Получи документы

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста

Татьяна Коробицына
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека музыкальнодидактических игр для детей старшего дошкольного возра

ста[/b]

(на развитие: ладового чувства; чувства ритма; тембрового слуха; динамического слуха; на различение регистров)

Игры на развитие ладового чувства

«Что делают в домике?»

Темочки:

Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, их жанры.

Игровой материал: На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.

Ход игры: Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

«Три танца»

Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, разновидности танцев.

Игровой материал: Магнитофон, аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.

Ход игры: Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.

«Цвет-настроение»

Цель: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.

Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:

Синий – спокойное, уверенное;

Зелёный – гордое, торжественное, сила;

Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;

Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;

Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;

Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;

Белый – надежда, вера.

Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.

Игры на развитие чувства ритма

«Игралки-повторялки»

Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.

«Определи по ритму»

Игровой материал: - карточки, на которых изображён ритмический рисунок знакомых детям песен в картинках;

- детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, бубен, музыкальный молоточек, барабан и др.)

Ход игры: Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой детям песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и поют её на слоги «та», «ти».

Ведущим становится тот, кто первым отгадал песню по ритму.

«Лесная прогулка»

Цель. Научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна, металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Материал: музыкальные инструменты.

Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы, белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».

Ход игры.

дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент –на месте остаются, никуда не убегают!»

Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной

последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

Игры на развитие динамического слуха

«Ромашки настроения»

Игра на определение характера музыки.

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки: веселая, жизнерадостная, спокойная, колыбельная, грустная, жалобная.

«Кто поёт?»

Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).

Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,

звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.

Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.

«Прогулка».

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком, дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).

Игры на развитие тембрового слуха

«Три поросёнка»

Программное содержание: Учить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Усложнение: различать характер и жанр музыкальных произведений.

Игровые пособия: три плоскостных домика с окошками и крышами трёх цветов, три шапочки: красного, зелёного и синего цвета, соответственно цвету крыши, барабан, балалайка (плоскостная или игрушечная, свирель.

Музыкально-дидактический материал: любая бодрая плясовая, марш и спокойная песенная мелодия, исполненная на свирели или произведения, исполненные в ауди-записи.

Ход игры.

Жили-были три поросёнка: Наф-Наф, Нуф-нуф и Ниф-Ниф. Ниф-Ниф жил в домике с красной крышей, носил красную шапочку и любил играть на барабане. Нуф-Нуф жил в домике с зелёной крышей, носил зелёную шапочку и любил играть на балалайке. Наф-Наф жил в домике с синей крышей и носил синюю шапочку и любил играть на свирели. (говоря об инструментах можно их озвучить, сыграв на них что-нибудь или включив запись,не только разные инструменты любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф любил маршировать, Нуф-Нуф – плясать, а Наф-Наф – хороводы с песней водить. Дети собрались в три хоровода под окошками, а поросята с друзьями игру-соревнование затеяли. Как марш зазвучит, из окошка выглядывает Ниф-Ниф, заиграет на барабане и его друзья начинают маршировать под его окном. Зазвучала плясовая, выглядывает Нуф-Нуф, заиграет на балалайке, а его друзья пляшут под его окном. А как песня зазвучит – Наф-Наф выглядывает, заиграет на свирели и его друзья с песней кружатся в хороводе. Весело им было! Давайте, и мы с вами поиграем.

М. Р. выбирает троих детей на роли поросят и разделяет остальных детей на три круга, которые располагаются в разных частях зала (под окнами домиков). Несколько раз исполняются музыкальные произведения в разной последовательности. В ходе игры по возможности меняет детей, исполняющих роль поросят. В конце игры отмечает того поросёнка (поросят) и его друзей, которые лучше определили тембр музыкального инструмента и характер музыкальных произведений. По их желанию все дети слушают или поют песню о каком-нибудь животном.

«Колобок».

Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

«Чья очередь».

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Игровой материал: маракас, бубен, музыкальный треугольник, барабан.

Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвёртые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется свой музыкальный инструмент, с которым дети предварительно познакомились: для «зайчиков» - маракас, для «птиц» - бубен, для «лошадок» - музыкальный треугольник, для «медвежат» - барабан. Взрослый произвольно меняет музыкальные инструменты, дети должны по звучанию узнать свой музыкальный инструмент и вовремя начать движение. Как только меняется музыкальный инструмент, меняется подгруппа, предыдущая возвращается на своё место.

Игры на различение регистров

«Покажи картинку»

Цель:Развитие музыкальной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса. Формирование понятий и представлений: регистр, звуковысотность, соотношение картинки и высоты звука.

Задачи:Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое.

Развитие музыкального восприятия, памяти, воображения, мышления.

Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки.

Игровой материал: большие ламинированные карточки с изображением птички, кошечки, медведя, бабочек, зайчика, волка.

Ход игры:

Музыкальный руководитель зовет детей к фортепиано, показывает верхний, средний и нижний регистр. Затем, дети садятся на стульчики. Музыкальный руководитель показывает картинки: птичку, кошечку, медведя (другой вариант игры – картинки: бабочки, зайчик, волк). Затем просит под музыку (игра музыкального руководителя) показать движениями как в небе летает птичка (руки подняты над головой, кистями рук машем как птичка крылышками).

Сопоставление: высокие звуки – птичка летает высоко в небе.

Далее с кошечкой - дети мягко «ходят» ладошками по коленкам как кошечка по ковру.

Сопоставление: кошечка – не высоко, и ни низко, в среднем регистре. Затем медведь - дети покачиваются из стороны в сторону, руки перед собой, словно большой бурый медведь несет бочку мёда.

Сопоставление: медведь большой, неуклюжий, ходит по лесу – нижний регистр.

По завершении игры, музыкальный руководитель просит детей угадывать в каком регистре звучит музыка. Музыкальный руководитель играет на фортепиано, а дети движениями показывают кто это – птичка, кошечка или медведь.

«Какой звук выше?»

Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой – в высоком. Дети показывают один или два пальчика. Постепенно звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру полезно проводить в течение первых лет обучения. Игра способствует развитию звуковысотного слуха, подготавливает освоение интервалов.

Игра, в ходе которой дети определяют направление движения мелодии (вверх, вниз, на одной высоте) является логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Дети показывают направление движения рукой, используют музыкальную лесенку или графическую запись. В начале работы учитель предлагает учащимся простые песенки, упражнения, а затем яркие примеры из музыкальной литературы, например:

Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром, a-moll (фрагмент главной темы);

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта» (тема Джульетты-девочки);

Шуман Р. «Дед Мороз» (первая тема).

«Солнышко-туча»

Суть этой игры – определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «Солнышко» (нисходящее трезвучие в мажоре, «Ту-у-ча» (одноименное минорное нисходящее трезвучие). Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них – круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют МАЖОР (написать на доске большими буквами) – слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать на доске маленькими буквами) – слово мягкое, темное, ласковое.

Очень важно с самого начала формирования ладового чувства однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием.

Прежде всего, надо слушать не программные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна, прелюдии И. С. Баха C-dur, d-moll, es-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и f-moll из второго тома.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возраста Сидим дома с пользой. Дидактические игры для детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Тема: «Растения» 1. Дидактическая игра.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста «Мы — водители» Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные.

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Картотека музыкально-дидактических игр для подготовительной к школе группы Игры на восприятие музыки. НАШИ ПЕСНИ. Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи.

Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы Игры на развитие чувства ритма. УЧИТЕСЬ ТАНЦЕВАТЬ. Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: Дети сидят.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Картотека музыкально-дидактических игр «Дома и домики»Картотека музыкально-дидактических игр «Дома и домики» Картотека музыкально-дидактических игр по теме «Дома и домики» 1. «Что делают в домике?» Задачи: - Способствовать закреплению умения дошкольников.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 12:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коробицына (УИ 1707846) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД