Виктория Ильенко
Картотека игр по развитию творческого мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Креативное мышление
1. «Описываем различные свойства предметов»
Описать любой предмет или игрушку.
Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т. д.
Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.
Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке?
Расскажи эти сказки.
"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о
яблоках.
2. «Продолжаем знакомство со свойствами предметов»
Публикация «Картотека игр по развитию творческого мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок
должен назвать, что это за предмет (игрушка).
3. «Поезд»
Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики»
должны быть разными. Берем пять картинок и говорим : «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую
картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда.
Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши >
вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую
картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что
это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили
тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала,ФАРФОРА. А теперь будем по
очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.
4. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок (можно схематично изобразить на
картинках, а ребенок дорисовывает)
«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».
«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».
«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». «Голубой
платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку».
«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».
5. Знакомство со способами применения или использования предметов
Перечислить как можно больше способов применения предмета.
Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?"
( варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).
6. Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при
взаимодействии предметов друг с другом.
а) выбрать предметы, которые тонут;
б) выбрать предметы, которые не тонут;
в) выбрать предметы, которые могут разбиться и. т. д.
7.«Слово на ладошке»
«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали
такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в. воде (рыбы, водоросли, ракушки,
камешки.).
8. Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).
1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?
3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить
лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?
9. Мышление и фантазия
1). Материал: две карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Каждый ребенок
придумывает предложение, которое содержит название 2-х задуманных предметов.
2). Две картинки, на которых изображены предметы. Придумать слово, находящееся между 2-х
задуманных предметов и служащих как бы переходным мостиком между ними.
«гусь» - «дерево»
- «взлететь». Гусь взлетел на дерево.
- «вырезать». Из дерева вырезали гуся.
- «спрятался». Гусь спрятался за дерево.
- «представь». Представь, что все игрушки заговорили. Что бы они сказали?
10. Вопросы для развития мышления.
1. Почему вода в холодильнике замерзает?
2. Почему зимой включают отопление?
3. Для чего нужны печки и плиты?
4. Откуда мы узнаем, сколько время?
5. Зачем нам книги?
6. Что делают ножницами?
7. Что (кто) может летать?