БИЙМУРЗАЕВА МАДИНА
Картотека игр по развитию речи для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
"НЕПОСЕДЫ"
Лексическая тема «Огород. Овощи»
1. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Инструкция к заданию: педагог произносит основную часть предложения, бросает мяч ребёнку, который заканчивает предложение названием соответствующего овоща и возвращает мяч.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
Публикация «Картотека игр по развитию речи для старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
капуста
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…
морковку
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я…
свекла
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
лук Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
огурцы
2. Дидактическая игра «Кто внимательный?»
Инструкция к заданию: педагог предлагает запомнить расположение овощей, а затем найти изменения в их расположении.
5 – 6 муляжей овощей выставлены на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить их расположение, закрыть глаза. В это время педагог меняет овощи местами.
«А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие овощи переставлены? Покажите, где они стояли раньше?»
3. Дидактическое упражнение «Что приготовить из овощей?»
Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Пюре из картофеля – какое? … (картофельное)
Салат из огурцов– какой? … (огуречный)
Икра из кабачков– какая? … (кабачковая)
Суп из овощей– какой? … (овощной)
Сок из моркови – какой? … (морковный)
Суп из гороха – какой? … (гороховый)
Оладьи из кабачков – какие? … (кабачковые)
Салат из капусты– какой? … (капустный)
4. Дидактическое упражнение «Есть – нет»
Задачи: отрабатывать умение образовывать форму родительного падежа существительных.
Помидор. – нет помидора.
Картофель … – нет картофеля.
Петрушка. – нет петрушки.
Луковица. – нет луковицы. Грядка. – нет грядки.
Корень. – нет корня. Земля. – нет земли.
Стебель. – нет стебля. Урожай. – нет урожая.
Огород. – нет огорода.
5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Задачи: упражнять в составлении словосочетаний со значением противопоставления.
Помидор сладкий, а лук … (горький)
Картофель крупный, а редис … (мелкий)
Помидор мягкий, а баклажан … (твёрдый)
Помидор гладкий, а огурец … (шершавый)
Кабачок большой, а огурец … (маленький)
6. Дидактическое упражнение «Убираем урожай»
Задачи: активизировать глагольный словарь.
Морковь, свёклу, репу, редис … (выдёргивают)
Огурцы, помидоры, кабачки, горох … (срывают)
Капусту … (срезают)
Картофель … (выкапывают)
Лексическая тема «Сад. Фрукты»
1. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Инструкция к заданию: педагог произносит основную часть предложения, бросает мяч ребёнку, который заканчивает предложение названием соответствующего фрукта и возвращает мяч.
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся …
фрукты
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки
Родом он из жарких стран,
Высоко растёт …
банан
Фрукт похож на неваляшку,
Носит жёлтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала …
груша
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?
Этот фрукт в рубашке яркой лимон
Любит, чтобы было жарко.
Не растёт среди осин
Круглый, рыжий …
апельсин
2. Дидактическая игра «Из чего компот (варенье, сок?»
Инструкция к заданию: педагог поочерёдно бросает детям мяч, называя детям слово компот (варенье, сок) и фрукт. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, обозначающее притяжательное прилагательное.
Компот из яблок – какой? … (яблочный)
Варенье из яблок– какое? … (яблочное)
Сок из яблок – какой? … (яблочный)
Компот из груш – какой? … (грУшевый)
Варенье из груш– какое? … (грУшевое)
Сок из груш – какой? … (грУшевый)
(лимон, апельсин, слива, персик и т. п.)
3. Дидактическое упражнение «Назови ласково»
Инструкция к заданию: педагог предлагает детям образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
яблоко – яблочко слива – сливка
банан – бананчик мандарин – мандаринчик
апельсин – апельсинчик абрикос – абрикосик
лимон – лимончик ананас – ананасик
груша – грушка гранат – гранатик
4. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Задачи: упражнять в составлении словосочетаний со значением противопоставления.
Персик большой, а абрикос … (маленький)
У яблока семечек много, а сливы … (одно — косточка)
Апельсин круглый, а лимон … (овальный)
Лимон кислый, а абрикос … (сладкий)
Апельсин больше, а мандарин … (меньше)
5. Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»
Инструкция к заданию: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «два», «три», «четыре», «пять».
Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
Одна слива, две сливы, три сливы, четыре сливы, пять слив и т. п.
Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл»
1. Дидактическая игра «Назови ласково»
Инструкция к заданию: игроки стоят в кругу, ведущий стоит в середине круга и бросает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя хлебобулочное изделие в уменьшительно-ласкательной форме.
хлеб – … (хлебушек) пряник – … (пряничек)
торт – … (тортик) пирог –… (пирожок)
лепешка – … (лепешечка) калач – … (калачик)
баранка – … (бараночка) блин – … (блинчик)
ватрушка – … (ватрушечка) булка – … (булочка)
бублик – … (бубличек) батон – … (батончик)
2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Инструкция к заданию: педагог предлагает детям выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.
Картофель, морковь, ячмень, свекла.
Просо, рожь, баклажан, пшеница.
Рис, кукуруза, яблоко, рожь.
Гречиха, слива, виноград, персик.
Ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
3. Дидактическая игра «Из чего сварили кашу?»
Инструкция к заданию: педагог поочерёдно бросает детям мяч, предлагая назвать злак, из которого сварили кашу.
пшенную — (просо) манную — (пшеница)
гречневую — (гречиха) овсяную — (овес)
перловую — (ячмень) кукурузную — (кукуруза)
геркулесовую — (овес)