Елизавета Андреевна Митасова
Картотека упражнений по профилактике плоскостопия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Плоскостопие — это заболевание костно-связочного аппарата, при котором происходит деформация стопы с уплощением ее свода Одной из причин развития плоскостопия – является недостаток или избыток нагрузки на ноги. Например, это может быть связано с ношением неправильной обуви. Ходьба по траве, камням, песку вынуждают работать мышцы и связки. При отсутствии нагрузки мышцы слабеют, в том числе и мышцы стоп и не могут поддерживать стопу в правильном положении.
Публикация «Картотека упражнений по профилактике плоскостопия в ДОУ» размещена в разделах
Надо чаще давать отдых ногам – регулярно делать гимнастику стоп, массаж. Для профилактики плоскостопия у детей нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребёнок. Очень важно, чтобы ребенок не донашивал чужую обувь, так как разношенная колодка неправильно распределяет нагрузку на стопы. Обувь для ребенка должна быть удобной, подходить по размеру, с небольшим каблучком, жёстким задником и мягким супинатором, который будет обеспечивать правильное формирование стопы. В рамках воспитания здорового образа жизни у детей в детском саду ежедневно проводиться утренняя гимнастика. На занятиях по физической культуре используются дыхательные упражнения; упражнения, направленные на формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета, профилактику плоскостопия. Для большей эффективности рекомендуется выполнять упражнения в домашних условиях совместно с родителями.
При выполнении комплекса упражнений в совместной деятельности родителя и ребенка в домашних условиях решаются следующие задачи:
1. Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
3. Создание доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы совместной деятельности детей и взрослых.
4. Способствовать правильному формированию и укреплению мышц свода стопы.
«Барабан»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: стульчики или скамейки.
Содержание игры.
Дети сидят на стульях (скамейке, стопы параллельны, пятки прижаты к полу. Педагог сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют упражнение. Пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, но такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. Одновременно нужно контролировать правильность осанки
«Сидя по-турецки»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: гимнастическая лестница
Содержание игры. Дети сидят на ковре, ноги сложены по-турецки (крестнакрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются о пол. Нужно встать, придерживаясь за какую – нибудь опору или с помощью педагога (другого ребенка — постарше). Ноги должны быть прямыми (скрестно, стоять надо на наружных краях стоп. Так же сесть; тяжесть туловища равномерно распределяется на обе ноги, на наружные края стоп.
«Кто быстрее спрячет простынку?»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: простынки длиной 50—60 см (по числу детей, стулья (скамейка). Содержание игры. Дети садятся на стулья (скамейку). По сигналу педагога дети начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.
«Донеси платочек»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: платочки (по числу детей, стулья (скамейка).
Содержание игры. Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни разу не уронив его.
«Танец медуз»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: прозрачные газовые платочки (по числу участников, стулья. Содержание игры. Дети сидят полукругом на стульях, пальцами стоп удерживая платочек. Каждый игрок подбрасывает платок одной стопой, ловит другой (танец медуз). Выигрывает ребенок, наибольшее время удерживающий платок без падения. Победитель может определяться по наибольшему количеству раз подбрасываний и ловли платка.
«Перебрось платочек»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: легкий платок.
Содержание игры. Игроки делятся на пары, садятся напротив друг друга, расстояние между стопами — 30—40 см., ноги согнуты, стопы на полу, руки в упоре сзади. У игроков, сидящих справа, в пальцах стоп платочек. По сигналу педагога игроки перебрасывают платок партнеру, сидящему на противоположной стороне. Определяется пара-победитель, дольше всех удерживающая платок от падения. Фиксирует максимальное время удержания платка в воздухе всеми игроками. Игра повторяется 2 раза. Сравнивают полученные результаты.
«Медузы» Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: большой отрез легкой ткани.
Содержание игры. Дети располагаются по кругу, лежат с опорой на предплечья, ноги согнуты, стопы на полу, пальцы удерживают ткань. Через одного дети рассчитываются на ядовитых и неядовитых медуз. По сигналу педагога игроки одновременно поднимают тело медузы вверх и плавно опускают его вниз. Затем движения выполняют только неядовитые медузы. Их сменяют ядовитые. Выпустившие ткань игроки ложатся на спину, руки в стороны — вверх, ноги шире плеч, стопы на себя — скользящая медуза. Игра повторяется 2—3 раза. Целесообразно использовать музыкальное сопровождение (морская тема).
Упражнение «Совушки»
Цель: самомассаж стоп.
Материал: канат, гимнастическая палка или обруч.
Содержание упражнения : переступать по канату приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают канат.
Упражнение «Поиграем с ежиком»
Массируем мы ножки,
Чтоб бегать по дорожке.
Цель: самомассаж стоп
Материал: массажный мяч «ёжик».
Содержание упражнения : И. П. стоя, руки на поясе. Покатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.
Упражнение «Смельчаки»
Цель: самомассаж стоп.
Материал: деревянные палочки.
Содержание упражнения : И. П. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу одной ногой. То же другой ногой.
Упражнение «Попробуй, как я»
Пальчиками ножек собираем мы,
Червячков для ёжиков,
Шишечки для белочек-
Смелые ведь мы.
Цель: укрепление мышц свода стоп.
Материал: верёвочки, платочки
Содержание игры: И. П. стоя перед обручем, руки на поясе. По сигналу воспитателя собирать как можно больше предметов из обруча, чередуя правую и левую ноги. Затем дети считают набранные предметы. Выигрывает тот, кто больше собрал.
Упражнение «цыпочки»
Исходное положение: стоя на цыпочках, руки на пояс.
Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с
Упражнение «мишки»
Исходное положение: стоя на внешней стороне стопы, руки на пояс.
Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с
Упражнение «пяточки»
Исходное положение: стоя на пяточках, руки на пояс.
Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с
Упражнение «путаем следы"
Исходное положение: стоя, руки на пояс.
Ходьба, 30 с.
Во время ходьбы ставим стопы перпендикулярно друг – другу (буквой «Т»)