Получи документы

Картотека «Коммуникативные игры» для младшего дошкольного возраста

Ольга Иванченко
Картотека «Коммуникативные игры» для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Утверждаю

И. о. Заведующего

МАДОУ «Детский сад№360»

г. Пермь

Т. В. Неведицына

15.09.2019г

Картотека

«Коммуникативные игры»

для младшего дошкольного возраста

Педагог:

Иванченко О. Б.

Пояснительная записка

Публикация «Картотека „Коммуникативные игры“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Все без исключения хотят видеть детей улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Основным показателем развития коммуникативных способностей является детская игра.

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, необходимо создать условия, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Цель коммуникативных игр – развитие навыков конструктивного общения.

Задачи:

• Воспитывать умение слушать и слышать другого человека;

• Воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе;

• Формировать умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами;

• Формировать умение разрешать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом;

• Создавать благоприятную атмосферу свободного общения и эмоциональной близости.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

«Ладошка к ладошке»

Цель: создание условий для тесной связи между партнерами

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Ладошка к ладошке» они становятся по парам и касаются друг друга ладошками. Команды могут быть разнообразными: «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

«Ласковое приветствие»

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе.

Ведущий предлагает, передавая «волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

«Паровозик»

Цель: развитие желания играть сплоченно в команде

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.

«Дотронься до…»

Цель: создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: создание условий для тесной связи между участниками детского коллектива.

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.

«Комплименты»

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе.

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Поварята»

Цель: создание условий для тесной связи между участниками детского коллектива.

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий говорит по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

«Ветер дует на…»

Цель: создание условий для умения видеть и чувствовать каждого.

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее.

«Солнце»

Цель: формирование чувства единения друг с другом.

Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно пририсовать к солнцу как можно больше лучей.

«Лужок с цветами»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец - своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т. д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков

«Поиск»

Цель: развитие внимания, наблюдательности

Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра : «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями

.

«Собери чемодан»

Цель: развитие внимания, чувства общности

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

«Эхо»

Цель: закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.

Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.

«Почта»

Цель: способствовать сближению и объединению детей в коллективе

Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:

Ведущий: Динь – динь – динь.

Дети: Кто там?

Ведущий: Почта.

Дети: Откуда?

Ведущий: Из Рязани.

Дети: А что там делают?

Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т. д.)

«Что в сундучке?»

Цель: закрепление сплоченности и доверия друг к другу

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.

С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

«Опиши друга»

Цель: создание условий для умения видеть, чувствовать каждого участника коллектива, развитие наблюдательности

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Пум-пум-пум»

Цель: развитие взаимопонимания.

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум-пум-пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.

Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например:

- Почему ты загадал этот «Пум-пум-пум»?

- Для чего «Пум-пум-пум» нужен?

- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?

И так далее.

Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.

Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.

«Почему? А потому!»

Цель: развитие умения договариваться, действовать и отвечать на вопросы сообща.

Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота? И др.

«Кто ты?»

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе.

Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой», и строго предупреждает:

- Кто ошибается,

Тот попадается!

Кто засмеётся,

Тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

- Кто ты?

- Метла.

- А что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- А на чем ты приехал в детский сад?

- На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся, водящий меняется.

«Путешествия Незнайки»

Цель: развитие наблюдательности

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель показывает детям игрушку и говорит:

- Ребята, к нам в гости заглянул Незнайка. Он побывал во многих детских садах. Слушайте его и постарайтесь отгадать, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром, или вечером) это было.

Примеры:

- Зашел Незнайка в комнату, где дети:

засучивают рукава, намыливают руки, вытираются;

расстегивают пуговицы, снимают и складывают одежду,

потягиваются, успокаиваются, отдыхают, спят;

пляшут, поют, слушают, притопывают, кружатся, кланяются;

маршируют, приседают, пролезают, спрыгивают.

- Был Незнайка в детском саду, когда дети:

приходят, здороваются, переобуваются, заходят в группу;

одеваются, прощаются, уходят;

купаются, загорают, ходят босиком;

лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах;

«Что было бы, если бы я …»

Цель: развитие воображения, фантазии, умения открыто высказывать свои чувства и желания

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

- Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого угодно. Например:

Что было бы, если бы по волшебству Феи ты стал…

артистом, то сыграл бы роль…

художником, то нарисовал бы…

воспитателем,то…

цветком, то радовал бы….

«Художник слова»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого-либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

учитывая уровень развития вербального воображения детей.

№ Тема Цель Дата

1.

2.

3.

4. «Ладошка к ладошке»

«Липучки»

«Ласковое приветствие»

«Паровозик» Создание условий для тесной связи между партнерами.

Отработка коммуникативных навыков детей.

Создание положительной эмоциональной обстановки.

Развитие желания играть сплоченно в команде. Сентябрь

5.

6.

7.

8. «Дотронься до…»

«Змея»

«Дружба начинается с улыбки»

«Комплименты» Создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива.

Развитие желания играть сплоченно в команде.

Создание условий для тесной связи между участниками коллектива.

Создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе. Октябрь

9.

10.

11.

12. «Поварята»

«Ветер дует на …»

«Солнце»

«Змея» Создание условий для тесной связи между участниками коллектива.

Создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива.

Формирование чувства единения друг с другом.

Формирование чувства единения друг с другом. Ноябрь

13.

14.

15.

16. «Лужок с цветами»

«Поиск»

«Что случилось?»

«Пантомимические этюды» Формирование чувства единения друг с другом.

Развитие внимания, наблюдательности.

Формировать умение улавливать эмоциональный настрой другого.

Развитие наблюдательности, пластики движений. Декабрь

17.

18.

19.

20. «Собери чемодан»

«Эхо»

«Почта»

«Что в сундучке?» Развитие внимания, чувства общности.

Закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.

Способствовать сближению и объединению детей в коллективе.

Закрепление сплоченности и доверия друг к другу. Январь

21.

22.

23.

24. «Я начну, а вы продолжите»

«Опиши друга»

«Пум-пум-пум»

«Почему? А потому!» Формирование навыков сотрудничества, умения договариваться.

Создание условий для умения видеть, чувствовать каждого участника коллектива, развитие наблюдательности.

Развитие взаимопонимания.

Развитие умения договариваться, действовать и отвечать на вопросы сообща. Февраль

25.

26.

27.

28. «Кто ты?»

«Путешествие Незнайки»

«Что было бы, если бы…»

«Художник слова» Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе.

Развитие наблюдательности.

Развитие воображения, фантазии, умения открыто высказывать свои чувства и желания.

Формирование чувства единения друг с другом. Март

29.

30.

31.

32. «Лужок с цветами»

«Собери чемодан»

«Эхо»

«Солнце» Формирование чувства единения друг с другом.

Развитие внимания, чувства общности.

Закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.

Формирование чувства единения друг с другом. Апрель

Апрель

33.

34.

35.

36. «Поиск»

«Пум-пум-пум»

«Почта»

«Художник слова» Развитие внимания, наблюдательности.

Развитие взаимопонимания.

Способствовать сближению и объединению детей в коллективе.

Формирование чувства единения друг с другом. Май

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию цикл игр с методическим материалом "На лесной полянке", для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки проводятся в летнее время на участке во время прогулок. 1. Физкультминутка «Мы гуляем» Воспитатель читает стихотворение,.

Картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки развивают моторную координацию, ритмику. Выполнение движений с текстом вызывают у детей интерес и помогают эффективному.

Картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста. 2 часть Физкультминутки проводятся на участке во время летних прогулок. 1. Физкультминутка «На полянке» Воспитатель читает стихотворение, показывая.

Картотека физкультминуток «Зима» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека физкультминуток «Зима» для детей младшего дошкольного возраста «Снежок» Дети стоят кружком, держась за руки. Воспитатель проговаривает. Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок. Мы потопаем, мы.

Картотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возрастаКартотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возраста Опыт 1 Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит сухим песком? (Он сыплется). Вывод:.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста КОТ И МЫШИЗадачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Дети – «мыши».

Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1 Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Картотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возрастаКартотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Коммуникативные игры» для младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2020 в 23:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека «Коммуникативные игры» для младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Иванченко (УИ 473071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД