Наталья Савенкова
Картотека лексических игр краеведческого содержания «Дидактические игры «Магнитогорск»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомьтесь, родной край».
Дидактическая задача : закрепить и систематизировать знания о родном крае.
Материалы: фотографии с видами Магнитогорска, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.
Ход игры : Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.
«Найди герб».
Публикация «Картотека лексических игр краеведческого содержания „Дидактические игры „Магнитогорск“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Краеведческие игры
- Магнитогорск. Мой город
- Темочки
Задачи: продолжать знакомить детей с историей родного города, закреплять знания о символах Магнитогорска.
Ход игры : дети находят герб родного города и составляют о нем рассказ.
«Я – экскурсовод».
Задачи: учить детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них, развивать навыки чтения.
Ход игры : дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами.
«Пройдемся по улицам города».
Задачи: развивать лексико – грамматическую сторону речи; учить ориентироваться по карте города; закреплять знания названий улиц города.
Вариантами использования данной игры служат упражнения с картой и игра "А у нас" - дети рассказывают о своей доме и улице.
«Составь герб родного города».
Задачи: научить детей построению герба Магнитогорска, составлению описательного рассказа о нем.
Ход игры : дети составляют герб Магнитогорска, рассказывают о нем.
«Путешествие из прошлого в настоящее»
Цель:
- закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Кострома, о внешнем виде зданий;
- формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие;
- активизировать словарь детей, закреплять названия исторических памятников города.
Ход игры : В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города Магнитогорска в старом и современном виде.
В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением цветных памятников архитектуры «рубашкой вверх». Рядом разложены картинки с чёрно-белыми фотографиями тех же самых памятников архитектуры, но выполненных несколько лет назад. По порядку каждый ребенок открывает картинку с цветной фотографией и ищет соответствующую картинку с изображением одного и того же здания. Дети называют здания. Выигрывает тот, кто правильно подберет пары и назовет памятник.
1 вариант:
Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города.
2 вариант:
Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.
Игровое правило:
Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
«Собери картинку»
Цель:
- упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,
- закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами музеев, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок : один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).
Игровое правило: За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.
«Сквозь замочную скважину»
Цель:
- закреплять знания детей о памятниках города Магнитогорска;
- развивать зрительную память, восприятие.
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами памятников города Магнитогорска, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.
Игровое правило: Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.
«Путешествие по городу»
Цель:
- закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.
- учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое описание.
Дидактический материал : Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры : 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.
Ход игры : Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем объясняются правила игры.
В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.
1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.
2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.
3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.
Игровые правила:
Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.
«Найди пару»
Цель:
- закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;
- развивать зрительную память, восприятие;
- развивать умение анализировать свой ответ.
Ход игры:
Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.
Игровое правило:
Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.
Игровое действие: Поиск нужных карточек.
В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений города (музей, школа, церковь, вокзал, художественная школа и т. д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях. В игре могут принимать участие 2-3 чел.
«Что за ягода такая»
Цель:
- познакомить детей с видами ягод и учить называть их;
- учить узнавать ягоды, которые произрастают в Челябинской области;
- развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.
Ход игры:
1 вариант:
Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.
2 вариант:
Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.
В комплект игры входят карточки с изображением ягод Костромской области.
«Кто такой?»
Цель:
- закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Челябинской области;
- воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;
- развивать внимание и память.
Ход игры:
1 вариант:
Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Челябинской области.
2 вариант:
Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу Челябинской области, дети называют его.
3 вариант:
Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.
Игровое правило:
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Челябинской области и ряд карточек, содержащих животных занесенных в Красную книгу и нет.