Елена Головко
Картотека игр по лексической теме «Весна» на развитие лексико — грамматического строя речи для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Слова - приятели»
Цель: обогащение словаря синонимов
Ход:
Половодье – разлив, паводок, высокая вода;
прилёт – возвращение (птиц);
мокрая – сырая, влажная (земля);
идёт – шагает, спешит (весна);
шумит – бурлит, журчит, звенит (ручей)
Игра «Слова - неприятели»
Цель: обогащение словаря антонимов
Ход:
Ранняя – поздняя
солнечная – пасмурная
неожиданная – долгожданная
мелкий – глубокий
мокрая – сухая
рыхлая – плотная
оживать – замирать
ясно – пасмурно
Публикация «Картотека игр по лексической теме „Весна“ на развитие лексико — грамматического строя речи для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Игра «Слова - родственники»
Цель: развивать умение подбирать однокоренные слова
Ход:
Весна – веснянка, веснушки, весенний;
солнце – солнышко, солнечный, подсолнух;
трава – травинка, травушка, травинушка, травяной
Игра «Очень сложные слова»
Цель: развивать умение образовывать сложные слова (слово из двух корней)
Ход:
Явление, когда снег тает… (снеготаяние)
Явление, когда лёд идёт … (ледоход)
Как называются первые цветы … (первоцветы)
Если долго ждать весну, то она … (долгожданная)
Игра «Новые слова»
Цель: образование глаголов с помощью приставок
Ход:
Греть – согреть, отогреть, пригреть, перегреть, нагреть, разогреть, обогреть;
таять – растаять, подтаять, оттаять;
дуть – надуть, передуть, задуть, обдуть
Игра «Назови ласково»
Цель: образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов
Ход:
Солнце – солнышко
лужа -.
дождь -.
луг -.
цветок -.
земля.
облако -.
роща -.
птица -.
вода -.
птенец -.
дерево -.
жук -.
ветка -.
гнездо -.
капля -.
росток -.
лист -.
ручей -.
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: нахождение соответствующих понятий
Ход:
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед.
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.
Игра «Один - много»
Цель: образование существительных во множественном числе
Ход:
Месяц – месяцы
весна - …
проталина -.
лужа -.
ручей.
льдина -.
птица -.
гнездо -.
почка -.
лист -.
трава -.
подснежник -.
поле -.
луг -.
сад -.
трава -.
грядка -.
сосулька -.
дерево -.
перо -.
птенец -.
детёныш -.
Игра «Один, три, пять…»
Цель: образование существительных множ. числа в Именит. и Родит. падежах
Ход:
1 ручей – 3 ручья – 5 ручьёв
1 сосулька - … - …
1 лужа - … - …
1 луч - … - …
1 гнездо - … - …
1 льдина - … - …
1 облако - … -.
1 дождинка - … - …
Игра «Какой, какая, какое, какие?
Цель: согласование существительных с качественными прилагательными
Ход:
Солнышко (какое) – яркое, весеннее, лучистое, теплое
Травка (какая) – молодая, зеленая, первая
Весна (какая) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя
Небо (какое) – голубое, высокое, яркое
Облака (какие) – легкие, белые, пушистые
Игра «Действия»
Цель: обогащение глагольного словаря
Ход:
Пришла – весна
Плывут - …
Дует - …
Бегут - …
Солнце – греет, светит…
Облака - …
Снег - …
Игра «На что похож?»
Цель: развивать умение подбирать сравнения
Ход:
Синий лед похож на (стекло)
Густой туман - …
Пушистые облака - …
Сосулька - …
Игра «Самый-самый»
Цель: образование степеней сравнения качественных прилагательных
Ход:
теплый — теплее
светлый — светлее
яркий —.
темный —.
громкий —.
рыхлый —.
высокий —.
свежий —.
чистый —.
прозрачный —.
сильный —.
быстрый —.
радостный —.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: классификация предметов
Ход:
Куртка, шуба, плащ, перчатки
снеготаяние, снегопад, ледоход, проталина
прилёт, возвращение, отлёт, гнездование
март, июль, май, апрель
снег, дождь, гроза, солнце
ЧИСТОГОВОРКИ
Цель: автоматизация поставленных звуков
Ход:
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне
ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну
КО – КО – КО - солнце светит высоко
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи
ГА – ГА – ГА - растаяли снега
ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи
КА – КА – КА - в небе облака
ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди
Литература:
КРО «Ознакомление с окружающим миром» для работы с детьми 5-6 лет, И. А. Морозова Мозаика — Синтез, Москва 2007
«Ознакомление с окружающим миром», Н. В. Алёшина ЦГЛ, Москва 2003
«Комплексные занятия в старшей группе детского сада», Т. М. Бондаренко Учитель, Воронеж, 2007
«Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», Л. Н. Арефьева ТЦ Сфера, Москва 20014
КРО «Развитие речевого восприятия», И. А. Морозова Мозаика — Синтез, Москва 2007
«Игры и упражнения для развития речи» для работы с детьми 6 -7 лет, Н. М. Быкова Детство — Пресс, Санкт-Петербург 2010