Румия Шайхутдинова
Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно- следственные связи. Проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов. Развивать наблюдательность. Активизировать словарь: солнце, золотое яблоко, красное солнышко.
Ход: Воспитатель загадывает детям загадки: Днём нам с неба налитое
Светит яблоко златое,
Посылая всем в оконце
Тёплый лучик! Это -. (солнце)
Удивилась очень Катя,
Посмотрев в оконце -
Почему-то на закате
Стало красным … (солнце)
Публикация «Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе» размещена в разделах
Беседа по вопросам:
- Почему ребята вы решили, что ответ на мои загадки это наше солнце? -Какое оно? Проводится игра «Подбери больше определений» -А нужно ли нам солнце? -Почему всему живому нужно солнце? -Всегда ли солнце находится на одном месте? - В какой части дня солнце греет сильнее?
Опыт: Предложить детям разложить на солнышке разные по цвету предметы. И определить какие из них быстрее нагреются.
2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВОМ (БЕРЕЗА).
Цель:
Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.
Ход: Воспитатель читает стишок о березке
И. Наумов
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Предложить детям подойти к березе и рассказать, какие изменения они заметили. Что появляется весной на ветках березы? Объяснить детям, что из почек на ветках березы появились молодые зеленые листочки, обратить внимание на ствол березы.
Какой ствол у березы - толстый или тонкий? Где ствол у березы широкий, а где - узкий? Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета? Какого цвета листья у березы?
Дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне» Учить находить предметы по сходству.
3. НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПТИЦЕЙ (СКВОРЕЦ)
Цель :
Формировать умение детей узнавать и называть перелетных птиц: скворца (птица с очень красивыми перьями, с темно- фиолетовым отливом туловища и зеленоватой головой) Познакомить с образом жизни и поведения этой птицы (перелетная, певчая, живет в скворечнике, питается насекомыми)
Воспитывать у детей любовь, внимание, заботу к животным, птицам.
Активировать словарь: скворец, перелетная птица, скворечник.
Ход: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца,
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на птиц, прилетевших на участок. Кто знает, что эта за птица? Откуда она к нам прилетела? Как называются птицы, которые прилетают с теплых краев? Почему они туда улетают? С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют. Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, тем самым приносят пользу человеку и поэтому люди заботясь о скворцах строят им домики – скворечники. Обратить внимание на оперение скворца, рассказать детям, что он красиво поет.
Прочитать стихотворение С. Погореловского «Наши гости»
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же. Ну когда же
Гости наши прилетят?
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна!
Что скворечник ждёт их новый,
Что проснулись луг и сад…
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели…
Прилетели наконец!
Подвижная игра «Птички на дереве»
4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ (В ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ)
Цель:
Привлекать детей к наблюдению за явлением неживой природы : небо пасмуроне, затянуто облаками, тучами. Определить цвет неба в пасмурную погоду. Объяснить, как погода влияет на наше состояние, настроение. Воспитывать внимание и наблюдательность, эстетическое чувство восприятия. Активировать слова: небо пасмурное, печальное, мрачное, серое, холодное, облачное; тучи, серого цвета, затянуто.
Ход
Воспитатель читает стихотворение
Небо грустное с утра,
Черной тучей хмурится,
Но не боится детвора,
Вновь бежит на улицу.
- Дождик, дождик припусти!
Звонко раздается
По дороге босиком
Детвора несется.
Небо хмурилось сперва,
Но не удержалось
И сквозь тучи, облака
Вдруг заулыбалось.
О чем говорится в стихотворении? (ответы детей) Правильно о небе. Давайте мы посмотрим на небо и ответим на мои вопросы.
- Какая сегодня погода?
- Почему?
-Посмотрите, какого оно цвета?
- А если небо серое, то день какой? (Пасмурный, печальный)
- Скажите если небо голубое-голубое, то день какой? (Ясный, солнечный)
- А как называется небо, если мы видим облака?
- Какое небо вам больше всего нравиться и почему?
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРУДОМ СТАРШИХ ДЕТЕЙ
Цель:
Привлекать детей к наблюдению за трудом старших. Объяснить значимость труда. Воспитывать любовь к труду, желание помогать. Активизировать слова: скворечник, доски, молоток, гвозди, трудятся.
Ход:
Дети подготовительной группы мастерят скворечники. Предложить детям посмотреть, как трудятся старшие дошкольники. Объяснить, что они мастерят скворечники для наших друзей – птиц. Объяснить, что скворечники нужны скворцам для того, чтобы там жить и выводить птенцов.
Беседа по вопросам:
Что нужно для того чтобы сделать скворечник?
Чем пользуются дети подготовительной группы?
Чтение стихотворения «Птичий дом»
Мы скворечник с папой строим.
Мама хвалит: «Молодцы!»
В нём поселятся весною
Прилетевшие скворцы.
На высокую осину
Мы повесим птичий дом,
Чтобы рыжий кот Василий
Не достал его потом.
Пусть скворец-хозяин папа
В дом приносит червячков,
А хозяйка дома мама
Нянчит маленьких птенцов.
Знать, не зря старались с папой,
Очень славный вышел дом!
И теперь друзей пернатых
С нетерпением мы ждём.
6. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ
Цель:
Закрепить представление о внешнем виде некоторых насекомых, значение их в природе. Воспитывать бережное отношение к насекомым, развивать наблюдательность. Активировать слова: насекомые, польза, помощники, божья коровка.
Ход:
Рассказ воспитателем истории
Маленькому, маленькому Пете нравились жучки - божьи коровки. Они такие красивые с черными точками. Петя собирал их повсюду и сажал в коробку. Но однажды мама сказала «Куда делись мои помощники?»
О ком говорила мама? Почему она назвала их помощниками? Каких еще помощников вы знаете?
Я вам предлагаю стать исследователями, давайте поищем насекомых на нашем участке, рассмотрим их расскажем какие они.
За какими насекомыми мы с вами сегодня наблюдали? Какие они были? Чего боятся насекомые и можно ли их обижать?
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
7. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ.
Цель: Уточнить знания детей об облаках, какие бывают видов. Развивать интерес к наблюдению. Познакомить с различными природными явлениями.
Предварительная работа: Просмотр видеозаписи «Путешествие капельки или круговорот воды в природе». Активировать слова: кучевые, перистые, тучи.
Ход:
Обратить внимание на небо, спросить у детей какого оно цвета?
Как можно назвать такое небо?
Как образуются облака? Предложить детям вспомнить историю с капелькой, как вода превратилась в водяной пар, и потоком холодного ветра сбивается в облака. Объяснить детям, какие виды облаков бывают. Кучевые - белые пушистые, перистые - прозрачные, легкие, тучи - темные, грозные. Прочитать детям стих
Если по небу бегут облака,
Значит, их ветер спустил с поводка.
Лёгкие лапы, уши и хвост.
Легче пушинки каждый барбос.
Если вы так от природы легки,
Здорово бегать На-пе-ре-гон-ки!
О чем стих? (об облаках)
Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл
Даже солнце заслонил.
А о чем этот стих? (о тучке)
Игра «На что похожа?»
8. НАБЛЮДЕНИЕ В ЦВЕТНИКЕ
Цель:
Закрепить представление детей о первых весенних цветах, формировать навыки описания внешнего вида, способах размножения. Воспитывать эстетический вкус, умение замечать красоту, любить природу. Активировать слова: луковица, семена, лепесток, пестик.
Ход:
Почему в народе говорят, март водою, апрель с травою, а май с цветами, июнь с плодами? Какие цветы появляются первыми в саду? В лесу? На поляне? Предложить детям послушать стихотворение.
Небо светло-голубое,
Солнце яркое-большое.
Греет теплыми лучами,
Снег сбежал с горы ручьями.
Нет мороза потеплело
И весна взялась за дело.
Кисть зеленую взяла
Сразу травка проросла…
Как сделать так, чтобы все лето цвели цветы в саду? Показать детям, способы размножения (луковицами, семенами). Предложить посадить цветы в группе на рассаду. Рассмотреть картинки с цветами и найти отличия, описать их.
Подвижная игра «Я садовником родился»
9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЯМИ.
Цель:
Уточнить и закрепить знания о внешнем виде, повадках. Воспитывать у детей интерес к наблюдению.
Активировать слова: воробей, крохи, подкормка.
Ход:
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Как можно отличить воробья от других птиц?
Что вы знаете о жизни воробьев?
Как они передвигаются?
Улетают ли они в теплые края?
Как люди могут помочь им перезимовать зиму?
Предложить детям описать воробья, его внешний вид, способ передвижения, чем занимается. Прочитать детям стих «Где обедал воробей?
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Подвижная игра «Птички на дереве».
10. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ.
Цель: Уточнить знания детей о круговороте воды в природе, закрепить значение дождя для всего живого.
Ход:
Загадать детям загадк:
Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Что такое дождь? Рассказать детям о дожде. Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.
Какой бывает дождик?
Если мы выйдем в дождь на улицы, что с нами произойдет?
Что нужно с собой брать? Послушайте какие есть потешки:
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!