Татьяна Коробицына
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возра
ста[/b]
(на развитие: ладового чувства; чувства ритма; тембрового слуха; динамического слуха; на различение регистров)
Игры на развитие ладового чувства
«Что делают в домике?»
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, их жанры.
Игровой материал: На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.
Ход игры: Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
«Три танца»
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, разновидности танцев.
Игровой материал: Магнитофон, аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.
Ход игры: Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.
«Цвет-настроение»
Цель: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.
Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:
Синий – спокойное, уверенное;
Зелёный – гордое, торжественное, сила;
Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;
Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;
Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;
Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;
Белый – надежда, вера.
Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.
Игры на развитие чувства ритма
«Игралки-повторялки»
Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.
Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).
Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.
Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.
«Определи по ритму»
Игровой материал: - карточки, на которых изображён ритмический рисунок знакомых детям песен в картинках;
- детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, бубен, музыкальный молоточек, барабан и др.)
Ход игры: Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой детям песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и поют её на слоги «та», «ти».
Ведущим становится тот, кто первым отгадал песню по ритму.
«Лесная прогулка»
Цель. Научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна, металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Материал: музыкальные инструменты.
Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы, белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры.
дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову
шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент –на месте остаются, никуда не убегают!»
Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной
последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
Игры на развитие динамического слуха
«Ромашки настроения»
Игра на определение характера музыки.
Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки: веселая, жизнерадостная, спокойная, колыбельная, грустная, жалобная.
«Кто поёт?»
Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).
Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.
Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,
звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.
Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.
«Прогулка».
Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком, дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).
Игры на развитие тембрового слуха
«Три поросёнка»
Программное содержание: Учить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Усложнение: различать характер и жанр музыкальных произведений.
Игровые пособия: три плоскостных домика с окошками и крышами трёх цветов, три шапочки: красного, зелёного и синего цвета, соответственно цвету крыши, барабан, балалайка (плоскостная или игрушечная, свирель.
Музыкально-дидактический материал: любая бодрая плясовая, марш и спокойная песенная мелодия, исполненная на свирели или произведения, исполненные в ауди-записи.
Ход игры.
Жили-были три поросёнка: Наф-Наф, Нуф-нуф и Ниф-Ниф. Ниф-Ниф жил в домике с красной крышей, носил красную шапочку и любил играть на барабане. Нуф-Нуф жил в домике с зелёной крышей, носил зелёную шапочку и любил играть на балалайке. Наф-Наф жил в домике с синей крышей и носил синюю шапочку и любил играть на свирели. (говоря об инструментах можно их озвучить, сыграв на них что-нибудь или включив запись,не только разные инструменты любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф любил маршировать, Нуф-Нуф – плясать, а Наф-Наф – хороводы с песней водить. Дети собрались в три хоровода под окошками, а поросята с друзьями игру-соревнование затеяли. Как марш зазвучит, из окошка выглядывает Ниф-Ниф, заиграет на барабане и его друзья начинают маршировать под его окном. Зазвучала плясовая, выглядывает Нуф-Нуф, заиграет на балалайке, а его друзья пляшут под его окном. А как песня зазвучит – Наф-Наф выглядывает, заиграет на свирели и его друзья с песней кружатся в хороводе. Весело им было! Давайте, и мы с вами поиграем.
М. Р. выбирает троих детей на роли поросят и разделяет остальных детей на три круга, которые располагаются в разных частях зала (под окнами домиков). Несколько раз исполняются музыкальные произведения в разной последовательности. В ходе игры по возможности меняет детей, исполняющих роль поросят. В конце игры отмечает того поросёнка (поросят) и его друзей, которые лучше определили тембр музыкального инструмента и характер музыкальных произведений. По их желанию все дети слушают или поют песню о каком-нибудь животном.
«Колобок».
Цель: развивать диатонический слух детей.
Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.
Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:
«Укатился колобок, колобок — румяный бок,
Как же нам его найти, к деду с бабой принести?
Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи
И по песенке веселой колобок отыщи».
Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.
«Чья очередь».
Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.
Игровой материал: маракас, бубен, музыкальный треугольник, барабан.
Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвёртые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется свой музыкальный инструмент, с которым дети предварительно познакомились: для «зайчиков» - маракас, для «птиц» - бубен, для «лошадок» - музыкальный треугольник, для «медвежат» - барабан. Взрослый произвольно меняет музыкальные инструменты, дети должны по звучанию узнать свой музыкальный инструмент и вовремя начать движение. Как только меняется музыкальный инструмент, меняется подгруппа, предыдущая возвращается на своё место.
Игры на различение регистров
«Покажи картинку»
Цель:Развитие музыкальной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса. Формирование понятий и представлений: регистр, звуковысотность, соотношение картинки и высоты звука.
Задачи:Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое.
Развитие музыкального восприятия, памяти, воображения, мышления.
Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки.
Игровой материал: большие ламинированные карточки с изображением птички, кошечки, медведя, бабочек, зайчика, волка.
Ход игры:
Музыкальный руководитель зовет детей к фортепиано, показывает верхний, средний и нижний регистр. Затем, дети садятся на стульчики. Музыкальный руководитель показывает картинки: птичку, кошечку, медведя (другой вариант игры – картинки: бабочки, зайчик, волк). Затем просит под музыку (игра музыкального руководителя) показать движениями как в небе летает птичка (руки подняты над головой, кистями рук машем как птичка крылышками).
Сопоставление: высокие звуки – птичка летает высоко в небе.
Далее с кошечкой - дети мягко «ходят» ладошками по коленкам как кошечка по ковру.
Сопоставление: кошечка – не высоко, и ни низко, в среднем регистре. Затем медведь - дети покачиваются из стороны в сторону, руки перед собой, словно большой бурый медведь несет бочку мёда.
Сопоставление: медведь большой, неуклюжий, ходит по лесу – нижний регистр.
По завершении игры, музыкальный руководитель просит детей угадывать в каком регистре звучит музыка. Музыкальный руководитель играет на фортепиано, а дети движениями показывают кто это – птичка, кошечка или медведь.
«Какой звук выше?»
Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой – в высоком. Дети показывают один или два пальчика. Постепенно звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру полезно проводить в течение первых лет обучения. Игра способствует развитию звуковысотного слуха, подготавливает освоение интервалов.
Игра, в ходе которой дети определяют направление движения мелодии (вверх, вниз, на одной высоте) является логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Дети показывают направление движения рукой, используют музыкальную лесенку или графическую запись. В начале работы учитель предлагает учащимся простые песенки, упражнения, а затем яркие примеры из музыкальной литературы, например:
Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром, a-moll (фрагмент главной темы);
Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта» (тема Джульетты-девочки);
Шуман Р. «Дед Мороз» (первая тема).
«Солнышко-туча»
Суть этой игры – определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «Солнышко» (нисходящее трезвучие в мажоре, «Ту-у-ча» (одноименное минорное нисходящее трезвучие). Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них – круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют МАЖОР (написать на доске большими буквами) – слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать на доске маленькими буквами) – слово мягкое, темное, ласковое.
Очень важно с самого начала формирования ладового чувства однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием.
Прежде всего, надо слушать не программные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна, прелюдии И. С. Баха C-dur, d-moll, es-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и f-moll из второго тома.