Галина Бубнова
Картотека наблюдений в природе (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Ноябрь
Наблюдение в природе
Деятельность детей на участке
1. Беседа с детьми о погоде и её влиянии на растения, животных, труд человека. В солнечный день провести наблюдения за солнцем. Измерить температуру различных предметов по градуснику и в разных местах двора.
2. Наблюдение за облаками (низко нависли над землей, плывут высоко).
3. Понаблюдать и сравнить контрастные явления неживой природы : теплое безветрие, холодный насквозь пронизывающий ветер; яркий похожий день и унылый дождь; утренние заморозки и полуденное тепло.
Публикация «Картотека наблюдений в природе (продолжение)» размещена в разделах
4. Наблюдение за деревьями (стоят голые и только на дубе где – то висят засохшие листья). Прочитать стихотворение Е. Токмаковой «Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудится?
Ведь до поздней осени
Дуб стоит зеленый
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
5. После первых заморозков начинается листопад. Понаблюдать как опадают листья, прислушаться как они шелестят, вдохнуть запах вянущей листвы. Прочитать отрывок из поэмы И. Бунина «Листопад».
6. Подвести детей к ели или к сосне, рассказать, почему они остаются зелеными. Хвоя – это те же листья, но они не боятся холода.
7. Наблюдение за птицами. Предложить узнать, какие птицы у нас пока остались и чем они питаются. Понаблюдать за скворцов, грачей, которые долго не улетают.
8. Обратить внимание на птиц, которые остались с нами на зиму (воробьи, сороки, галки, вороны). Эти птицы прилетают поближе к жилью человека. Заготовить с детьми семечек, сорных трав, тыквенные, арбузные, дынные семена для подкорма птиц.
9. Наблюдение за домашними и дикими животными. Обратить внимание детей на то, что шерсть у многих стала гуще, летняя линяет, животные покрываются более густой, она теплее. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме.
Деятельность детей в уголке природе
1. Ведение календаря погоды дежурными (ежедневно) заполняют условными знаками клетки календаря.
2. Уход и наблюдение в уголке природы за растениями.
3. Обсуждение обязанностей дежурных.
4. Составление букетов из сухоцветов и осенних листьев.
Пословицы и поговорки
1. Ноябрь – ворота зимы.
2. В ноябре зима с осенью борется.
3. Сколько кукушке не куковать, а на зиму надо улетать.
4. Кто в ноябре не зябнет, тот и в январе не замерзнет.
Приметы
1. Первый осенний снег с бураном – зима еще не стала.
2. Коль снег упадет на мокрую землю, то он останется, а на сухую – скоро опять пойдет.
Опыты
1. Почему цветы осенью вянут? – установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги (кн. «Неизведанное рядом», стр. 61).
2. С водой и без воды – выделять факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) (кн. «Неизведанное рядом», стр. 58).
3. «Лабиринт» - установить, как растение ищет свет (кн. «Неизведанное рядом»).
4. Где лучше расти» - установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу (кн. «Неизведанное рядом», стр. 60).
Работа с родителями
1. Оформить уголок по социально – нравственному развитию детей.
2. Привлечь родителей к подготовке осеннего праздника – изготовление атрибутов, костюмов, оформление выставки.
3. Выпуск стенгазеты «Разноцветная осень».
4. Провести родительское собрание «Роль семьи в правильном речевом развитии ребенка».
Декабрь
Наблюдение в природе
Деятельность детей на участке
1. Наблюдение состояния погоды из окна (перед каждой прогулкой).
2. Замораживание цветных льдинок. Уточнить знания детей о свойствах льда – скользкий, холодный, прозрачный, хрупкий и т. д.
3. Наблюдения за снежинками : рассмотреть их, выяснить откуда и как они летят, все снежинки разные, ни одна не похожа на другую, подсчитать сколько у них лучей. Обратить внимание на то, что снежинки тают на руке быстрее, чем на варежке, хрустят под ногами. Прочитать стихотворение И. Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Предложить детям напечатать на листе контуры животных.
4. Наблюдение за солнцем (в 12 ч. дня) сравнить, где оно было в это время в ноябре.
5. Наблюдение за термометром : в какие дни столбик ртути опускается ниже или поднимается выше, сочетая эти наблюдения с понятием : «Мороз сильный», «холод», «оттепель».
6. Рассмотреть березу, покрытую инеем.
7. Наблюдение за птицами. Выяснить какие птицы прилетают постоянно? Какие редко? Какой корм больше любят?
Деятельность детей в уголке природы
1. Посев овса в стаканчике, наблюдение за его ростом.
2. Первые наблюдения за состоянием почек на ветках тополя, принесенных с прогулки и поставленных в воду.
3. Продолжать учить детей поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму.
4. Знакомство с правилами ухода за новым растением – кактусом.
5. Рассматривание детьми красочных иллюстраций птиц, знакомых детям по участку.
Пословицы, поговорки и приметы
1. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
2. Чем крепче мороз, тем скорее весна.
3. Солнце летом греет, зимой – морозит.
4. В декабре зима стелет белые холсты,
А мороз через реки наводит мосты.
5. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Опыты
Вода.
1. Куда делась вода? – выявить процесс испарения в зависимости от условий.
2. Какие свойства? – сравнивать свойства воды, льда, снега, выявить особенности взаимодействия.
Воздух.
1. Где теплее? – выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
2. Ветер в комнате (живая змейка) – выявить, что ветер – это поток воздуха – горячий поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
Магниты.
1. Мы – фокусники – выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.
2. Притягиваются – не притягиваются – определить материалы, не притягивающие к магнитам.
Работа с родителями
1. Оформить родительский уголок к празднику и выставку работ по теме: «Зимние узоры».
2. Провести родительское собрание: «Подготовка к Новому году».
3. Посетить на дому Васильева Т. и Страхова К. – цель: выявление жилищных условий; какие обязанности по дому выполняют дети; есть ли у них комната для игр.