Ольга Чумакова
Картотека наблюдений на прогулке в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека наблюдений за дождем в средней группе
Наблюдение за осенним дождем 1
Цели: - продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь);
воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Публикация «Картотека наблюдений на прогулке в средней группе» размещена в разделах
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний -моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три. Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр. Слякотно! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки
Воспитатель задает детям вопросы.
Когда идет дождь моросящий, затяжной?
Какое настроение он вызывает?
Как природа реагирует на дождь?
Что такое лужи?
Как выглядят облака и небо?
Наблюдение за летним дождем 2
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Ход наблюдения.
Понаблюдать с детьми за летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. У детей спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.
Загадка: С неба пришел, В землю ушел. (Дождь)
Закличка: Дождик, лей, лей, лей, никого не жалей – Ни берез, ни тополей! Дождик, дождик, посильней, чтобы травка зеленей, вырастут цветочки И зеленые листочки!
Наблюдение дождя и появления радуги на небе.
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятие «радуга».
Ход наблюдения.
Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказать детям, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть.
Загадка: Что за чудо – красота! Расписные ворота Появились на пути. В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Художественное слово: стихотворение М. Лермонтова
Там разноцветною дугой,
Развеселясь, нарядно дивы
На тучах строят мост красивый,
Чтоб от одной скалы к другой
Пройти воздушною тропой.
Дидактическая игра «Радуга»
Цель - закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.
Наблюдение за сверканием молнии во время грозы
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятия «молния», «гроза».
Ход наблюдения. Наблюдение проводится в глубине группы напротив окна. Молния – это сильная электрическая искра (разряд, которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая). Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный. Вспыхивает молния, гремит гром.
Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться:
• Нельзя подходить близко к окнам.
• Нельзя брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество.
• На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь) : они притягивают электрический разряд (молнию, который разбивает и воспламеняет их.
Загадки: Раскаленная стрела Дуб свалила и ушла. (Молния)
Трах-тарарах! Бредет баба на горах, Кочергой бренчит, на весь мир ворчит. (Гроза) Громко стучит, Звонко кричит, а что говорит, никому не понять и мудрецам не узнать. (Гром)