сзади с лентой в руке и говорит:
Заря, заряница- красная девица
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты обвитые!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту и они оба бегут по кругу. Тот, кто останется без места- становится «зарей».
Правила игры : Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.
«Золотые ворота»
Правила игры : выбирают двоих водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу, остальные вереницей, взявшись за руки, идут через ворота. Водящие говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки. Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.
«Дедушка Мазай»
Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:
Здравствуй, дедушка Мазай!
Из коробки вылезай.
Где мы были, мы не скажем,
А что делали — покажем.
Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай».
Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.
Татарские подвижные игры
«Скок - перескок»
На земле чертят большой круг диаметром 15 – 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30-35 см. для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок»! после этого игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры : Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
«Перехватчики» На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие, располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы умеем быстро бегать,
Любим бегать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что нас не поймать!
После этих слов все бегут в рассыпную через площадку, в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, ни разу не попавшиеся.
Правила игры : Водящий ловит игроков, прикасаясь к плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
«Мяч по кругу»
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинает перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит от одного игрока к другому. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры : Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
«Земля, вода, огонь, воздух» Правила: играющие собираются в круг, в середине —
ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).
Если ведущий говорит «земля», то тот, кто пой мал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное;
если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры.
Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.
«Ласточка»
Правила игры : рисуют круг диаметром 1 метр. По жребию выбирают «ласточку» и «сторожа». «Ласточка» садится в центр круга, скрестив и поджав под себя ноги, «сторож» ходит вокруг — охраняет. Остальные стараются коснуться рукой ласточки. «Сторож» ловит. Если ему это удается, то пойманный становится «сторожем». «Ласточка» меняется после смены 2-3 «сторожей».
Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к родной при роде.
«Спутанные кони»
Правила игры : играющие делятся на 3—4 команды, выстраиваются за линией в колонки. Напротив ставят флажки-стойки.
По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т. д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.
«Татарский плетень»
Правила игры : выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:
Вейся,ты вейся,
Капуста моя!
Вейся,ты вейся,
Виловая моя!
Как мне, капустке,
не виться,
Как мне, видовой,
не свиться.
Вечор на капустке,
Вечор на виловой
Частый сильный дождик.
Повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.
Башкирские подвижные игры
«Ласточки и ястребы» Правила игры : игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду — «ястребы», в другом — «ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-, окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.
«Медный пень»
Правила игры : Играющие, парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети - хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий - покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит на детей, сидящих на стульях, как-бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить!
Можно ли ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова :
Раз – два – три – беги!
Разбегаются в разные стороны. Добежавший, первым встает за медным пнем. Победитель становится хозяином.
«Стрелок»
Правила игры : Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попали, становится стрелком. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, это не считается попаданием.
Украинские подвижные игры
«Колдун» Правила игры : Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «РАЗ-ДВА-ТРИ!» все отдергивают пальцы, а колдун пытается захватить чей-нибудь палец. Кто попадется становиться колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догоняет игроков и касается их рукой. Пойманный останавливается, и разводит руки в стороны. Расколдовать его могут только другие игроки, дотронувшись до него рукой.
«Прела-горела» Правила игры : Ведущий в разных местах прячет мелкие игрушки, сопровождая действия словами:
Прела-горела, за море летела,
А как прилетела, так где-то и села,
Кто первый найдет, тот себе возьмет!
Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подглядывать. После этих слов все разбегаются по площадке и ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.
«Высокий дуб»
Правила игры : В земле выкапывают продолговатую ямку, ширина которой превышает диаметр мяча. Поперек ямки, ближе к одному ее краю, кладут плоскую палочку- дочечку из крепкого дерева с поперечной планкой на одном конце. На этот конец дощечки помещают небольшой резиновый мячик и опускают его на дно ямки. Жеребьевкой определяют, кому бить. Остальные участники расходятся по площадке. От удара ногой по верхнему краю палки- мяч взлетает вверх. Все игроки, кроме ведущего, стараются поймать мяч в воздухе. Тот, кто поймает мяч в воздухе, уходит бить мяч. А тот, кто бил- уходит к игрокам. Если мяч никто не поймал- выбранный в начале игры, бьет еще раз.
«Займи место»
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу- Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Чувашские подвижные игры
«Хищник в море»
Правила игры : На площадке чертят две линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий - акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные не выбывают из игры.