Ольга Тарасова
Картотека «Коррекционные часы по тематическому планированию»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Лексическая тема
«Наш детский сад. Игрушки»
1. Артикуляционная гимнастика «Язычок играет» : Язычок очень любит играть. Поэтому у него много игрушек: деревянная лошадка (упр-е «Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку, пластмассовые лопатки, чтобы играть с песком (упр-е «Лопаточка» – широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить, дудочка (упр-е «Трубочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты, на которой Язычок любит наигрывать разные мелодии. Ещё у Язычка есть круглый Резиновый мяч (облизывание губ по кругу, при этом рот широко открыт, с которым он играет в футбол (упр-е «Футбол» - Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Щёки не надувать! Загонять шарик на одном выдохе!, гармошка (упр-е «Гармошка» - Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть) и барабан (упр-е «Барабанщик - Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…»). Язычок часто приглашает к себе друзей, чтобы вместе с ними поиграть с его игрушками. 2. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» : попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками загибать пальчики на обеих руках Есть игрушки у меня – Паровоз и два коня, Серебристый самолет, три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран – Настоящий великан. 3. Дидактические игры и упражнения: 1.«Найди пару» : попросить детей составить пары из картинок, выложенных на наборном полотне (медсестра - шприц, музыкальный руководитель — пианино, воспитатель по физкультуре — мяч, повар — кастрюля и т. д., й составить по ним предложения. Например: «Шприц нужен медсестре, чтобы делать прививки».
Публикация «Картотека „Коррекционные часы по тематическому планированию“» размещена в разделах
2.«Какой игрушки не хватает?» (на развитие зрительного внимания) :
матрешка пирамидка мяч
пирамидка мяч матрешка
мяч матрешка?
4. Физкультминутка «Ванька – Встанька» :
Отдых нам - физкультминутка, занимай свои места. (встать прямо, руки на поясе).
Раз - присели, два - привстали, сели - встали, сели - встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь, словно мой упругий мяч (движения по тексту).
5. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» :
«Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
6. Задания для самокоррекции :
«Собери картинку» - разрезанные картинки из 4-х частей
«Поможем повару» - сортировка фасоли и гороха.
«Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц.
2 Лексическая тема
«Наш детский сад. Игрушки»
1. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка» - рот открыт, губы улыбаются. Широким кончиком языка щёлкать по альвеолам в медленном темпе. Подбородок не двигается. «Качели» - рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). «Веселая змейка» - рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
2. Пальчиковая гимнастика «Наша группа» : В нашей группе все друзья (дети ритмично стучат кулачками по столу.) Самый младший- это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика.) 3. Дидактические игры и упражнения: 1. «Узнай игрушку» : воспитатель рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.
2. «Чего не стало?» : воспитатель выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза. 3. «Какая? Какой?» (подбери слова – признаки) :
Кукла - ….
Мяч - ….
Машинка - ….
Матрешка - …
Плюшевый мишка - ….
4. Подобрать действия к предмету: мяч — летит, прыгает, катится, скачет, падает. ; кукла —. ; матрешка — …
4. Физкультминутка «Детский сад» : (на каждую строчку — четыре ритмичных удара - мяча об пол) : Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад, Все садились за обед и съедали сто котлет, А потом ложились спать — начинай считать опять. 5. Дыхательная гимнастика «Неваляшка» :
ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох – переносить тяжесть с одной ноги на другую; на выдохе произносить «Дили – дили – дили – дон!» Повторить 3 –4 раза
6. Речевая гимнастика - Чистоговорки:
ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю пирамидку
АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть
АЮ – АЮ – АЮ - в кубики играю
ГУ – ГУ – ГУ – я игрушки берегу
РЮ – РЮ – РЮ – друзьям игрушки подарю
7. Задания для самокоррекции : Рисование по трафарету и раскрашивание матрешки. Лепка легковой машины.
3 Лексическая тема «Наш детский сад. Игрушки».
1. Артикуляционная гимнастика:
«Пятачок» - вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
«Лопаточка» – широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить.
«Качели» - рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
2. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» :
На большом ковре и в ряд (пальцы стоят на столе)
Куклы Танины стоят, (разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок
Неуклюжий медвежонок,
Чебурашка и пингвин.
Раз, два, три, четыре, пять
Вместе мы пойдем гулять (ходьба пальцев по столу)
3. Дидактические игры и упражнения: 1. Назови какая игрушка, если она сделана:
Из дерева - …
Из пластмассы - ….
Из стекла - ….
Из резины - …
Из бумаги - …. 2. «Найди тень от игрушки» : игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.
3. Упражнение в согласовании существительных с числительными два, две: два мяча, две куклы. (счет вести до пяти).
4. Физкультминутка «Буратино» : (движения по тексту).
Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел, ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Ключик вдруг упал из рук, наклониться надо, друг!
5. Дыхательная гимнастика «Игрушки пляшут» :
ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ох!». Повторить 3 –4 раза
6. Речевая гимнастика - Чистоговорки:
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю
АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили
7. Задания для самокоррекции :
«Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.
«Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
4 Лексическая тема «Наш детский сад. Игрушки».
1. Артикуляционная гимнастика:
«Трубочка» -- рот открыт, боковые края языка загнуты вверх. «Гармошка» - улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
«Футбол» -- рот закрыт. Напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку. 2. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» : На столе моем игрушки притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья принесли ребята мне.
(круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой) Раз - мохнатый, мягкий мишка, два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка, а четыре - конь один,
Пять - огромная машина с желтым кузовом большим.
(указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)
Я в него свои подарки утром рано положил.
(соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием) 3. Дидактические игры и упражнения: 1. «Отыщи игрушки в крупе» : из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки. 2. «Подбери игрушку» : ( цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек).
3. Образовать признак от предмета: игрушка — игрушечный, кукла — кукольный, стол — настольный, зеркало —. .
4. «Назови ласково» ( цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : мяч — мячик, кукла —. ; мишка —. ; матрешка —. ; Петрушка —. .4. Физкультминутка «Кукла» : Я хожу, хожу, хожу, (ходьба с высоким подниманием колен) Вдруг я куклу разбужу! (полуприседание, удержание позы) Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать. (потягивание на носочках) Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу. И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом). 5. Дыхательная гимнастика «Укачиваем куклу» : имитировать укачивание куклы (вдох); на выдохе произносить «А – а – а!»; на выдохе произносить «Бай – бай - бай!» Повторить 3 –4 раза 6. Речевая гимнастика - Чистоговорки: АТ – АТ – АТ - новый самокат ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи УКЛА – УКЛА – УКЛА - хорошенькая кукла ИНА – ИНА – ИНА - сломана машина 6. Задания для самокоррекции :
«Мячи для котят» - лепка из пластилина.
«Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.
«Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
5 Лексическая тема : «Семья».
1. Артикуляционная гимнастика:
«Малыш отказывается пить горячее молоко» - прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
«Мама испекла блинчики» - положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).
«Малыш сосет соску» - сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
2. Пальчиковая гимнастика «Семья» : (разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Большому - дрова рубить, указке - воду носить,
Середняку - печку топить, безымянке - обед варить,
А мальчишке - песни петь, песни петь, да плясать
Родных братьев забавлять.
3. Дидактические игры и упражнения:
1. «Подбери признаки» :
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, веселая, хозяйственная.
Папа (какой) - строгий, умный, сильный, спортивный, высокий, требовательный.
Бабушка (какая) - старенькая, седая, хозяйственная, отзывчивая, гостеприимная, мудрая, заботливая.
Дедушка (какой) - старый, мудрый, седой, трудолюбивый, мастеровой.
Сестра / брат - веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, плаксивая, маленькая, большая, любимая, родная.
2. «Назови ласково» :
Мама - мамочка, мамуля, мамуленька, мамулечка, маменька.
Папа - папуля, папочка, папулечка.
Бабушка - бабуленька, бабулюшка, бабулечка, бабунюшка.
Дедушка - дедуля, дедулечка, дедунюшка.
Сын - сыночек, сынишка, сынуля, сынулечка.
Дочь - доченька, дочуленька, дочурка.
Внук - Внучок, внучек, внученек. Внучка - внученька, внученька.
4. Физкультминутка «Маша растеряша» :
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперёд, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет, (руки опустили)
Под кроватью нет.
Вот какая Маша, Маша растеряша! (наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)
5. Дыхательная гимнастика «Малыш плачет» :
«Качать малыша» - вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!»
Повторить 3 – 4 раза
6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:
ВА- ВА – ВА - дедушка колет дрова.
ВУ – ВУ – ВУ - папа косит траву.
7. Задания для самокоррекции : «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке», «Научим дочку шнуровать ботинки».
6 Лексическая тема «Семья»
1. Артикуляционная гимнастика:
«Малыш, захотел кушать» - размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
«Мама качает малыша» - произносить: «А-а-а-а-а».
2. Пальчиковая гимнастика «Семья» :
Этот пальчик – папочка, (поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого).
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья
3. Дидактические игры и упражнения:
1. Игра «А ты мне кто»? : встать в круг, ведущий спрашивает:
«Я - мама, а ты мне кто?» (дочка, сын). Кто ответит становится ведущим и задает вопрос: «Я папа, а ты мне кто? Я брат, а ты мне кто? Я - бабушка, я - тетя, я - племянница, я - дедушка, я - муж».
2. «А у вас?» ( цель: составление предложений со значением противопоставления) :
«Наша семья большая,. а наша больше». Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.
3. Массаж биологически активных точек лица «Наша доченька проснулась» :
Наша доченька проснулась (кулачками трем глаза)
Ручкой вправо потянулась (поглаживают лоб от середины к ушам)
Ручкой влево потянулась (поглаживают брови)
Солнцу нежно улыбнулась (гладят от уголков рта к ушам)
А потом ладошкой пошлепала немножко (хлопают себя по щекам)
Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! (хлопают в ладоши) 4. Физкультминутка «Семейная зарядка» : (выполнять соответствующие движения).
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
5. Дыхательная гимнастика «Старая бабушка» :
правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза
6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:
ГИ – ГИ – ГИ - бабушка печет пироги. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ мамочка моет полы.
ШУ – ШУ – ШУ - я весело пляшу.
7. Задания для самокоррекции. Работа в тетрадях в крупную клетку.
Задание: математический диктант. Нарисовать под диктовку человечка.
7 Лексическая тема «Семья»
1. Артикуляционная гимнастика:
«Плач ребенка» - произносить звук а, (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).
«Малыш учится говорить» - произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»
«Малыш отказывается пить горячее молоко» - прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
«Малыш захотел кушать» - размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
2. Пальчиковая гимнастика «Семья» :
Как у нас семья
Большая да веселая. (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы)
3. Дидактические игры и упражнения:
1. «Какая мама? Какой папа?» : сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.
Мама (какая) — умная, добрая, заботливая и т. д.
Мама (что делает) — заботится, готовит, помогает и т. д.
Папа (какой) —.
Папа (что делает) —.
2. «Старше или младше» ( цель: усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи). Воспитатель называет двух членов семьи (мама — бабушка, а дети должны составить предложения: «Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы». ( Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедушка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын — мама).
4. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?» :
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я- и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке) 5. Дыхательная гимнастика «Бабушка ругается» :
грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза
6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:
АМА – АМА – АМА - у меня есть мама АПА – АПА – АПА – мой любимый папа
УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля
7. Задания для самокоррекции :
«Что купила мама?» - «Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне».
«Для кого подарок?» - чудесный мешочек.
«Это папа» - обводка трафарета человека и раскрашивание.
8 Лексическая тема «Семья»
1. Артикуляционная гимнастика: «Мама испекла блинчики» - положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
«Дразнилки» - губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
«Малыш сосет соску» - сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
2. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» :
Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться (разогнуть мизинец)
3. Дидактические игры и упражнения:
1. «С кем ты живешь?» ( цель: категории творительного падежа с предлогом с) :
Каждый ребенок рассказывает, с кем он живет дома.
Я живу с мамой, с папой. Я живу с мамой, с папой, с бабушкой.
Я живу с мамой, с братиком и дедушкой. И так далее.
2. «Назови ласково» ( цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) : мамочка, мамуля, папочка, папуля, бабуля, дедуля, братик, братишка, сестренка, сестреночка, внучок, внученька.
3. «Предложение договори и его ты повтори» : Я ем и папа. (ест). Я пою и мама. (поет). Я шью и бабушка. (шьет). Я готовлю и сестра. (готовит). Я играю и брат. (играет). Я пилю и папа. (пилит). Я вяжу и мама. (вяжет). Я строгаю и дедушка. (строгает). И т. д
4. Физкультминутка «Бабушка» :
Устала наша бабушка, (дети стоят в кругу)
Присела на порог. (приседают)
«Куда пропал, куда пропал, (берутся руками за голову)
Куда пропал внучек?» (и раскачивают из стороны в сторону)
Подумала, поохала, (встают)
Потом тихонько встала,
Пошла вокруг да около (идут по кругу друг за другом)
Искать внучка сначала
5. Дыхательная гимнастика «Малыш идёт» :
медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза
6. Речевая гимнастика:
РА – РА – РА - младшая сестра АТ – АТ – АТ - мой любимый брат
ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью
7. Задания для самокоррекции :
«Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
«Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку.
«Сарафаны для мамы и дочки» - трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
9 Лексическая тема : «Осень»
1. Артикуляционная гимнастика:
«Дождик» - И. п. : о. с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.
2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» :
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладошки)
Будем листья собирать: (энергичное сжимание кулачков)
Листья березы, Листья рябины
Листья тополя (загибание пальцев по одному, начиная с большого)
Листья осины, Листья дуба
Мы соберем (сжимание кулачков)
Маме осенний букет отнесем («хождение» в воздухе пальцами)
3. Дидактические игры и упражнения:
1. Д/упражнение «Найди отличия» (лето – осень) ( цель: учить находить отличия в сюжетных картинках; закреплять признаки осени).
2. Д/упражнение «Нарисуй по трафарету листья» ( цель: продолжать учить рисовать листья по внутреннему трафарету; закреплять знание цветов – красный, жёлтый, зелёный; развивать зрительно-моторное взаимодействие рук и глаза; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию, прослеживание; развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук).
3. «Разрезные картинки» (листья, деревья) : ( цель: продолжать учить складывать целое изображение из 2 – 3 частей по образцу; активизировать зрительные функции: фиксацию, соотнесение; развивать целостность восприятия).
4. Физкультурная минутка «Осень» :
По утрам морозы. (дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (медленно приседают)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (поднимаются на носочки, руки вверх)
5. Дыхательная гимнастика «Листопад» :
Предложить ребенку подуть на вырезанные из бумаги листья, так, чтобы они полетели.
6. Психогимнастка «Осенние листочки» : Представьте себе, что все вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветерок вас относит куда-то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод. Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких веселых птенчиков. Кто-то грустит об ушедшем лете. А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки. А кто-то завидует еловым колючкам, которые никогда не осыпаются.
7. Речевая гимнастика:
АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады
ША – ША – ША - наша осень хороша
8. Задания для самокоррекции :
«Обведи лист». Дети пальчиками обводят листочки по контуру. (Каждым по очереди).
Лепка осеннего дерева.
10 Лексическая тема : «Осень»
1. Артикуляционная гимнастика:
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти, отправился в лес. По дороге увидел «Ручеек»- холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и увидел на ней много грибов. «Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор.».
2. Пальчиковая гимнастика «Осень» : Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал: Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках) Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на стол) Ветер бросил на тропинку.
3. Дидактические игры и упражнения:
1. Игра в мяч «Подбери слово» : воспитатель кидает ребенку мяч и называет слово-действия. Дети возвращают мяч и называют подходящий предмет.
НАСТУПИЛА – ВЯНЕТ - УЛЕТАЮТ -
ЛЬЕТ – ДУЕТ - ЗАПАСАЮТСЯ -
ЖЕЛТЕЮТ – ОПАДАЮТ - ЗАСЫХАЕТ -
2. Один - много» : воспитатель называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы
4. Физкультурная минутка «Золотая осень» :
Если на деревьях листья пожелтели, (сжимают и разжимают пальцы)
Если в край далекий птицы улетели, (машут кистями рук)
Если небо хмурится, если дождик льется, (закрывают ладонями глаза, открывают и
Это время года осенью зовется. поднимают руки вверх, вниз)
Дует, дует ветер, (дуют на кисти рук.)
Дует, задувает, (трясут кистями рук.)
Желтые листочки
С дерева срывает. (руки медленно опускаются вниз.)
5. Дыхательная гимнастика «Ветерок качает листок» :
губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.
6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:
ША – ША – ША - наша осень хороша
АТА – АТА – АТА - осень дарами богата
7. Задания для самокоррекции : Декоративная пластика из пластилина «Осенние листья». Дети пластилином обмазывают листья, нарисованные на листе картона.