Анжелика Игоревна Варламова
Проект «Русские народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы проекта:
Haродные игры, к сожалению, почти исчезнувшие сегодня из детства, являются национальным богатством, и мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, должны сделать их достоянием наших детей. Во-первых, потому, что необходимо донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Во-вторых, потому, что русские народные подвижные игры - удивительное и гармоничное сочетание устного народного творчества с заключенным в них огромным потенциалом для физического развития ребенка.
Публикация «Проект „Русские народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом. Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Цель проекта:
1. формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру;
2. дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры. Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровье детей.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с русскими народными играми через народный фольклор (песенки, считалки, скороговорки, зазывалки);
2. развивать познавательные способности детей через представление о традициях, обычаях, искусстве русского народа;
3. развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
4. развивать память, творческое воображение, познавательную актив-ность, фантазию;
5. воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомо-щи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля;
6. обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа;
7. вызвать интерес и желание играть в русские народные игры.
Вид проекта: оздоровительный, познавательный, коммуникативный
Продолжительность проекта: до конца учебного года
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель
Образовательные области, содержание которых включено в проект
1. познавательное развитие;
2. физическое развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно - эстетическое развитие;
5. социально - коммуникативное развитие.
Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор необходимой литературы;
2. подбор русских народных игр, хороводов;
3. составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные);
4. составление картотеки считалок, закличек.
Ожидаемый результат:
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
1. умение самостоятельно организовывать игру;
2. живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
3. активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).
Русские народные зазывалки перед началом игры:
-Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
- Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
- Поиграть пришла пора
Развеселая детвора,
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
- Приглашаю детвору.
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные
До того прекрасные.
Русские народные считалки
В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, а иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Дети очень любят шутливые, веселые стихи - считалки, быстро их запоминают. Все участники встают в круг, в ряд и один их них четко выговаривает слова, произносит считалку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющему, не исключая и себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим. Если участников много, то считаем по - другому: дети произносят считалку, и на кого падает последнее слово, - выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.
1. Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели
А тебе водить велели!
2. Аист - аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне - болотные опушки,
- А еще?
- Еще лягушки!
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
3. Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
4. Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?"
Выходи, тебе водить!
5. Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет - тот уйди!
6. Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване сидел слон,
Кто не верит - выйди вон!
7. Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет
Тот и прятаться пойдет.
8. Катилось яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон пойдет!
9. Катился горох по блюду.
Ты води, а я не буду.
10. Таря - Маря
В лес ходила,
Шишки ела - нам велела.
А мы шишки
Не едим
Таре - Маре отдадим!
11. Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети
И кричали:
"Кук! Мак!
Убирай один кулак!
Сговорки (сговор, уговор, подбор, жеребьевки-угады)
Есть подвижные игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких играх вначале выбирают или назначают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков поровну, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки. Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя "Сорокой", а другой - "Змеем Горынычем". Можно придумать смешные клички, например, "Степан - великан", "Усатый таракан". Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выберут, чаще в форме рифмовки. Чтобы ведущие одновременно не назвали одного и того же игрока, они договариваются, кто первым будет выбирать и в какой паре: один выбирает в первой паре, другой - во второй. Сговорки бывают разные. Например:
Кого выбираешь:
Конь вороной Шары катить
Или хомут золотой? Или воду лить?
Сено косить Коня ковать
Или дрова рубить? Или двор подметать?
Что возьмешь:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Серую утку
Или деревянную дудку?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Что тебе нужно:
Гороху мешок
Или масла горшок?
Кого в гости пригласишь:
Хитрую лису
Или Марью- красу?
Таракана усатого
Или тигренка полосатого?
Что тебе дать:
Сахару кусочек
Или красненький платочек?
Выбирай:
Ландыш душистый
Или одуванчик пушистый?
Белую березу
Или красную розу?
Жеребьевки - угады. Например, один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить».