маргарита соловьёва
Картотека наблюдений в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения в природе.
Наблюдение за цветником (Осень)
Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какими стали цветы на клумбе?
• Почему они завяли?
Публикация «Картотека наблюдений в природе» размещена в разделах
• Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
Наблюдение за вороной
Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как выглядит ворона?
• Чем она питается?
• Зимующая или перелетная эта птица?
• Как ворона кричит?
Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар»
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Наблюдение за растениями в огороде
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какое сейчас время года?
• Как вы догадались?
• А знаете, куда мы сейчас пойдем?
• Что растет в огороде?
• Как можно назвать все это одним словом?
• Кто из вас знает загадки про овощи?
• Где растут овощи?
Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Наблюдение за воробьем
Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жиз-ненных проявлений; активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как выглядит воробей?
• Чем он питается?
• Как передвигается?
• Как поет?
Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
Наблюдение за березой
Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
• О каком дереве говорится в загадке?
• Какой высоты береза?
• Где ствол у березы широкий, а где — узкий?
• Ветки у березы толстые или тонкие?
• А листья можно достать?
• Какого цвета ствол березы?
• Какой ствол у березы?
• Как можно сказать про березку?
• Какого цвета листья у березы?
Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей
Наблюдение за собакой
Цели: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
• Как выглядит собака?
• Где она живет?
• Чем питается?
• Кто ухаживает за собакой?
Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.
Наблюдение за состоянием погоды
Цели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Ход наблюдения
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолетом.
Пролетела туча низко-низко,
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какое небо во время тумана?
• Как вам дышится?
• Какой воздух — влажный или сухой?
• Густой ли туман?
• Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?
Наблюдение за перелетными птицами
Цели:
• расширять представления о перелетных птицах, об изменении
жизни птиц осенью, когда наступают холода;
• воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие птицы улетают в теплые края?
• Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль. (большой).
• Утка серая, а лебедь. (белый).
Наблюдение за осенним дождем
Цели: - продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь);
• воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний -моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три. Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр. Слякотно! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки
Воспитатель задает детям вопросы.
• Когда идет дождь моросящий, затяжной?
• Какое настроение он вызывает?
• Как природа реагирует на дождь?
• Что такое лужи?
• Как выглядят облака и небо?
Наблюдение за кошкой
Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки.
Ход наблюдения
Острые ушки,
На лапках подушки.
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Где живет кошка?
• Кто ухаживает за ней?
• Как выглядит кошка, каковы ее повадки?
• Чем питается?
Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.
Наблюдение за птичьими следами на снегу
Цели:расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;
• воспитывать наблюдательность и внимание.
Ход наблюдения
Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.
Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке.
А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.
Наблюдение за птицами
Цели: - формировать желание заботиться о зимующих птицах; - учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.
Ход наблюдения
Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.
Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.
Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички.
Давайте сравним воробья и сороку.
• Какое оперенье у воробья?
• Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?
• А чем они схожи?
• Чем они питаются?
• Какую песенку поет воробей?
• А какую сорока?
• Какие особенности вы еще заметили в их поведении?
• Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им очень холодно и они хотят есть.)
• Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они хотят есть и уедут, когда люди покормят их.)
• Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать (Повесить кормушки и подкармшвать их крошками, сухими ягодами, семечками.)
Наблюдение за солнцем
Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.
Ход наблюдения
Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе. Воспитатель задает детям вопросы.
• Где спит солнышко?
• Откуда оно поднимается?
• Греет ли солнышко зимой?
Наблюдение за снегом
Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
Ход наблюдения
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой. М. Познанская
Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какого цвета снег?
• Какой на ощупь?
• Что из него можно сделать?
• Почему снег тает на ладошке?
Наблюдение за погодой
Цель: учить замечать изменения в природе.
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела,
Нас кататься позвала.
Повела зима над нами
Снеговыми рукавами
И рассыпала снежинки
На поля и на леса.
Мы с горы кататься будем,
И поэтому нам очень-очень
Нравится зима.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что изменилось в природе?
• Чем покрылась земля?
• Что лежит на ветках деревьев?
• Что делают деревья зимой?
• Наблюдение за снежинками
• Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.
• Ход наблюдения
• Белая, узорная
• Звездочка-малютка,
• Ты слети мне на руку,
• Посиди минутку.
• Покружилась звездочка
• В воздухе немножко,
• Села и растаяла
• На моей ладошке.
О. Рождественская
Наблюдение за зимующими птицами
Цели: расширять представления о зимующих птицах,воспитывать любовь и заботу о них.
Ход наблюдения
Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Каких зимующих птиц вы знаете?
• Трудно ли птицам добывать корм зимой?
• Что нужно смастерить для корма?
С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.
Наблюдение за голубями
Цели:
• расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;
формировать реальные представления о жизни птиц.
Ход наблюдения
Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон.
Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.
• Как называют эту птицу?
• Какого окраса она может быть?
• Какого размера?
• Голубь — перелетная птица?
• Какую пользу приносят голуби?
• Где они вьют свои гнезда?
• Почему голубя называют почтальоном?
Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.
Наблюдение за ветром
Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра.
Ход наблюдения
Как славно жить на свете: Иду, а теплый ветер, Как пес, бежит за мной!
Теплый воздух легче холодного, вот и поднимается он вверх, а холодный стелется внизу. Но воздух не везде одинаковый, над песком он сильнее согревается, и поэтому ветер в пустынях бывает теплым. Над рекой воздух всегда прохладный, поэтому от реки всегда веет прохладным ветерком. Где воздух прогревается, там незаметно поднимается вверх, а на его место прохладный спешит, да так торопится, что все это чувствуют. Все время воздух двигается над широкими морями, снежными полями, дремучими лесами и жаркими пустынями.
Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения
Туча прячется за лес, Смотрит солнышко с небес — И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали.
Что изменилось с приходом весны? Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть.
Что изменилось на огороде? (Появились проталины.) Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а лежит маленькими клочками? Скоро прилетят с юга птицы, и если мы повесим на деревьях скворечники, то они захотят в них поселиться.
Каждое утро они будут своим пением поднимать нам настроение, радовать нас. Будут поедать вредителей на стволах деревьев и грядках. Каких насекомых-вредителей вы знаете? Муравей — вредитель? (Нет, он санитар.) Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, онопросыпается, начинает питаться талой водой.)
Наблюдение за ивой
Цели:познакомить с характерными особенностями ивы;
• научить отличать иву от других деревьев и кустарников.
Ход наблюдения
Рассмотреть куст ивы на участке и ответить на вопросы воспитателя.
• По каким признакам можно узнать березу, рябину, вербу?
• Какие характерные особенности у ивы вы заметили?
• Ива — это куст или дерево? Почему?
В народе говорят про иву так:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
Что еще имеется на ветках ивы? (Белые пушистые комочки.)
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы
Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.
Я, раскрывая почки, В зеленые листочки
Деревья одеваю, Посевы поливаю,
Движения полна, Зовут меня. (весна).
• О каком времени года говорится в загадке?
• Перечислите признаки весны.
• Какой сейчас месяц?
Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.
• Что это за дерево? Что произошло с почками?
• Они маленькие или большие?
• Предложить понюхать почки. Как они пахнут?
• Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?
• А какого цвета появляются листочки?
Весна! Денек прекрасный!
В саду стреляют почки,
И протирают глазки
Зеленые листочки.
• Во что скоро оденется лес?
• А какие птицы прилетят? Какая птица в лесу кукует?
Обратить внимание детей, что это растительная победа солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная.
• А еще какие вы знаете весны? (Полевая, речная.)
• Какое время года наступит после лесной весны? (Лето.)