Ольга Иванченко
Картотека «Коммуникативные игры» для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю
И. о. Заведующего
МАДОУ «Детский сад№360»
г. Пермь
Т. В. Неведицына
15.09.2019г
Картотека
для младшего дошкольного возраста
Педагог:
Иванченко О. Б.
Пояснительная записка
Публикация «Картотека „Коммуникативные игры“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Все без исключения хотят видеть детей улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Основным показателем развития коммуникативных способностей является детская игра.
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, необходимо создать условия, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.
Цель коммуникативных игр – развитие навыков конструктивного общения.
Задачи:
• Воспитывать умение слушать и слышать другого человека;
• Воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе;
• Формировать умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами;
• Формировать умение разрешать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом;
• Создавать благоприятную атмосферу свободного общения и эмоциональной близости.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков
«Ладошка к ладошке»
Цель: создание условий для тесной связи между партнерами
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Ладошка к ладошке» они становятся по парам и касаются друг друга ладошками. Команды могут быть разнообразными: «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
«Ласковое приветствие»
Цель: создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе.
Ведущий предлагает, передавая «волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.
«Паровозик»
Цель: развитие желания играть сплоченно в команде
Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.
«Дотронься до…»
Цель: создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива
Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться.
«Дружба начинается с улыбки»
Цель: создание условий для тесной связи между участниками детского коллектива.
Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.
«Комплименты»
Цель: создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе.
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
«Поварята»
Цель: создание условий для тесной связи между участниками детского коллектива.
Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий говорит по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
«Ветер дует на…»
Цель: создание условий для умения видеть и чувствовать каждого.
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее.
«Солнце»
Цель: формирование чувства единения друг с другом.
Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно пририсовать к солнцу как можно больше лучей.
«Лужок с цветами»
Цель: формирование чувства единения друг с другом
Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец - своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т. д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков
«Поиск»
Цель: развитие внимания, наблюдательности
Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра : «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями
.
«Собери чемодан»
Цель: развитие внимания, чувства общности
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
«Эхо»
Цель: закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.
Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.
«Почта»
Цель: способствовать сближению и объединению детей в коллективе
Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:
Ведущий: Динь – динь – динь.
Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: Откуда?
Ведущий: Из Рязани.
Дети: А что там делают?
Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т. д.)
«Что в сундучке?»
Цель: закрепление сплоченности и доверия друг к другу
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.
С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
«Опиши друга»
Цель: создание условий для умения видеть, чувствовать каждого участника коллектива, развитие наблюдательности
С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок.
Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
«Пум-пум-пум»
Цель: развитие взаимопонимания.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум-пум-пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например:
- Почему ты загадал этот «Пум-пум-пум»?
- Для чего «Пум-пум-пум» нужен?
- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?
И так далее.
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.
Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
«Почему? А потому!»
Цель: развитие умения договариваться, действовать и отвечать на вопросы сообща.
Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:
- Почему кошка часто умывается?
- Может слон жить без хобота? И др.
«Кто ты?»
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе.
Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой», и строго предупреждает:
- Кто ошибается,
Тот попадается!
Кто засмеётся,
Тому плохо придется!
Далее следует диалог, например:
- Кто ты?
- Метла.
- А что ты ел сегодня утром?
- Метлу.
- А на чем ты приехал в детский сад?
- На метле. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся, водящий меняется.
«Путешествия Незнайки»
Цель: развитие наблюдательности
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает детям игрушку и говорит:
- Ребята, к нам в гости заглянул Незнайка. Он побывал во многих детских садах. Слушайте его и постарайтесь отгадать, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром, или вечером) это было.
Примеры:
- Зашел Незнайка в комнату, где дети:
засучивают рукава, намыливают руки, вытираются;
расстегивают пуговицы, снимают и складывают одежду,
потягиваются, успокаиваются, отдыхают, спят;
пляшут, поют, слушают, притопывают, кружатся, кланяются;
маршируют, приседают, пролезают, спрыгивают.
- Был Незнайка в детском саду, когда дети:
приходят, здороваются, переобуваются, заходят в группу;
одеваются, прощаются, уходят;
купаются, загорают, ходят босиком;
лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах;
«Что было бы, если бы я …»
Цель: развитие воображения, фантазии, умения открыто высказывать свои чувства и желания
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого угодно. Например:
Что было бы, если бы по волшебству Феи ты стал…
артистом, то сыграл бы роль…
художником, то нарисовал бы…
воспитателем,то…
цветком, то радовал бы….
«Художник слова»
Цель: формирование чувства единения друг с другом
Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого-либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
учитывая уровень развития вербального воображения детей.
№ Тема Цель Дата
1.
2.
3.
4. «Ладошка к ладошке»
«Липучки»
«Ласковое приветствие»
«Паровозик» Создание условий для тесной связи между партнерами.
Отработка коммуникативных навыков детей.
Создание положительной эмоциональной обстановки.
Развитие желания играть сплоченно в команде. Сентябрь
5.
6.
7.
8. «Дотронься до…»
«Змея»
«Дружба начинается с улыбки»
«Комплименты» Создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива.
Развитие желания играть сплоченно в команде.
Создание условий для тесной связи между участниками коллектива.
Создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе. Октябрь
9.
10.
11.
12. «Поварята»
«Ветер дует на …»
«Солнце»
«Змея» Создание условий для тесной связи между участниками коллектива.
Создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива.
Формирование чувства единения друг с другом.
Формирование чувства единения друг с другом. Ноябрь
13.
14.
15.
16. «Лужок с цветами»
«Поиск»
«Что случилось?»
«Пантомимические этюды» Формирование чувства единения друг с другом.
Развитие внимания, наблюдательности.
Формировать умение улавливать эмоциональный настрой другого.
Развитие наблюдательности, пластики движений. Декабрь
17.
18.
19.
20. «Собери чемодан»
«Эхо»
«Почта»
«Что в сундучке?» Развитие внимания, чувства общности.
Закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.
Способствовать сближению и объединению детей в коллективе.
Закрепление сплоченности и доверия друг к другу. Январь
21.
22.
23.
24. «Я начну, а вы продолжите»
«Опиши друга»
«Пум-пум-пум»
«Почему? А потому!» Формирование навыков сотрудничества, умения договариваться.
Создание условий для умения видеть, чувствовать каждого участника коллектива, развитие наблюдательности.
Развитие взаимопонимания.
Развитие умения договариваться, действовать и отвечать на вопросы сообща. Февраль
25.
26.
27.
28. «Кто ты?»
«Путешествие Незнайки»
«Что было бы, если бы…»
«Художник слова» Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе.
Развитие наблюдательности.
Развитие воображения, фантазии, умения открыто высказывать свои чувства и желания.
Формирование чувства единения друг с другом. Март
29.
30.
31.
32. «Лужок с цветами»
«Собери чемодан»
«Эхо»
«Солнце» Формирование чувства единения друг с другом.
Развитие внимания, чувства общности.
Закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.
Формирование чувства единения друг с другом. Апрель
Апрель
33.
34.
35.
36. «Поиск»
«Пум-пум-пум»
«Почта»
«Художник слова» Развитие внимания, наблюдательности.
Развитие взаимопонимания.
Способствовать сближению и объединению детей в коллективе.
Формирование чувства единения друг с другом. Май