МААМ-картинки

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста

Татьяна Коробицына
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека музыкальнодидактических игр для детей старшего дошкольного возра

ста[/b]

(на развитие: ладового чувства; чувства ритма; тембрового слуха; динамического слуха; на различение регистров)

Игры на развитие ладового чувства

«Что делают в домике?»

Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста» размещена в разделах

Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, их жанры.

Игровой материал: На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.

Ход игры: Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

«Три танца»

Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, разновидности танцев.

Игровой материал: Магнитофон, аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.

Ход игры: Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.

«Цвет-настроение»

Цель: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.

Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:

Синий – спокойное, уверенное;

Зелёный – гордое, торжественное, сила;

Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;

Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;

Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;

Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;

Белый – надежда, вера.

Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.

Игры на развитие чувства ритма

«Игралки-повторялки»

Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.

«Определи по ритму»

Игровой материал: - карточки, на которых изображён ритмический рисунок знакомых детям песен в картинках;

- детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, бубен, музыкальный молоточек, барабан и др.)

Ход игры: Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой детям песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и поют её на слоги «та», «ти».

Ведущим становится тот, кто первым отгадал песню по ритму.

«Лесная прогулка»

Цель. Научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна, металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Материал: музыкальные инструменты.

Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы, белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».

Ход игры.

дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент –на месте остаются, никуда не убегают!»

Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной

последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

Игры на развитие динамического слуха

«Ромашки настроения»

Игра на определение характера музыки.

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки: веселая, жизнерадостная, спокойная, колыбельная, грустная, жалобная.

«Кто поёт?»

Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).

Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,

звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.

Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.

«Прогулка».

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком, дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).

Игры на развитие тембрового слуха

«Три поросёнка»

Программное содержание: Учить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Усложнение: различать характер и жанр музыкальных произведений.

Игровые пособия: три плоскостных домика с окошками и крышами трёх цветов, три шапочки: красного, зелёного и синего цвета, соответственно цвету крыши, барабан, балалайка (плоскостная или игрушечная, свирель.

Музыкально-дидактический материал: любая бодрая плясовая, марш и спокойная песенная мелодия, исполненная на свирели или произведения, исполненные в ауди-записи.

Ход игры.

Жили-были три поросёнка: Наф-Наф, Нуф-нуф и Ниф-Ниф. Ниф-Ниф жил в домике с красной крышей, носил красную шапочку и любил играть на барабане. Нуф-Нуф жил в домике с зелёной крышей, носил зелёную шапочку и любил играть на балалайке. Наф-Наф жил в домике с синей крышей и носил синюю шапочку и любил играть на свирели. (говоря об инструментах можно их озвучить, сыграв на них что-нибудь или включив запись,не только разные инструменты любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф любил маршировать, Нуф-Нуф – плясать, а Наф-Наф – хороводы с песней водить. Дети собрались в три хоровода под окошками, а поросята с друзьями игру-соревнование затеяли. Как марш зазвучит, из окошка выглядывает Ниф-Ниф, заиграет на барабане и его друзья начинают маршировать под его окном. Зазвучала плясовая, выглядывает Нуф-Нуф, заиграет на балалайке, а его друзья пляшут под его окном. А как песня зазвучит – Наф-Наф выглядывает, заиграет на свирели и его друзья с песней кружатся в хороводе. Весело им было! Давайте, и мы с вами поиграем.

М. Р. выбирает троих детей на роли поросят и разделяет остальных детей на три круга, которые располагаются в разных частях зала (под окнами домиков). Несколько раз исполняются музыкальные произведения в разной последовательности. В ходе игры по возможности меняет детей, исполняющих роль поросят. В конце игры отмечает того поросёнка (поросят) и его друзей, которые лучше определили тембр музыкального инструмента и характер музыкальных произведений. По их желанию все дети слушают или поют песню о каком-нибудь животном.

«Колобок».

Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

«Чья очередь».

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Игровой материал: маракас, бубен, музыкальный треугольник, барабан.

Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвёртые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется свой музыкальный инструмент, с которым дети предварительно познакомились: для «зайчиков» - маракас, для «птиц» - бубен, для «лошадок» - музыкальный треугольник, для «медвежат» - барабан. Взрослый произвольно меняет музыкальные инструменты, дети должны по звучанию узнать свой музыкальный инструмент и вовремя начать движение. Как только меняется музыкальный инструмент, меняется подгруппа, предыдущая возвращается на своё место.

Игры на различение регистров

«Покажи картинку»

Цель:Развитие музыкальной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса. Формирование понятий и представлений: регистр, звуковысотность, соотношение картинки и высоты звука.

Задачи:Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое.

Развитие музыкального восприятия, памяти, воображения, мышления.

Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки.

Игровой материал: большие ламинированные карточки с изображением птички, кошечки, медведя, бабочек, зайчика, волка.

Ход игры:

Музыкальный руководитель зовет детей к фортепиано, показывает верхний, средний и нижний регистр. Затем, дети садятся на стульчики. Музыкальный руководитель показывает картинки: птичку, кошечку, медведя (другой вариант игры – картинки: бабочки, зайчик, волк). Затем просит под музыку (игра музыкального руководителя) показать движениями как в небе летает птичка (руки подняты над головой, кистями рук машем как птичка крылышками).

Сопоставление: высокие звуки – птичка летает высоко в небе.

Далее с кошечкой - дети мягко «ходят» ладошками по коленкам как кошечка по ковру.

Сопоставление: кошечка – не высоко, и ни низко, в среднем регистре. Затем медведь - дети покачиваются из стороны в сторону, руки перед собой, словно большой бурый медведь несет бочку мёда.

Сопоставление: медведь большой, неуклюжий, ходит по лесу – нижний регистр.

По завершении игры, музыкальный руководитель просит детей угадывать в каком регистре звучит музыка. Музыкальный руководитель играет на фортепиано, а дети движениями показывают кто это – птичка, кошечка или медведь.

«Какой звук выше?»

Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой – в высоком. Дети показывают один или два пальчика. Постепенно звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру полезно проводить в течение первых лет обучения. Игра способствует развитию звуковысотного слуха, подготавливает освоение интервалов.

Игра, в ходе которой дети определяют направление движения мелодии (вверх, вниз, на одной высоте) является логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Дети показывают направление движения рукой, используют музыкальную лесенку или графическую запись. В начале работы учитель предлагает учащимся простые песенки, упражнения, а затем яркие примеры из музыкальной литературы, например:

Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром, a-moll (фрагмент главной темы);

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта» (тема Джульетты-девочки);

Шуман Р. «Дед Мороз» (первая тема).

«Солнышко-туча»

Суть этой игры – определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «Солнышко» (нисходящее трезвучие в мажоре, «Ту-у-ча» (одноименное минорное нисходящее трезвучие). Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них – круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют МАЖОР (написать на доске большими буквами) – слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать на доске маленькими буквами) – слово мягкое, темное, ласковое.

Очень важно с самого начала формирования ладового чувства однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием.

Прежде всего, надо слушать не программные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна, прелюдии И. С. Баха C-dur, d-moll, es-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и f-moll из второго тома.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возраста Сидим дома с пользой. Дидактические игры для детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Тема: «Растения» 1. Дидактическая игра.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста «Мы — водители» Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные.

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Картотека музыкально-дидактических игр для подготовительной к школе группы Игры на восприятие музыки. НАШИ ПЕСНИ. Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи.

Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы Игры на развитие чувства ритма. УЧИТЕСЬ ТАНЦЕВАТЬ. Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: Дети сидят.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Картотека музыкально-дидактических игр «Дома и домики»Картотека музыкально-дидактических игр «Дома и домики» Картотека музыкально-дидактических игр по теме «Дома и домики» 1. «Что делают в домике?» Задачи: - Способствовать закреплению умения дошкольников.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 12:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коробицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД