Дарья Клещева
Картотека игр по развитию творческой активности посредством технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ
1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Публикация «Картотека игр по развитию творческой активности посредством технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Упражнение «Волшебные кляксы»
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
3. Игра – «Неоконченный рисунок»
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
4. Упражнение «Волшебники»
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
5. Игра «Разные сказки»
Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
6. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
«Волку не удалось съесть козлят, потому что…»
7. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.
Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.
8. Игра «Сказочное животное (растение)»
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
9. Ира «ДА-НЕТКА»
Воспитатель придумывает слово. От участников требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только однослдожно «да» или «нет», пока не будет получен правильный ответ.
10. Игра «Волшебный экран»
Данная игра учит мыслить детей системно. Описанием игры может стать стихотворение :
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми и скорее рассмотри!
М. Гафитулин.
Воспитатель показывает карточку с изображением предмета и постепенно дети отвечают на каждый вопрос из стихотворения.
11. Игра «Операция спасения»
Дети любят чувствовать себя героями. Можно предложить им ситуацию, когда герой попадет в безвыходное положение и его необходимо спасать. Ребёнок ищет пути спасения.
Например: жил-был цыплёнок. Он не послушался маму-курицу и вышел гулять, когда дул сильный ветер. Ветер поднял цыплёнка на высокий забор. Как спуститься оттуда, цыплёнок не знает.
Дети могут предлагать варианты спасения, воспитатель ориентирует их размышлния в нужном направлении, если это требуется.
12. Игра «Волшебные картинки»
Ира предназначена для развития воображения, мышления при нахождении образов в нарисованных детьми линиях (рисовать с закрытыми глазами).
Воспитатель: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка смолкнет, посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые части.
13. Игра «Пакля – Рвакля»
Поэтическая настольная игра. 60 карточек, среди которых нужно находить рифмующиеся. Эта игра показывает, что ети не мыслят шаблонами. Пакля-Рвакля даёт детям пространство для творчества.
14. Игра «Друдлы».
Игроки смотрят на любую абстрактную картинку и придумывают на что похожа она. Отличными друдлами на прогулке могут служить кроны деревьев или облака.
15. Игра «Универсальный предмет»
Суть игры: выбираем любой предмет, привычный нам и предлагаем придумать: как его можно использовать еще, иначе? Помимо основного назначения. Например, стул! Упражнение тренирует способность видеть не только главную функцию предмета (для чего он был создан, но и скрытые функции (для чего еще он может пригодиться, например, в какой-то неординарной ситуации).