Анастасия Иванова
Картотека игровых упражнений по разделу «Количество и счёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения
по разделу «Количество и счёт»
для детей младшей группы
Игра «Разноцветные фонарики»
Материал: фонарики синего, желтого, зеленого, красного цветов.
Ход: Воспитатель раздает детям по разноцветному фонарику, спрашивая при этом, сколько у каждого в руках, сколько у соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись, пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» - «Много», - «Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонарики (дети присели, погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько фонариков у Тани». Дети отвечают.
Публикация «Картотека игровых упражнений по разделу „Количество и счёт“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, а воспитатель спрашивает: «Сколько всего фонариков в коробке?».
Игра «Мячики Петрушки»
Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.
Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).
Ход: Петрушка приносит детям корзину с мячами.
Воспитатель. Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка? (Петрушка высыпает мячи на пол; по его просьбе дети берут по одному мячу; по очереди обращаясь к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (ни одного.) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей? (сложить мячи в корзину). Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?
Игра «Поезд»
Материал: игрушки по темам «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки».
Ход: В разных местах группы расставлены игрушки по темам «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки». Дети, встав друг за другом, образуют паровоз и вагоны. Поезд готов к отправлению. Воспитатель спрашивает, сколько получилось паровозов, сколько вагонов. Раздается сигнал – и поезд начинает движение. Подъехав к зоопарку, останавливается. Воспитатель спрашивает: «Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?». Дети называют: «Один мишка, один лев, много обезьян» Поезд вновь отправляется в путь. Следующая остановка около «Дома посуды». Дети рассказывают какая посуда продается: «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, один кувшин, много ложек, много вилок». Третья остановка около «Дома игрушек». Игра продолжается.
Игра «Медведь и пчелы»
Материал: стулья по количеству детей, маски медведя и пчел.
Ход: Дети сидят на стульчиках – пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня – пчелка, Ира – пчелка, Валя – пчелка, Света – пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,- отвечают дети. «Сережа будет медведем, - говорит воспитатель и спрашивает: - Сколько медведей?» - «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка – много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь – пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» - «Одна». – «Не поймал медведь пчелок и пошел спать». Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много».
Игра угости Мишку конфетами»
Материал: двухполосные карточки.
Ход: - Найдите у себя на подносах мишек и разложите их на верхних полосках карточек.
- Сколько у вас мишек?
- Давайте угостим их конфетами.
Воспитатель раздает детям конфеты (на одну больше, чем мишек).Малыши раскладывают конфеты на нижних полосках карточек (под каждым мишкой). Ребята отвечают:
- Сколько у вас конфет?
- Всем мишкам хватило конфет?
- Чего больше: мишек или конфет?
- Чего меньше: конфет или мишек?
- Как сделать так, чтобы конфет и мишек стало поровну? (дети уравнивают количество конфет и мишек).
Игра «Ёжики»
Материал: двухполосные карточки, синие круги, ежики.
Ход: Воспитатель предлагает детям помочь ежикам спрятаться в свой домик. «Кладем на верхнюю полоску три ежика, а на нижнюю полоску кладем 2 кружка. Это будут норки для ежиков». – «Сколько ежиков у вас лежит на верхней полоске?» - «Три» - «Сколько норок у вас на нижней полоске?» - «Две» - «Давайте спрячем ежиков в норки. Всем ли хватило норок?» - «Нет» - «Что надо сделать, чтобы все ежики были в норке?» - «Надо добавить еще оду норку» - «Правильно, давайте спрячем ежика» - «Теперь все ежики в норках?» - «Да».
Игровые упражнения
по разделу «Количество и счёт»
для детей в средней группе
Игра «Найди себе пару»
Материал: карточки с изображениями 1, 2 или 3 одинаковых предметов.
Ход: Воспитатель дает каждому ребенку по карточке с изображениями от 1 до 3 предметов. Дети разбегаются по площадке. По другому сигналу «Найди себе пару!», дети, имеющие одинаковые карточки, становятся в пары.
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя. И снова по сигналу находят себе в пару другого ребенка с такой же карточкой.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Игра «Найди свой домик»
Материал: 4 обруча, 4 большие и маленькие по количеству детей карточки с изображениями 1, 2, 3 или 4 предметов.
Ход: Раскладываются домики – 4 обруча с лежащим в нём карточками с изображениями от 1 до 4 предметов. Каждому ребенку дается по одной карточке с определенным количеством тех же предметов. По сигналу воспитателя: «Идём гулять!» ребята ходят по всей площадке. Воспитатель тем временем меняет фигуры местами. На сигнал «Найди свой домик!» дети находят свой домик. Игра повторяется 3-4 раза. Поощрить тех ребят, которые нашли свой домик первыми.
Игра «Едем на поезде»
Материал: изображения 5 вагонов и кабины машиниста, фланелеграф.
Ход: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из картинок, которые лежат на столе. Педагог прикрепляет кабину машиниста к фланелеграфу, дети по очереди прикрепляют вагоны. Затем педагог предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Уточняет какой по счёту красный «вагон» (чёрный, фиолетовый и т. д.); «вагон» какого цвета стоит третьим (вторым, четвертым и т. д.); какой по счёту «вагон» стоит между розовым и красным? и т. д. Затем объявляется техническая станция, дети закрывают глаза, а педагог убирает один вагон или меняет их местами. Когда дети открывают глаза, задает вопрос: «Что изменилось?», «Которым по счету был красный вагон?», «Оля, исправь, пожалуйста».
Игра «Матрешки»
Материал: цветные косынки (красная, зеленая, желтая, синяя).
Ход: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья, четвертая». Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешка, и выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется 3-4 раза. 1-2 раза меняется ведущий.
Игровые упражнения
по разделу «Количество и счёт»
для детей в старшей группе
Игра «Домики»
Демонстрационный материал: карточка с изображением разных домиков и таблица с цифрами до 6
Раздаточный материал : карточка с изображением разных домиков и таблица с цифрами до 6, каждому ребенку
Ход: «Посмотрите, что я вам принесла. Это домики, но вот беда строитель забыл сколько домиков он построил. Посчитай сколько одинаковых домиков и отметь галочкой в окошке!»
Игра «Назови правильно цифры»
Материал: иллюстрации к сказкам с разным количеством изображенных героев
Ход: -«Ребята, художник прислал вам красивые картинки! Посмотрите и сосчитайте, сколько героев изображено на каждой картинке?»
Если дети затрудняются, то помогаю найти всех героев.
Игра «Зажги свет в окошке»
Демонстрационный материал: многоэтажный домик с прорезями в окошке, в окошках живут человечки
Ход:- «Ребята, в волшебной стране наступил вечер. Давайте узнаем, кто там живет!»
Предлагаю детям ответить на вопросы:
-Кто живет на 3 этаже во 2 окне при счете справа?;
-Кто живет на 1 этаже в 3 окне при счете слева?;
-Кто живет на 2 этаже в 1 окошке при счете справа?;
-«Ребята, мы узнали, кто живет в волшебной стране. Молодцы!»
Игра «Назови правильно цифры»
Материал: иллюстрации к сказкам с разным количеством изображенных героев
Ход: -«Ребята, художник прислал вам красивые картинки! Кого же он нарисовал?»
Предлагаю детям ответить на вопросы:
- Кто нарисован слева от дедушки?
- Какой герой на 4 месте при счете справа?
- Кто 1-ый при счете слева?
и т. д.
-«Правильно! Какие вы умные, всех героев назвали!»