Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Дары осени — овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика:
«Во саду ли, в огороде»
Лексика :
I. Овощи, помидор, морковь, огурец, огород.
Собирать, копать.
Красный, зеленый, большой – маленький.
II. Овощи, морковь, огурец, помидор, капуста, свекла, лук, картофель, огород, урожай, грядка.
Собирать, копать, срезать.
Красный, оранжевый, зеленый, коричневый, круглый, треугольный, большой – маленький, длинный – короткий.
III. Огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, огурец, помидор, репа, клубень, ботва, круг, квадрат, треугольник.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Дары осени — овощи“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, коричневый, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый.
Собирать, таскать, копать, срезать.
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева, справа, посередине, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под.
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Заяц - огородник»
«Подуй на ботву» - развитие физиологического дыхания.
Педагог учит, что сначала надо сделать вдох носом, а затем с силой выдохнуть через рот таким образом, чтобы зашевелились листики у овощей.
«Огорченные овощи» - развитие речевого дыхания.
Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель : «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»
Общая и мелкая моторика:
I-II «Мы приходим в огород»
Мы приходим в огород.
Дети шагают.
Сколько овощей растет!
Разводят руки в стороны, удивляются.
Раз, два, три, четыре, пять –
Что мы будем собирать?
Шагают.
Помидоры, лук, капусту.
Хлопают в ладоши.
И на грядках станет пусто!
Разводят руки в стороны.
«Помидорка»
В ручки помидорку возьму,
Пальцами ее сожму.
Меж ладошек покатаю,
Вверх подброшу и поймаю.
Дети выполняют соответствующие тексту движения.
III «Огородники»
Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Мы водой прохладной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали.
Выполняют имитирующие движения.
Семена редиса в землю мы сажали
Наклоны вперед.
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!
Повороты вправо-влево.
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла
«Шагаем» указательным и средним пальцем по столу.
Хозяйка с базара домой принесла:
Загибаем по очереди пальцы на руках.
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох, Петрушку и свёклу.
Ох.
Хлопок в ладоши.
Вот овощи спор завели на столе
Сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках.
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Загибаем по очереди пальцы на руках.
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох.
Хлопок в ладоши.
Хозяйка тем временем ножик взяла
Раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки.
И ножиком этим крошить начала:
Загибаем по очереди пальцы на руках.
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох, Петрушку и свёклу.
Ох.
Хлопок в ладоши.
Накрытые крышкой, в душном горшке
Накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки.
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Загибаем по очереди пальцы на руках.
Картошка, Капуста, Морковка,
Горох, Петрушка и свёкла.
Ох.
Хлопок в ладоши.
И суп овощной оказался неплох!
Гладим себя ладошкой по животу.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Изобрази овощи» - развитие мимических движений, воображения.
- Ребята, давайте превратимся в круглый помидор. Надуем щечки.
- Втянем щеки. Станем похожими на огурец.
- Наморщим нос и сдвинем брови. Превратимся в горький лук.
- Превратимся в капусту. Надуем щечки. Покажем руками, какая она круглая.
«Чего не стало?» - формирование навыка образования форм родительного падежа существительного, развитие зрительного внимания и памяти.
Педагог предлагает подойти к столу, на котором лежат (2, 3, 4) овоща. Просит по возможно назвать детей овощи. Или говорит название, а дети показывают овощ. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает один овощ и спрашивает :
- Чего нет?
«Спрячем овощи» - совершенствование способности выполнения инструкций педагога.
Положите овощи на стол. Заранее приготовьте все необходимые предметы. Предложите ребенку спрятать овощи. Давая инструкции, выделяйте голосом предлоги.
- Спрячь помидор в коробку. Куда ты спрятал помидор?
- Спрячь картофель в кастрюлю. Куда ты спрятал картофель?
- Положи огурец на стол. Куда ты положил огурец?
II. «Корзина с овощами» - формирование навыка фразовой речи.
На столе корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-либо овощ, показывают его ребятам и говорят: «В корзине лежит помидор».
«Овощи - малютки» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- У меня помидор, а у Тани (помидорчик, потому что он (маленький, малютка). И т. д.
«На столе или в столе» - составление предложений. Практическое усвоение в речи предлогов «на» и «в», дифференциация этих предлогов.
Педагог берет два овоща, один кладет на стол, а другой – в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией: «Помидор лежит на столе, а морковка в столе». Дети повторяют предложение за педагогом, а следующее предложение пробуют составить сами. При необходимости педагог помогает.
«Один - много» - образование существительных в единственном и множественном числе.
III. «Назови цвет, форму» - согласование существительных с прилагательным.
Морковь (какая) - оранжевая, овальная.
Помидор (какой) -.
Огурец (какой) -.
И так далее.
«Посчитай» - согласование числительных с существительными.
1 помидор, 2 помидора, 3. , 4. , 5 помидоров.
1 огурец, 2. , 3. , 4. , 5.
1 репа, 2. , 3. , 4. , 5.
1 кабачок, 2. , 3. , 4. , 5.
И так далее.
«Один-много» - употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови.
И так далее.
«Измени по образцу» - употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.
Растет - растут.
Зреет -.
Зеленеет -.
Краснеет -.
Сажает -.
Копает -.
Окучивает -.
Рыхлит -.
Поливает -.
Убирает -.
Спеет -.
«Измени по образцу» - изменение глаголов прошедшего времени по числам.
Что делал? -- Что делала? -- Что делали?
Сажал -- Сажала -- Сажали
Копал --. --.
Поливал --. --.
Рыхлил --. --.
Окучивал --. --.
Собирал --. --.
«Какой сок?» - образование относительных прилагательных.
Сок из огурца - огуречный.
Сок из моркови - морковный.
Сок из лука - луковый.
И так далее.
«Какие овощи?» - учимся образовывать отглагольные прилагательные.
Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные.
А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные.
Если овощи потушить, то они будут.
Если морковь парить, то морковь будет.
Если огурцы посолить, то они будут.
Если помидоры мариновать, то они станут.
Если капусту квасить, то капуста будет.
«Многозначное слово». Объяснить, что слово «лук» имеет два значения.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Найди колокольчик»
Дети садятся на стульчики, под одним из которых находится колокольчик. Педагог просит заглянуть под стульчики. Ребенок, нашедший колокольчик, поднимает его вверх и звенит. Педагог прикрепляет к магнитной доске изображение девочки.
- Это Надя. Она хочет поиграть с колокольчиком.
Педагог обращает внимание детей на звучание колокольчика.
- Где звенит колокольчик?
Затем педагог просит детей закрыть глаза, передвигается с колокольчиком по групповой комнате и предлагает показать, где звенит колокольчик.
«Хлопаем - шлепаем» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Ты похлопай вместе с нами» (Железнова)
II. «Дети в огород ходили»
Хлопки в такт стихотворения.
Дети в огород идут,
А там овощи растут.
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
«Разноцветные флажки»
Педагог выстраивает детей в шеренгу перед собой и раздает им по два флажка разного цвета.
- А сейчас мы поиграем в новую игру. Я проверю, умеете ли вы различать длинные и короткие слова. Если я скажу длинное слово, вы поднимите красный флажок. Если я скажу короткое слово, вы поднимите синий флажок.
Педагог произносит слова: «лук», «картофель», «репа», «петрушка», «баклажан».
«Будь внимательным!»
Дети двигают по группе в соответствии с ударами бубна, в который играет педагог: на восьмые длительности – бегут на носках, на четверти – спокойно идут.
А на грядке вдоль забора
Вдруг созрели помидоры:
И алеют шарики –
Яркие фонарики.
III. Повторение слоговых цепочек:
ут-ат, ут-ат-от; кто-кту, кто-кту-кты; га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва.
«Спрячь слоги в ладошки»
Выхлопывание слоговой структуры слов:
по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т. д.
Речевая подвижная игра
«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);
«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);
«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);
«Топ-топ-топ» (ногами левой-правой-левой).
Считалка «Овощи»
На каждую строчку считалки - четыре удара мяча об пол.
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили :
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Связная речь:
II. «Что в мешочке?»
Дети по очереди нащупывают в мешке какой-либо овощ, не вытаскивая его, сообщают: «Я нащупал лук» или «Я нащупал помидор» и т. д.
III. Составление рассказа «В огороде» по опорным предметным картинкам.
«Маша с бабушкой пришли в огород. Там грядка. Вот морковка, вот лук, вот капуста, вот свекла, вот горох. Это овощи. Бабушка нарвала гороха. Маша помогала бабушке. Какой вкусный горох!»
Художественная литература:
Стихи об овощах
Русская народная сказка «Репка»
Белорусская сказка «Пых»
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Ю. Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла…»
Просмотр м/ ф: «Веселый огород», «Фунтик и огурцы», «Раз горох, два горох», «А что ты умеешь?»
Игры с природными материалами:
I. Сухой бассейн «Горох»
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
II. «Задуй шарики в круг». Игра формирует умение детей взаимодействовать друг с другом. На двух сдвинутых столах в середине, лежат два маленьких обруча, а вокруг них комочки ваты. Задача детей задуть все комочки в обручи.
Дидактические игры:
I. «Подбери по цвету» - развитие умения подбирать предметы к цветовой гамме.
Ребенок рассматривает овощ и кладет его в корзинку, которая соответствует овощу по цвету.
«Что добавилось?» - развитие зрительной памяти и внимания.
Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.
II. «Волшебный мешочек» - развитие тактильных ощущений.
Дети по очереди нащупывают в мешке какой-либо овощ, не вытаскивая его, сообщают: Я нащупал лук. И т. д.
«Собери картинку» - формирование у детей целостного образа предмета и пространственного расположения деталей.
У каждого ребенка на столе – разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей.
Зачин педагога: «Ты внимательно смотри и картинку собери!»
После работы: «Мы с ребятами играли и картиночки собрали».
III. «Отгадайте на вкус» - учить детей различать по вкусу овощи, развивать речь; воспитывать внимание.
«Сварите вкусный борщ» - учить детей называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность.
Педагог предлагает детям «сварить» блюдо - борщ. Дети называют посуду, в которой они будут «варить» борщ, и выбирают ее среди поставленной перед ними. Вызванные дети выбирают среди положенных перед ними овощей и фруктов нужные овощи для борща и складывают их в горшок.
Дети по очереди выбирают овощи, а остальные дети знаками показывают: да или нет.
«Вершки - корешки» - формировать знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, а у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в совместном составлении растения из его частей.
Сюжетно-ролевая игра:
«Овощной магазин»
Учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.
Способствовать использованию в играх представлений об окружающем мире.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать уважение к труду взрослых, дружеское отношение друг к другу.
Закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей.
Театрализованные игры:
Этюд-импровизация «Овощная история» - совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния; формировать позитивное взаимодействие ребенка с другими участниками игры; вызвать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Жили-были на огороде овощи. Они давно уже поспели и хотели, чтобы их кто-нибудь заметил. Больше всех старался кабачок. Он был такой большой и толстый, круглый, что еле перекатывался с боку на бок и тяжело пыхтел. Дети надувают щеки, ставят руки в бок, выдувают с силой воздух и пыхтят: ух, ух. Еще немного - и наш кабачок запрыгает, как мячик. Дети делают то же, тяжело прыгая вокруг себя. Была на огороде красавица морковь. Ее длинный хвостик выглядывал из-под земли. Морковь умела красиво танцевать, помахивая хвостиком. Дети убирают одну руку за спину, другой помахивают над головой, улыбаются, потихоньку двигаясь под музыку по показу педагога. Важный толстый огурец любил ходить, сложив веселый хвостик за спиной. Огурец любил задирать высоко нос, так он важничал. Дети ходят, сложив руки за спиной, подняв голову кверху, притопывая ногами. Само доброй была картошка. Ома всем предлагала не ссориться, а дружить. Картошка была очень веселой. Дети легко прыгают, прихлопывают в ладоши и улыбаются. Овощи решили не ссориться и завели хоровод. Дети встают в круг и танцуют в хороводе, поют песню о дружбе.
Русская народная сказка «Репка»
Конструктивные игры:
I. «Дорожки для зверей» - учить строить дорожку, варьируя ее длину и ширину, приставлять кирпичики плотно друг к другу, познакомить с понятием и словом кирпичик.
II. «Забор для огорода» - учить замыкать пространство, ставя кирпичики на узкую длинную сторону близко к друг к другу, учить чередовать кирпичики по цвету.
III. «Огород» - учить детей подбирать детали для постройки в соответствии с ее назначением, замыслом, обыгрывать постройку, при необходимости вносить коррективы, дополнять строение различными деталями.
Подвижная игра:
II. «Сторож и зайцы» - развивать внимание, ловкость, прыгучесть.
На одной стороне площадки очерчивают место для «сторожа». На другой стороне обозначают домики для «зайцев». В каждом домике находятся 2-3 «зайца». «Сторож» обходит площадку - «огород», делая вид, что он разыскивает следы «зайцев», проверяет, не погрызли ли они фруктовые деревья, не съели ли морковку и капусту; затем «сторож возвращается к себе. По сигналу педагога «зайцы» выбегают из своих домиков в огород, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, присаживаются на корточки - «грызут овощи. По сигналу педагога «Сторож идет!» «зайцы» бегут в домики, а ребенок, изображающий сторожа, старается поймать кого-либо из них. Пойманного ребенка «сторож» уводит к себе. Игра повторяется два раза, после чего выбирают нового сторожа.
Примечание. В начале игры сторожа может изображать педагог.
«Репка» - развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Сверху репа зелена,
Посередке толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Идут по кругу вокруг «репки».
Раз, два, три –
Хлопают в ладоши.
Нас ты, репа, догони.
Убегают, «репка» их догоняет.
III. «Капуста» - развивать умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Обозначается огород – мелом рисуется круг. В него кладутся разные предметы – это «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из детей, выбранный хозяином, садится на корточки внутри круга рядом с «капустой». Хозяин поет, выполняя действия в соответствии со словами песни:
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли.
В огород не прибегали,
Вол и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
С окончанием песни дети пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать.
Тот, к кому хозяин огорода успеет прикоснуться рукой в огороде, выбывает из игры. Игрок, унесший из огорода больше других «капусты», становится победителей.
«Овощи» - развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Останавливаются, крутят водящего.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
Разбегаются, приседают, водящий ищет.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Урожай»
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковку натаскаем
«Таскаем».
И картошки накопаем.
«Копают».
Срежем мы кочан капусты,
«Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный,
Показывают круг руками – 3 раза.
Щавеля нарвем немножко
«Рвут».
И вернемся по дорожке.
Идут по кругу, взявшись за руки.
III. «В огороде у ребяток»
Дети образуют круг и встают лицом в его центр.
В огороде у ребяток
Много-много ровных грядок.
Шагают на месте, высоко поднимая колени.
Там растут горох и лук,
Помидоры и капуста,
Огурцы и кабачки,
Есть их очень-очень вкусно.
Выполняют «пружинку», хлопая в ладоши.
Мы с корзинкою пройдем,
Овощей мы наберем.
Идут по кругу друг за другом.
Пробежим вдоль гряд с друзьями,
Громко-громко крикнем маме:
Бегут по кругу друг за другом.
«Двери, мама, открывай!
Имитируют стук в дверь.
Мы несем наш урожай!»
Разводят руки в стороны, слегка наклоняются вперед.
Игра малой подвижности:
I. «Сторож и колокольчик» - развитие внимания, слухового восприятия.
Дети сидят в кругу. Один ребенок считалочкой выбирается на роль сторожа. Он садится в центр круга лицом вниз так, чтобы на его спине удерживался колокольчик. Один из детей, на которого молча указывает воспитатель, подкрадывается к сторожу, осторожно берет колокольчик и возвращается на своё место. После слов «Сторож, сторож, ты проспал, колокольчик твой пропал!» сторож просыпается и начинает искать колокольчик. Он внимательно смотрит на детей, пытаясь догадаться у кого колокольчик. Если сторож долго не может найти колокольчик, воспитатель говорит: «Позвони, колокольчик!» Ребенок, спрятавший колокольчик, качает его за спиной, раздаётся звон, сторож по звуку находит игрока, спрятавшего колокольчик.
II. Игра-хоровод «Кабачок» - развитие чувства ритма, формирование творческого потенциала.
Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.
III. «Угадай-ка» - развитие внимания, закрепление знаний об овощах и фруктах.
Дети образуют круг, берутся за руки. По сигналу педагога, стоящего в центре круга, начинают движение в правую сторону, произнося следующий текст:
Угадай-ка, угадай-ка,
Ну-ка с нами поиграй-ка!
Твои загадки отгадаем,
Мы овощи и фрукты знаем.
Педагог подает команду «Стоп!», дети останавливаются. Педагог называет чье-либо имя, определяя, кто из детей будет отгадывать название овоща или фрукта по описанию педагога.
Педагог. Саша, угадай! Этот овощ зеленого цвета, у него много одежек и все без застежек, внутри находится белая, сладкая кочерыжка.
Саша. Это капуста.
Педагог. Света! Этот овощ растет в земле, он красного цвета, с длинным хвостиком, кругленький, как маленький мячик.
Света. Это редис.
(И так далее.)
Примечания. 1. Педагог может взять для игры набор дидактических картинок с изображениями овощей и фруктов, необходимых для игры. 2. Если ребенок затрудняется с ответом, необходимо помочь ему, дополнить свое описание нужными уточнениями. 3. Помощь других детей при ответе допустима.
Психогимнастика:
«Овощи устали»
Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
Обмахивать лицо ладошками.
Морковка: «Эх! Эх!»
Хлопать по коленям.
Горох: «О-хо-хох!»
Легко ударять пальчиками по коленям.
Огурец: «Ух! Ух!»
Хлопать в ладоши.
Упражнение для мышц шеи :
«Подсолнух»
В огороде на дорожке,
Рисовать подбородком полукруг.
Под моим окошком,
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
Рисовать подбородком круг.
Мимическое упражнение :
«Капуста». Дети передают мимикой характер стихотворения: удивление, гордость:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
- Как же быть без хруста, если я – капуста?
Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:
«Стручок фасоли». Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»).
Упражнения для губ и щек :
«Огромная тыква». Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести»).
«Толстячки – худышки». Изобразить овощи на грядке : тыквы, кочаны капусты «толстячки»; огурцы, стручок гороха и другие - «худышки».
Самомассаж:
Массаж носа «Морковь»
Вот-вот-вот –
Морковки водят хоровод.
Потереть большими пальцами указательные.
Ава-ава-ава –
Веселая забава.
Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.
Овь-овь-овь –
Вкусная морковь.
Загадки:
* Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
(Капуста)
* Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как ее название, дети?
(Картошка)
* Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
* Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
* Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)
* Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок –
Зелененький лесок. (Редиска)
* Круглый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
* Помидору брат,
А кумачу не рад.
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.
(Баклажан)
* В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
(Помидоры)
* Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
(Огурцы)
* Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку –
Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)
* Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)