Галина Бубнова
Картотека наблюдений в природе (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека наблюдений в природе
Сентябрь
Наблюдение в природе
Деятельность детей на участке
1. Учить детей самостоятельно определять состояние погоды и её влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев, воробьям прыгать тяжело, перья от ветра так и раздуваются и т. д.)
Прочитать стихотворение А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
Публикация «Картотека наблюдений в природе (старшая группа)» размещена в разделах
В багрец и золото одетые леса…
2. Наблюдение за солнцем. Посмотреть по ориентиру на своем участке за движением солнца утром, днем и вечером. Отметить существенные изменения: солнце уже не поднимается так высоко, как летом; сделать вывод: его путь укорачивается, а день уменьшается.
3. Обратить внимание детей на то, что в сентябре еще бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние осенние грозы. Проверить народную примету: «Гром в сентябре предвещает теплую осень».
4. Наблюдение за туманом. Объяснить детям, что это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе.
5. Обратить внимание на первые заморозки на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем – все белое. Понаблюдать, как он быстро исчезает под лучами солнца, останутся только блестящие капли.
6. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Полюбоваться красотой окраски листвы: клен окрашивается в желто – красный цвет, краснеют листья рябины, стал ярко – красным наряд осины, береза и липа золотистого цвета. Предложить детям назвать деревья, вспомнить, чем отличаются их лист
7. Обратить внимание на появление серебристой сети паутины. Откуда она берется? Это расселяются молодые паучки. Напомнить детям, что паучки полезные, не надо им мешать, пусть летят на новое место.
8. После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Спросить детей, куда они делись?
9. В начале осени показать детям отлет журавлей. Они летят углом, двумя расходящимися рядами. Прочитать стихотворение М. А. Познанской «Журавли».
Журавли летят, курлычут
Шлют последнее «прощай»
За собою лето кличут
Забирают в теплый край.
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих!
Только я тужить не стану
Я весною встречу их.
10. Обратить внимание детей на частые порывистые холодные ветры. Понаблюдать, как ветер срывает с деревьев листья и кружит их в воздухе.
Деятельность детей в уголке природы
1. Работа с растениями в уголке природы. Наблюдение за их ростом.
2. Перенос растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры)
3. Заготовка и сушка растений для зимних букетов.
4. Заготовка семян арбуза, дыни, желудей, каштанов, шишек, листьев для поделок из природного материала.
Народные пословицы и поговорки
1. В сентябре лето кончается – осень начинается.
2. В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина.
3. Холоден сентябрь да сыт.
4. Осень идет и дождь с собой ведет.
5. Коли ясно, то и осень прекрасна.
6. Красна весна цветами, а осень плодами.
Познакомить детей с народными приметами, понаблюдать и проверить их на своем природном окружении и деятельности человека.
1. Много желудей на дубе – к суровой зиме.
2. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
3. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
4. Большие муравьиные кучи – на суровую зиму.
5. Обильная ночная роса – к ясной погоде.
6. Утренний сентябрьский туман – к ветру.
Опыты
1. Воздух и способы его обнаружения (в воде, в земле).
2. Потребность растений в воде (признаки оживления растений с зарисовки).
3. «Много – мало» : выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими.
Работа с родителями
1. Оформить родительский уголок «1 сентября – День Знаний».
2. Оформить папку – раскладушку «Город Кропоткин. День Семьи в нашем городе».
3. Провести родительское собрание (организационное). Тема: «Подготовка к новому учебному году, оздоровительные мероприятия для детей в детском саду; выбор родительского комитета, ответы на вопросы.
Октябрь
Наблюдения в природе
Деятельность детей на участке
1. С помощью воспитателя уметь определять погоду, отмечать состояние растений, животных, деятельность человека. Наблюдения сопровождать отрывками из классической поэзии:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Ф. Тютчев
2. Осмотр участка. Отметить, где еще держаться листья на деревьях и кустарниках. Поискать семена липы, клена, дуба на участке. Рассмотреть желуди. Прочитать стихотворение С. Маршака:
С колпаком на голове
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
3. Прогулка на огород. Посмотреть в каком виде оставили огород к зиме, что надо еще доделать.
4. Осмотр цветника. Какие цветы еще цветут, какие зацветут и что можно выкопать для цветения в группе (маргаритки, ноготки, анютины глазки, какие уже отцвели.
5. Заготовка веток, листьев, плодов для игры «С чьей ветки детки?»
6. Наблюдение на прогулке за трудом взрослых (перекопка огорода, цветника). Помощь в сборе ботвы.
7. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников. Показать детям кустарник с корнями, опутанными пыреем. Показать надземные стебли пырея. Вспомнить пословицу: «Пырей – огонь полей». Попросить объяснить.
Деятельность детей в уголке природы
1. Введение календаря погоды, зарисовки в альбом.
2. Полив, опрыскивание, обрезание сухих листьев у цветов в вазах.
3. Ставить в воду последние цветы осени, принесенные с прогулки, следить за их свежестью, менять воду.
4. Устроить в уголке природы выставку : «Дары осени».
5. Наблюдение за комнатными растениями, пересадка, знакомство с новыми растениями.
Пословицы и поговорки
1. В октябре с солнцем прощаться, ближе к печке подбираться.
2. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
3. Синица пищит – зиму вещает.
4. Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.
Опыты
1. «Может ли растение дышать?» - выявить потребности растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. (книга «Неизведанное рядом», стр. 55)
2. Есть ли у растений органы дыхания – определить, что все части растений участвуют в дыхании.
3. Нужен ли корешкам воздух? – выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растения дышать всеми частями.
4. Что выделяет растение? – установить, что растения выделяют кислород.
Работа с родителями
1. Оформить родительский уголок «Знакомые незнакомцы»
2. Подготовить консультацию для родителей «Развивающая среда для гиперактивных детей»
3. Посетить на дому Левкович Н. - выяснить, где мальчик играет, чем занимается, как помогает дома.