Мотина Наталья
Картотека игр по речевому развитию в средней группе с использованием игрушки Поп Ит
▼ Скачать
Картотека игр по речевому развитию в средней группе
с использованием игрушки Поп Ит.
№1Игра «Если слышишь слово»
Цель: Развивать слуховое восприятие, речевой слух.
Ход игры:
1 вариант: Воспитатель произносит слова.
Задание: дети продавливают кружок голубого цвета если услышат слово
–снег-
Публикация «Картотека игр по речевому развитию в средней группе с использованием игрушки Поп Ит» размещена в разделах
- Игрушки-антистрессы
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Поп-ит. Игрушка
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Слова: снег, мороз, снег, сугроб, снеговик, снег, валенки, снег, лед, вьюга, снег, санки, лыжи, коньки, снег, Новый год, снег, Дед Мороз, снег.
2 вариант: Задание: дети продавливают кружок фиолетового цвета, если услышат «зимнее слово» (под музыкальное сопровождение) : мороз, жара, сугроб, снеговик, валенки, ручьи, лед, вьюга, капель, санки, лыжи, коньки, снег, Новый год, Снегурочка, дождь, Дед Мороз.
2 игра «Выдели слово
Цель: Развивать слуховое восприятие, речевой слух.
Формировать фонематический слух, правильное произношение звука –з-
Ход игры:
Воспитатель произносит слова и предлагает детям продавливать кружок голубого цвета на игрушке Поп Ит если услышат слова в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.
Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
№3 Игра «Скажи наоборот»
Цель: Упражнять в умении подбирать слова-антонимы
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположные по значению к заданному слову. Когда воспитатель называет слово дети продавливают кружок на верхнем ряду Поп Ит, дети называют противоположное по значению слова и продавливают кружок под ним.
Мягкий – твердый; сладкий – горький;
Толстый – худой; голодный – сытый;
Длинный – короткий; веселый – грустный;
Тяжелый – легкий; трусливый – храбрый;
Высокий - низкий; острый - тупой;
Горячий - холодный; больной – здоровый.
4 игра «Назови ласково»
Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах
Ход игры: Воспитатель называет слово, дети продавливают кружок красного цвета на игрушке Поп Ит, ребенок образовывает слово в ласкательной форме продавливая оранжевый кружок.
Лиса - лисонька, волк - волчок,
Солнце – солнышко, ветер - ветерок,
Снег - снежок, лес - лесок,
Клубок - клубочек, петух – петушок,
Цветок – цветочек. заяц – зайчик
Белка – белочка. елка- елочка
Звезда- звездочка, санки- саночки
Шарф- шарфик, подарок- подарочек
5 игра «Кто больше назовет»
Цель: обогащение знаний и словарного запаса.
Ход игры:
Воспитатель и ребенок по очереди называют по одному слову из актуальной для ребенка категории предметов и одновременно продавливают кружок игрушки Поп Ит. Взрослый озвучивает правило: повторяться нельзя.
Примеры категорий: названия овощей, фруктов, диких и домашних животных, одежды, посуды. Упражнение можно провести в группе детей, в этом случае взрослый задает категорию и наблюдает за тем, чтобы участники игры не повторялись. Дети называют слова и передают игрушку Поп Ит по кругу.
6 игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать монологическую и диалогическую речь
Ход игры: Воспитатель называет слова. Задание: когда услышите лишнее слово продавливаете пузырек игрушки Поп Ит и назвать, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
-стол, стул, самокат, диван.
-яблоко, груша, помидор, банан.
-голубой, красный, зелёный, спелый.
-кабачок, огурец, тыква, лимон.
7 игра «У кого кто?»
Цель: закрепить употребление существительных единственного и множественного числа, называющих животных и их детенышей животных
Ход игры:
Воспитатель называет животного ребенок называет детенышей один и много. Когда дети называют одного детеныша нажимают один пузырек игрушки Поп Ит, когда во множественном числе, то «шагают» пальчиками по дорожке Поп Ит.
У медведя - …медвежонок- медвежата
У зайца - …зайчонок…-зайчата.
У лисицы - …лисенок…-лисята.
У волка - … волчонок…волчата.
У ежа - … ежонок…-ежата.
№8 Игра «Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети если слышат правильное действие нажимают один пузырек игрушки Поп Ит.
Если неправильное, то перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное, Например: «Собака лает» дети нажимают один пузырек игрушки Поп Ит.
«Собака читает.» Дети перечисляют действия соответствующие животному
№9 Игра «Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово, при этом нажать на пузырек игры Поп Ит
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша…
Ро-ро-ро — у нас новое вед…
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг…
Ре-ре-ре — стоит дом на го…
Ри-ри-ри — на ветках снеги…
Ар-ар-ар — кипит наш само…
Ры-ры-ры — детей много у го…
№10 Игра «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету, произнося слово нажимают пузырек Поп Ит заданного цвета.
Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
№11 Игра «Закончи предложение» I
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением и нажимают пузырек игрушки Поп Ит заданного цвета.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
№12 Игра «Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. При каждом правильном ответе дети нажимают пузырек игрушки Поп Ит заданного цвета.
– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
-Как можно играть с машиной? (катать, возить груз,
И т. д)
№13 Игра «Каким бывает?»
Цель: учить подбирать слова, подходящие под данное определение.
Ход игры:
Воспитатель предлагает назвать что бывает:
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка
широким — река, дорога, лента, улица …
Ребенок называет слово и нажимает пузырек игрушки Поп Ит. Выигрывает тот, кто больше назовет слов. а определить это можно по количеству «хлопнутых» пузырьков.
№14 Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры: Воспитатель называет имена существительные в единственном числе. Дети называя существительные во множественном и «идет» пальцами по пузырькам игрушки Поп Ит.
Пример: Стол – столы, стул – стулья.
Гора – горы, лист – листья.
Дом – дома, носок – носки.
Глаз – глаза, кусок – куски.
День – дни, прыжок – прыжки.
Сон – сны, гусёнок – гусята.
Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
№15. Игра «Закончи предложение» II
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Ход игры:
Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением и нажимают пузырек игрушки Поп Ит.
Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)
Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)
Бабушка сделала вкусный
салат и положила его…куда? (В салатницу)
Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу).
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
Мама пошла в магазин, чтобы… (купить продукты)
№16. Игра «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов,
Ход игры: Воспитатель называет первое слово (например, шар) и нажимает на пузырек Поп Ит, а ребёнок, называет второе слово (шарик) и нажимает на следующий пузырек игрушки.
Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
№17. Игра «Шмели — пчелы — осы»
Цель: развивать звукопроизношение, внимание, двигательную активность детей.
Ход игры: Воспитатель делит детей на три группы :
шмели (они гудят Ж-Ж-Ж, пчелы (З-З-З, осы (С-С-С).
У каждой группы есть свой домик. Воспитатель называет поочередно группу насекомых они произносят свой звук, щелкают по пузырькам игрушки Поп Ит.
Следует делать акцент в игре на звукопроизношение, чтобы «насекомые» гудели своим звуком, тише, громче и так далее.
№ 18 Игра «Выдели слово»
Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям нажимать на пузырьки игрушки Поп Ит тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика).
Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)
Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
№ 19 Игра «Какое слово услышал?»
Цель: развивать звукопроизношение
Ход игры: Воспитатель произносит чистоговорку. Задание детям: лопните пузырек на игрушке Поп Ит 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц].
-Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.
-Цапля важная носатая,
-Целый день стоит, как статуя
-Пес тоскует на цепи
А попробуй, отцепи;
-В небе коршун кружится
Третий час подряд
Но ему, разбойнику
Не украсть цыплят.
№ 20. Игра «Выдели звук –Ж-»
Цель: развивать звукопроизношение
Ход игры:
Дети произносят чистоговорку выделяя голосом звук –ж-,и
нажимают на пузырьки игрушки Поп Ит тогда, когда они проговаривают звук-ж-.
Жа - жа -жа
мы нашли в лесу ежа.
Жу – жу - жу,
Подошли мы к ежу.
Ужа - ужа - ужа,
Впереди большая лужа.
Жок - жок - жок,
Надень, ёжик, сапожок.
№ 21 Игра «Выдели звук -Б-»
Цель: развивать звукопроизношение
Ход игры:
Дети произносят чистоговорку выделяя голосом звук –б-и
нажимают на пузырьки игрушки Поп Ит тогда, когда они проговаривают звук-б-.
Ба-ба-ба – на крыше есть труба.
Бу-бу-бу - надо чистить трубу.
Бы-бы-бы - валит дым из трубы.
№ 22 Игра «Выдели звук -Р-»
Цель: развивать звукопроизношение.
Ход игры:
Дети произносят чистоговорку выделяя голосом звук –р- и
нажимают на пузырьки игрушки Поп Ит тогда, когда они проговаривают звук-р-.
Ра-ра-ра - погляди-ка, детвора.
Ря-ря-ря - взошла красная заря.
Ре-ре-ре - растёт рябина на горе.
Ри-ри-ри - клюют рябину снегири.
№ 23 Игра «Выдели звук -Ш»
Цель: развивать звукопроизношение.
Ход игры:
Дети произносят чистоговорку выделяя голосом звук –ш-и нажимают на пузырьки игрушки Поп Ит тогда, когда они проговаривают звук-ш-.
Мышонку шепчет мышь,
ты всё шуршишь, не спишь.
Мышонок шепчет мыши…
шуршать я буду, тише.
№ 23 Игра «Выдели звук -Д-»
Цель: развивать звукопроизношение.
Ход игры:
Дети произносят чистоговорку выделяя голосом звук –д-
и нажимают на пузырьки игрушки Поп Ит тогда, когда они проговаривают звук-д -.
Да-да-да – наступили холода.
Да-да-да - превратилась в лёд вода.
Ду-ду-ду - поскользнусь я на льду.
Ду-ду-ду - я на лыжах иду.
Ды-ды-ды - на снегу есть следы.
Ди-ди-ди – ну, заяц, погоди!