Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика:
«Осенние листочки»
Лексика :
I. Осень, листья, урожай, птицы.
Желтый, красный, зеленый, холодный.
Дует, летят, идет.
II. Урожай, осень, похолодание, спячка, название месяцев, листопад, отлет, заготовка.
Желтый, красный, зеленый, коричневый, хмурый, пасмурный, моросящий, холодный.
Моросит, дует, срывает, улетают.
III. Осень, дождь, туман, туча, ветер, ночь, утро, вечер, трава, листья, круг, квадрат, треугольник.
Круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть.
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, третий, на, в, у, под.
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Музиком»
«Осеннее дерево» - развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Следить, чтобы вдох ребенок делал через нос, а выдыхал через рот, чтобы не надувал щеки. Выдох воздуха должен быть длительным и плавным. При выдохе листья на дереве должны закачаться.
«Осенние листочки» - развитие голоса.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
Общая и мелкая моторика:
I-II «Осень»
Теплое лето уже не вернешь,
Дети качают головой, выражая грусть.
Небо нахмурилось, капает дождь.
Стучат указательным пальцем одной руки по ладошке другой.
Листья осенние тихо летят.
Бегут по кругу.
К нам идет осень, несет листопад.
Выполняют плавные движения руками вверх-вниз.
«Осенние листья»
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Маме осенний букет отнесем.
«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.
III. «Дождик»
Капля раз,
Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два.
Прыжок.
Очень медленно сперва.
4 прыжка.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
8 прыжков.
Мы зонты свои раскрыли.
Руки развести стороны.
От дождя себя укрыли.
Руки полукругом над головой.
«Осенние листья» (см. выше)
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Осенние звуки» - пополнение словаря звукоподражаний ( ветер дует: у-у-у; дождь идет: кап-кап; идем по лужам: шлеп-шлеп).
«Осенью» - пополнение номинативного и предикативного словаря, употребление в речи названия времени года «осень», совершенствование способности слушать речь взрослого, сопровождать речью свои действия, развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, целенаправленного ротового выдоха, общей моторики.
- Катя и Бобик очень любят осень.
Педагог предлагает детям пройти на ковер, где заранее разложены осенние листья.
- Осенью дует сильный ветер. Подуем, как ветер. Что делает ветер?
- Ветер качает деревья. Деревья наклоняются к земле. Покажем, как гнуться деревья. Что делают деревья?
- Ветер срывает с веточек листочки. Листочки летят, кружатся в воздухе. Покружились, как листочки. Что делают листочки?
- Осенние листочки падают на землю. Начинается листопад. Присядьте, дотроньтесь до пола.
- Бобик бегает по осенним листочкам и шуршит ими. Покажите руками, какая туча.
- Капает холодный осенний дождь. Что делает дождь?
Педагог открывает зонтик.
- Прячьтесь под мой зонтик. Возьмите с собой Катю и Бобика. Дождик капает: «кап-кап, кап-кап». Постучите пальчиком по ладошке. Как капает дождик?
- Дождик становится все сильнее. Нам пора в садик.
«Листопад» - уточнение значения предлогов «на», «в», «под», активизация их в разговорной речи.
II. «Картинки осени» - знакомство с признаками осени.
Педагог показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети должны его закончить, опираясь на картинку. Затем они повторяют предложение полностью.
Осенью бывает (дождь).
Осенью бывает (листопад).
Осенью бывают (грибы). И т. д.
Игра с мячом «Лето или осень?» - закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов.
Педагог и дети стоят кружком.
Педагог говорит:
- Если листики желтеют – это…
И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит и говорит, бросая его обратно педагогу:
- Осень.
Педагог продолжает:
- Если птицы улетают – это… и т. п.
«Будь внимательным» - учить быть внимательными, стараться запомнить признаки осени; знать признаки осени, уметь выделять их в стихотворении; по выделенному признаку выбирать обозначающую его картинку.
Педагог предлагает детям послушать стихотворение об осени, быть очень внимательными, стараться запомнить все перечисленные признаки осени, чтобы отобрать из предложенных картинок те, которые обозначают эти признаки. Самый внимательный награждается как знаток природы.
- Что такое осень?
У кого мы спросим?
Осень – это тучи, лужи и дожди,
Слякоть, непогода,
И тепла от солнца
Ты уже не жди.
- Осень – это листьев
Чудо – разноцветье,
Нити паутинок,
Хризантем цветенье.
Осень – это птицы
К югу улетели,
Это листопада
Плавное круженье.
- Осень с урожаем
Овощей и фруктов,
С теплою одеждой,
Крышей из зонтов,
С вянущей травою,
Спячкою медведя,
С множеством запасов
Средь густых лесов.
- Осень – это шубка
Теплая у зайца,
Нет уж насекомых,
Спрятались они.
Первый снег и стужа,
Первый лед на лужах,
Ночи все длиннее
И короче дни.
«Угадай по признаку/действию» - обогащение словарного запаса по теме.
- Льет, моросит, крапает.
- Краснеют, желтеют, опадают.
- Дубовые, кленовые, липовые.
- Сильный, пронизывающий, холодный.
- Дуб, липа, ива, береза.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
«Один – много» - образование множественного числа существительных: зонт – зонты – много зонтов; облако, туча, лужа, листик.
«Закончи предложения» - согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
- Дождь идет, дожди … (идут); лист падает, цветок вянет, птицы улетает, ветер дует, дожди идут, листья падают, цветы вянут, птицы улетают, ветры дуют.
III. «Подбирай, называй, запоминай» - подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое) - хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое) -.
Ветер осенью (какой) -.
Дождь осенью (какой) -.
Листья осенью (какие) -.
Осенью листья (что делают) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает) -.
Осенью солнце (что делает) -.
Осенью птицы (что делаю) -.
«Закончи предложение». Закончить предложение словом во множественном числе:
Пришла золотая осень.
Ветер раскачивает …
На деревьях пожелтели …
На небе много …
Очень часто моросят …
После дождя много …
«Что делает? Что делают?» - употребление глаголов в единственном и множественном числе.
Осень что делает? (приходит, наступает)
Ветер осенью что делает?
Листья осенью что делают?
Тучи на небе что делают?
«Какая? Какое? Какие?» - употребление в речи слов-определений.
Осень какая? (золотая, ранняя, прохладная, тёплая, поздняя, разноцветная, холодная)
Листья осенью какие?
Небо осенью какое?
Ветер осенью какой?
«Сосчитай до 5» - согласование существительных с числительными.
Одна лужа, две лужи, три … четыре … пять ….
Одна туча, две … три … четыре … пять …
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Мячик о мячик»
Ребенок стучит мячик о мячик, на слово педагога «ай» прячет мячики за спину.
«Часики» (Железнова)
Подвижная игра - песенка «Тише, тише» (Хисматуллина)
II. «Повтори потешки»
Желтенький листочек улетел в садочек.
Птички полетели, песенку запели.
Дима очень-очень рад: он увидел листопад.
«Повтори дружные слова»
Листочки – грибочки; фрукты – продукты; помидор – мухомор; листопад – снегопад; птички – синички.
«Осень»
Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в так стихотворения «Осень».
Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла…
«Дождик»
Дождик, дождик, припусти,
Дети, проговаривая закличку, взмахивают кистями рук сверху вниз – 4 раза.
А я сяду под кусты.
Садятся на пол.
III. «Спрячь слоги в ладошки»
Педагог начинает игру:
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.
Педагог произносит слова (см. лексический материал по теме «Осень», а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.
«Здравствуй осень!»
Педагог читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед-назад).
Здравствуй осень, здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, осень, спросим
- Что в подарок принесла?
Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения «Здравствуй осень» с помощью слога «та» :
та-та, та-та, та-та, та-та, та-та-та, та-та, та-та, та-та-та-та, та-та, та-та— та-та-та-та, та-та-та?
«Листопад»
На каждую строчку четыре шага в такт.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Ритмическая игра «Осенние листья»
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур-шур-шур, шур-шур-шур.
Ритмично потирают ладонью о ладонь.
И с деревьев их разносит.
Поиграет, снова бросит:
У-у-у, у-у-у.
Ритмично скрещивают поднятые вверх руки.
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит:
У-у-у, у-у-у.
Делают круговые движения указательными пальцами.
То к земле прижмет, погладит,
Вдруг на веточку посадит:
Так-так-так, так-так-так.
Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук.
Соберет большую кучу,
Убежит и сядет в тучу.
Ритмично сжимают и разжимают руки.
Связная речь:
II. Мнемотаблица «Подарки осени»
III. Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.
«Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!»
Мнемотаблица «Осень»
Художественная литература:
И. Бунин «Листопад»
М. Ивенсин «Падают листья»
З. Александрова «Дождик»
И. Мазин «Осень»
Г. Скребицкий «Осень»
М. Волошин «Осенью»
К. Ушинский «Спор деревьев»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Просмотр м/ ф: «Осенние корабли», «Осенняя рыбалка», «Синичкин календарь. Осень», «Смешарики. Фанерное солнце»
Игры с природными материалами:
I. «Шишки, словно ежики»
Шишки, словно ежики,
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
Игра с песком «Дождик»
Ребенку предлагается «сыпать» поочередно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.
Дождик, дождик крапал, капал, лил
И по улице бродил.
Намочил он всех прохожих,
Друг на друга не похожих.
Лишь под зонтик не попал:
Капнул в лужу и пропал!
II. Игра с песком «Туча»
Рисуем контур тучи и капельки – точки.
Тучу толстую с дождем
Сизым цветом обведем.
Брюшко пощекочем –
Туча загрохочет:
«Трам-бам-бам! Тарарам!
Вот сейчас вам задам!»
«Кап-кап-кап!» - дождь льется.
Зонт раскрыть придется.
Игра с водой «Теплая - холодная»
Дидактические игры:
I. «Обведем листочек» - сенсорное развитие.
У каждого ребенка на столе - лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин педагога:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Карандашик я найду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Я листочек обведу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Мой листочек небольшой.
Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,
Ветер, ветер, ты не дуй!
Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Ты, листок, не улетай!
Дети вместе с педагогом повторяют зачин, после чего приступают к работе.
«Найди одинаковые солнышки, тучки на небе» - развитие зрительного внимания.
II. «Что нам осень подарила» - расширение знаний о временах года, основных приметах осени : пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи; учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета.
«Разноцветные тучки» - развитие умения сравнивать предметы по цвету, воспитание зрительного внимания, закрепление названий основных цветов.
Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.
III. «Возвратим осени память» - закрепление у детей знаний о признаках осени.
«Что изменилось?» - развитие произвольного внимания и кратковременной памяти.
«Подбери цвета и оттенки к времени года (осени)» - развитие зрительной памяти, цветовой зоркости.
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья»
Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.
Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.
Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Сюжеты:
«Приготовим малышу обед»
«Малыш проснулся»
«Идем в гости»
«Куклы собираются на прогулку»
«День рождения куклы»
Театрализованные игры:
«Веселый Старичок-Лесовичок» - учить пользоваться разными интонациями.
Педагог читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух!
Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
Го-го-го да буль-буль-буль!
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
fb-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
Игра проводится несколько раз.
Театр «Как заяц готовился к осени»
Конструктивные игры:
I. «Мостик» - учить детей использовать в своей постройке различный материал, развивать навыки строительства.
II. «Конструируем из палочек» - развитие логического умения детей.
III. «Построй по модели» - учить детей строить конструкции по готовой модели.
Подвижная игра:
II. «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания.
Инвентарь: 3 ведерка, шишки сосновые - 20 шт., желуди - 20 шт., грецкие орехи - 30 шт.
Дети строятся в шеренгу на одной стороне площадки по командам. 1-я команда – «шишки, 2-я – «желуди»,3-я – «орехи». Необходимо, чтобы в командах было равное число игроков - по 4-6 человек. Около команд педагог ставит по одному ведерку. На расстоянии 3-4 м от команд педагог вперемешку рассыпает шишки, желуди и орехи. Педагог произносит текст:
Принес из леса муравей
Мешок подарков для детей.
Эй, ребята, не зевайте!
Подарки леса собирайте!
После слов педагога дети начинают собирать плоды деревьев в ведерки - каждая команда в свое ведерко.
Примечания. 1. Площадка для игры должна быть ровная, без ям (покрытие - утрамбованный песок, мелкий гравий, асфальт).
2. После сбора плодов педагог вместе с детьми проверяет содержимое всех трех ведерок, делает замечания, указания. 3. Дети при переноске плодов берут в руку только по одному плоду, переносят в свое ведерко и только потом берут следующий плод.
«Дождик, дождик» - учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу педагога.
Стулья расставлены по кругу, их на один меньше, чем играющих. Дети ходят в середине круга и говорят:
Дождик, дождик, что ты льешь,
Погулять нам не даешь?
После этого дети бегут к стульчикам. Тот, кому не хватило стульчика, проиграл.
III. «Осень в лесу» - развивать внимание, приучать детей действовать по сигналу педагога.
По сигналу «Звери гуляют» - дети бегают в разных направлениях по всему «лесу». «Насекомые» - садятся на корточки и закрывают голову руками; «Медведь» - ходят, изображая медведя, округлыми руками показывая, что он толстый. «Белка» - приседают, имитируя сбор грибов, орехов. «Заяц» - стоят на месте, отряхивая линяющий мех.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Ветерок»
Ветерок, нас не пугай,
Грозят пальчиком правой руки, левая рука - на поясе.
Лучше с нами поиграй.
Хлопают в ладоши.
Тучки с неба прогони,
Поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону.
С земли лужи убери.
Наклоняются вперед, машут руками вперед-назад.
Начался листопад,
Листья по ветру летят.
Кружатся на месте.
Раз листочек, два листочек,
Покатились вдоль обочин.
Легкий бег по кругу друг за другом.
Дунул раз, дунул два,
Разлетелись кто куда.
Разбегаются по площадке врассыпную. Присаживаются на корточки, руками обхватывают колени.
III. «Осенние цвета»
Выбирается водящий.
«Эй, Ванюша, посмотри –
Мы пускаем пузыри:
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой!»
Водящий загадывает цвет, стоя спиной к остальным игрокам. Детям необходимо либо найти загаданный цвет на своей одежде и предъявить его водящему, либо постараться пробежать мимо него. Первый пойманный водящим игрок занимает его место. Начинаем с «осенних цветов».
Игра малой подвижности:
I. «Солнце, дождик» - учить детей действовать согласно словесной инструкции.
Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре круга находится педагог, дети идут по кругу друг за другом, внимательно слушая команды педагога, и выполняют следующие движения:
* по команде «Солнце!» идут по кругу на носках, руки поднимают вверх;
* по команде «Дождик!» останавливаются, складывают руки «домиком» над головой (руки согнуть в локтях, пальцы рук касаются друг друга).
II. «Солнце, дождик, ветер» - учить детей действовать согласно словесной инструкции.
Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре круга находится педагог, дети идут по кругу друг за другом, внимательно слушая команды педагога, и выполняют следующие движения:
* по команде «Солнце!» идут по кругу на носках, руки поднимают вверх;
* по команде «Дождик!» останавливаются, складывают руки «домиком» над головой (руки согнуть в локтях, пальцы рук касаются друг друга);
* по команде «Ветер!» бегут по кругу в медленном темпе. Примечание. На начальном этапе разучивания игры педагог повторяет команды подряд; по мере усвоения детьми команд - вразбивку.
III. «Цветные команды» - воспитывать внимание и организованность.
Педагог показывает цветные карточки. Детям нужно сказать, что бывает осенью такого цвета, придумать соответствующие движения. Например, зеленый – трава – идем, высоко поднимая колени; синий – вода, лужи – перешагиваем; серый – волк – остановиться, присесть (спрятаться); оранжевый – солнце – потянуться к солнцу.
Психогимнастика:
«Деревца». Регуляция мышечного тонуса мышц рук и плечевого пояса.
Дети стоят в кругу.
Деревце веточки к солнышку тянет,
Дети поднимают руки вверх и тянутся кверху.
А без воды наше деревце вянет.
Дети опускают расслабленные руки вниз, слегка нагибаются и свободно покачивают руками.
«Дождик». Регулирование мышечного тонуса.
Дождя давно не было, и растения завяли. Сначала опустили головки, потом листики, а потом весь стебелек согнули до самой земли. (Опускают головы, руки вдоль туловища, садятся на корточки). Вдруг пошел дождь, растения начали оживать. (Медленно опускаются). А после подул ветер, стебельки закачались, зашумели. (Покачивают руками и произносят [ш] – вдох и длительный выдох с произношением [ш-ш-ш]). Ветер затих, успокоились (Неторопясь, опускают руки).
Упражнение для мышц шеи :
«Повернись и приглядись». Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону – вдох носом, при возвращении в исходную позицию – выдох ртом.
Мимическое упражнение :
«Наряд осени». Любуемся красивым нарядом осени : «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
«Осень». Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя осень грустная, печальная. Изобразить плачущую осень.
Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:
«Шли, шли к Мишкиной берлоге подошли». Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрыть и закрыть рот.
Упражнение для губ и щек :
«Осенний лес». Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
Самомассаж:
Массаж бедер «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Дети, сидя на стульчиках, легко, в ритме стихотворения постукивают по бедрам.
Лужу резал, лужу резал,
Делают пилящие движения ребрами ладоней.
И устал, и перестал.
Поглаживают ладошками.
Массаж спины «Дождь»
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Поглаживание спины ладошками.
Загадки:
* Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все, когда бывает?
(Осенью)
* Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Туча)
* Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья)
* Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
* Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер)