Ирина Александровна Фердерер
Картотека игр с ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Шкатулка со сказками»
Цель: развитие речи, мышления, воображения, обогащение словарного запаса.
Понадобится коробочка с 8-10 предметами.
Воспитатель предлагает вынимать произвольно предметы из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях
придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.
«Маятник»
Публикация «Картотека игр с ТРИЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель: выделение противоречивых свойства объекта.
Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.
Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно.
«Пинг – понг»
Цель: развитие умения подбирать слова - антонимы.
Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.
«Перевертыш»
Цель: развитие умения объяснять любое событие с точки зрения «хорошо – плохо».
Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения.
«Что лишнее?»
Цель: упражнение детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.
Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему.
«Робинзон Крузо»
Цель: выявление ресурсов объекта, придумывание способов использования ресурсов в проблемных ситуациях.
Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации: на необитаемом острове. Используя ресурсы какого - либо ненужного объекта (сломанные карандаши или запчасти от велосипеда, необходимо придумать, как построить жилище на острове, добыть пищу, воду и т. д.
«Учимся у сказки»
Цель: обучение формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами.
Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе.
«Что будет, если…»
Цель: развитие мышления, речи, гибкости ума, воображения, знакомство со свойствами предметов, окружающим миром.
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с
водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
«Цепочка»
Цель: развитие умения выделять признаки объектов, развитие мышления, речи детей.
Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.
«Угадай по описанию»
Цель: развитие умения по описанию определять объект, развитие
воображения, мышления, речи.
Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались о чём идёт речь.
Например: ведущий показывает одному из детей картинку огурца. Ребёнок начинает описывать его – это овощ, растёт в огороде, он продолговатой формы, зелёного цвета и т. д. Дети по этому описанию догадываются, что это огурец.
«На что похоже»
Цель: выделение общих свойств предметов.
Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам:
по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и
будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.
Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
«Волшебные картинки»
Цель: развитие воображения, мышления, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ведущий: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
«Сказка наизнанку»
Цель: развитие воображения, речи.
Это один из вариантов игры в " перевирании" сказок. Он состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.
Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.
Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов:
Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха.
«В теремок»
Цель: развитие умения сравнивать, находить схожие признаки у предметов.
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитара и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
Можно играть немного по другому, все время меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.
«Хорошо-плохо»
Цель: выделение в предметах и объектах окружающего мира положительных и отрицательных сторон.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
«Чем был - чем стал»
Цель: установление причинно-следственных связей.
1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
«Фантазия»
Цель: развитие умения находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ведущий: Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики и т. д.
«Да – нет- ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе (дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
«Где живет (работает?»
Цель: определение места обитания объекта, поиск объектов, выполняющих те же самые функции.
Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
«Назови часть предмета»
Цель: развитие умения «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
-ДОМ.
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)
«Гирлянда»
Цель: развитие умения строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
«Четвертый лишний»
Цель: обучение видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
«Уменьшаем и увеличиваем»
Цель: обогащение словарного запаса, образование существительных при помощи суффиксов: — ок, — чик, — чек, -ище.
Ведущий: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.
Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка.
То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант.
Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.