Валентина Пестерева
Картотека наблюдений в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Наблюдение за сезонными изменениями»
Цель: уточнять представления об особенностях каждого сезона.
Ход:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Майков
Система вопросов:
-Какое сейчас время года?
-Какие вы знаете признаки осени?
-Что делает человек осенью?
-Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
-Как люди готовятся к осени, что они делают?
-Опишите осеннюю погоду, какая она?
Публикация «Картотека наблюдений в средней группе» размещена в разделах
Практическая часть: Назвать дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза., и нарисовать их.
Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.
Труд в природе: Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Подвижная игра: «Смелые ребята».
Индивидуальная работа: Развитие движений: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
«Наблюдение за камнями»
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.
Ход:
-Какие бывают камни?
-Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)
Открывает ширму, за которой спрятаны камни
Система вопросов:
-Назови твердые камни.
-Какими камнями легче рисовать на асфальте?
-К какой природе они относятся? Почему?
-Какие камни прочнее?
-Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?
-Могут ли камни издавать звуки?
Практическая часть: аппликация из декоративных камней.
Труд в природе: Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.
Подвижная игра: «Камень, ножницы, бумага».
Индивидуальная работа
Развитие движений: закреплять умение бросать мяч в цель
«Наблюдение за ветром»
Цели: продолжать учить определять силу ветра
Ход:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Система вопросов:
-Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
- Какие бывают ветры по силе
-Как называются сильные ветры?
-Сегодня есть ветер?
-Какой он по силе?
- Как определить силу ветра? (с помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? ( с помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Практическая часть: создание флюгера для определения ветра и его силы (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер)
Труд в природе: уборка участка от веток и камней.
Подвижная игра: «Ветер»
Индивидуальная работа: упражнение с мячом.
«Наблюдение за перелетными птицами»
Цель: расширять представления о перелетных птицах;
воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход:
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали. М. Ивенсен
Система вопросов:
-Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?
-Что происходит осенью с кормом для птиц? -Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью?
Почему осенью птиц становится мало?
-Как птицы готовятся к отлету?
-Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц.
-Какие птицы позже всех улетают на юг?
-Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг?
-Видели ли вы отлет журавлей осенью?
Практическая часть: Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.
Труд в природе: сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Подвижная игра: «Гуси-лебеди».
Индивидуальная работа: Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
«Наблюдение за инеем»
Цели: формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи)
Ход наблюдения:
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки. А. Исаковской
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
-Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
Система вопросов.
-Какое сейчас время года, месяц?
-Как называется предзимье?
-Почему?
-Посмотрите, как иней украсил окна наши. Скажите, что произошло?
-Почему иней сравнивают с заячьим тулупом?
Трудовая в природе: Уборка мусора на участке.
Подвижная игра: «Ловишка»,
Индивидуальная работа: упражнение на развитие равновесия: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
«Наблюдение за снегом»
Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Ход:
По утру вчера дождь
В стекло окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал..
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла.
Рассвело. Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река. И. Никитин
В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью».
Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья.
Система вопросов:
-Как долго лежит первый снег?
-Какой он на ощупь?
-Когда выпадает первый прочный снег?
-Что из него можно сделать?
-Почему снег тает на ладошке
Практическая часть: рисование «Волшебные снежинки»
Труд в природе: утепление снегом корней деревьев.
Подвижная игра: «Раз, два, три — беги!»
Индивидуальная работа: «Попади в обруч»
«Наблюдение за водой»
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Ход:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без …
Система вопросов: -Какие свойства воды вам знакомы?
-Есть ли форма у воды?
-Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
-Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Практическая часть: Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще.
-Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение?
Труд в природе: Уборка участка детского сада.
Подвижная игра: «Пас», «Холодно — горячо».
Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
«Наблюдение за сменой дня и ночи»
Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.
Ход наблюдения:
Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день.
Система вопросов:
-Сейчас какое время суток?
-Сколько времени в сутках?
-Сколько частей суток?
-Куда исчезают звезды?
-Почему заходит солнце?
Практическая часть: Аппликация «Солнечная система»
Трудовая деятельность
Уборка участка после снегопада; вывоз лишнего снега с участка на огород.
Цель: прививать трудолюбие, умение работать дружно.
Подвижная игра: «Движение планет вокруг Солнца».
Индивидуальная работа: «Кольцеброс».
«Наблюдение за хвойными деревьями»
Цель: закреплять знания о деревьях;
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход: воспитатель показывает веточки хвойных деревьев, вместе рассматривает с детьми, даёт потрогать
Система вопросов:
-Для чего нужен лес?
-Что он дает человеку?
-Чем пахнет зима?
-Какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
-О каких деревьях говорится в стихотворении?
-Как выглядит ель?
-Когда зацветают ели?
-В каких местах растут ели?
А наверху, над мглою этой, Перерастая лес, одна, В лучах заката, В бликах света Горела яркая сосна.
- Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
-Как переносится по лесу сосновая пыльца?
-Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются?
-В чем сходство хвойных деревьев?
Чем отличаются деревья друг от друга?
Практическая часть: рисование «Зимние деревья в лесу»
Труд в природе: сгребание снега к деревьям.
Подвижная игра: «Что растет в родном краю?».
Индивидуальная работа: игра «покажи эмоции»
«Наблюдение за облаками»
Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;
развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Ход:
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом.
Система вопросов:
-Какие бывают облака?
-Из чего они образуются?
-На что похожи?
-Какой формы?
-В какую сторону плывут облака?
Практическая часть: аппликация «Облака белогривые лошадки»
Труд в природе: сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.
Подвижная игра: «Наседка и коршун».
Индивидуальная работа: Разучивание скороговорки.
Пришел Прокоп, кипит укроп,
Ушел Прокоп, кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.